ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ОТВЕТСВЕННОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ОТВЕТСВЕННОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Человеческая ответственность является одним из наиболее сложных определений в психологии, которую все еще пытаются сформулировать и объяснить ученые, опираясь на многочисленные исследования. Но несмотря на то, что этой теме посвящены многие научные работы, этот вопрос остается открытым и не разрешенным.

Сложность и тактичность в вынесении решения, что же является ответственностью, состоит в том, что этот термин является одним из основополагающих и фундаментальных принципов бытия человека и его нравственности.

В результате того, что и до настоящего времени отсутствует четко разработанная общая теория формирования чувства ответственности, в следствии ее психологического подтекста, этот вопрос остается актуальным и для настоящего времени.

В виду того, что люди очень чувствительны к тому, что является их личной ответственностью, виной и чувством собственного долга, без которых можно сказать и не существовало бы ответственности, ученые не оставляют попыток разобрать данный термин на составляющие и дать ему более конкретное и четкое определение.

В современном обществе, призывы к ответственности, часто могут восприниматься людьми как угрожающие, из-за того, что ассоциируются с наказанием, в силу чего вызывают дискомфорт и раздражение. И несмотря на это ответственность признается нами как социально ценное качество личности, которое обязательно необходимо воспитывать, а также развивать и формировать. Поэтому можно заявлять, что ответственность - это качество личности, необходимое каждому человеку не только для личностного развития, но и для адаптации к современному требовательному миру.

В настоящее время появляется все возрастающий интерес к проблеме изучения формирования ответственности именно в подростковом возрасте.

Актуальность проблемы формирования ответственности в подростковом возрасте заключается в том, что на ряду с переосмыслением своих собственных характеристик, у подростка расширяется пространство социальных интересов, что влечет за собой осознание возможности изменения своего статуса участника в общественной жизни.

Отечественные и зарубежные исследователи занимались и продолжают заниматься изучение ответственности и в список таких ученых входят: А.Адлер, Ж.Пиаже, Л.Кольберг, Ф.Хайдера, Л.С.Мамут, Р.Мэй, Х.Хекхаузен, В.Франкл, Э.И.Рудковский, Д.А.Леонтьева, К.Муздыбаев, В.А.Розанова, К.А.Абульханова–Славская, В.И.Новосельцев, Е.Д.Дорофеев, М.В.Панасенко, З.Е.Заводская и Л.В.Шевченко, М.М.Бахтин, С.И.Ожегов, А.Г.Спиркин, З.Н.Борисова, В.С.Мухина, Г.Л.Тульчинский и другие.

Но не несмотря на то, что у специалистов не угасает интерес к проблеме изучения, становления и развития чувства ответственности, до настоящего времени явно не хватает эмпирических данных, указывающих на возможность ее воспитания, что подтверждается фактом отсутствия в исследованиях ученых комплексного подхода к воспитанию ответственности у подростков, что и подтверждает современная система образования, которая продолжает в прежних традициях акцентировать внимание не на ответственности, а на исполнительности подрастающего поколения.

Все выше указанное и определило наш интерес к выбранной теме дипломной работы.

Для изучения степени сформированности чувства ответственности в подростковом возрасте нами были использованы следующие психолого-диагностирующие методики: «Шкала ответственности» (В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский), «Копинг–стратегии» (Р. Лазарус), «Диагностика общей самооценки» (методика предложена Г. Н. Казанцевой), «Оценка самоконтроля в общении» (по Мариону Снайдеру), «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов).

Результаты диагностики подростков по методике «Шкала ответственности» (В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский) на констатирующем этапе эксперимента, представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1

Результаты диагностики подростков по методике

«Шкала ответственности»

Этап исследования

Чувство ответственности

 

Высокий

показатель (чел.)

Средний показатель (чел.)

Низкий показатель(чел.)

Констатирующий

4

16

7

Рис.1. Результаты диагностики подростков по методике

«Шкала ответственности»

Анализ результатов, представленных в таблице 1 и на рисунке 1, позволяют сделать вывод о том, что у большинства испытуемых преобладает низкий уровень ответственности, что составляет 45 %; средний уровень ответственности у 40% опрошенных и у 15% уровень ответственности высокий.

Результаты диагностики подростков по методике «Копинг–стратегии» (Р. Лазарус) на констатирующем этапе эксперимента, представлены в таблице 2 и на рисунке 2.

Таблица 2

Результаты диагностики подростков по методике «Копинг–стратегии»

Этап исследования

Показатели «копинг-стратегий»

 

Адаптивный вариант копинга (чел.)

Адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии (чел.)

Выраженная дезадаптация

(чел.)

Констатирующий

0

11

16

Рис.2. Результаты диагностики подростков по методике

«Копинг–стратегии»

Анализ результатов, представленных в таблице 2 и на рисунке 2, позволяют сделать вывод о том, что у большинства испытуемых наблюдается высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации и составляет – 60%; средний, адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии составляет 40% опрошенных, а низкий уровень напряженности, который может говорить об адаптивном варианте копинга составил - 0% опрошенных.

Результаты диагностики подростков по методике «Диагностика общей самооценки» (методика предложена Г. Н. Казанцевой) на констатирующем этапе эксперимента, представлены в таблице 3 и на рисунке 3

Таблица 3

Результаты диагностики подростков по методике

«Диагностика общей самооценки»

Этап исследования

Показатель самооценки

 

Высокая самооценка(чел.)

Адекватная

самооценка (чел.)

Низкая

самооценка(чел.)

Констатирующий

2

10

15

Рис.3. Результаты диагностики подростков по методике

«Диагностика общей самооценки»

Анализ результатов, представленных в таблице 3 и на рисунке 3, позволяют сделать вывод о том, что у большинства испытуемых самооценка находится на низком уровне - 5%; адекватная самооценка у 37% опрошенных и у 8% учащихся самооценка на высоком уровне.

  1. Результаты диагностики подростков по методике «Оценка самоконтроля в общении» (по Мариону Снайдеру) на констатирующем этапе эксперимента, представлены в таблице 4 и на рисунке 4

Таблица 4

Результаты диагностики подростков по методике

«Оценка самоконтроля в общении»

Этап исследования

Показатель уровня самоконтроля

 

Высокий

коммуникативный контроль (чел.)

Средний

коммуникативный

контроль (чел.)

Низкий

коммуникативный

контроль (чел.)

Констатирующий

0

7

20

Рис.4. Результаты диагностики подростков по методике

«Оценка самоконтроля в общении»

Анализ результатов, представленных в таблице 4 и на рисунке 4, позволяют сделать вывод о том, что у большинства испытуемых низкий коммуникативный контроль – 74%; средний коммуникативный контроль у 26%; высокий коммуникативный контроль составила 0% у опрошенных.

Результаты диагностики подростков по методике «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов) на констатирующем этапе эксперимента, представлены в таблице 5 и на рисунке 5

Таблица 5

Результаты диагностики подростков по методике «Самооценка силы воли»

Этап исследования

Показатель уровня самооценка силы воли

 

Большая

сила воли (чел.)

Средняя сила воли (чел.)

Слабая сила воли (чел.)

Констатирующий

1

11

15

Рис.5. Результаты диагностики подростков по методике

«Самооценка силы воли»

Анализ результатов, представленных в таблице 5 и на рисунке 5, позволяют сделать вывод о том, что у большинства испытуемых слабая сила воли – 56%; средняя сила воли у 41% опрошенных и у 3% сила воли большая.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента, позволяет сделать следующие выводы: у большинства испытуемых преобладает низкий уровень ответственности, что составляет 45 %; наблюдается высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации– 60%; самооценка у 55 % респондентов находится на низком уровне; испытуемые имеют низкий коммуникативный контроль – 74% и слабую силу воли - у 56% подростков.

На основании констатирующего этапа эксперимента нами была разработана программа «В ответе за себя» для работы с подростками в возрасте 13 лет для формирования чувства ответственности.

Программа ориентирована на групповую (формирующую) работу.

Цель программы: формирование чувства ответственности у подростка.

Задачи:осознание ответственного поведения, формирование умения регуляции поведения, развитие адекватной самооценки, повышение умения самоконтроля, обучение навыкам развития силы воли.

Программа «В ответе за себя» построена таким образом, что один вид деятельности сменяется другим и позволяет сделать работу с подростками более динамичной и насыщенной, при этом менее утомительной, так как в течение занятий происходят частые переключения с одного вида деятельности на другой.

Каждое занятие состоит из трех частей: вводная часть, основная часть, завершение занятия.

Занятие начинается с ритуала приветствия, выполняющего функцию установления контакта психолога с несовершеннолетними и подростков друг с другом.

Основная часть предполагает проведение игр и приемов, направленных на решение основных задач занятия.

Заключительный этап предполагает обсуждение итогов занятия, эмоциональную, смысловую оценку, релаксацию.

Программа «В ответе за себя» предусматривает 1 занятие в неделю, и того 16 занятий за учебный год. Продолжительность одного занятия 60 минут.

Ниже в таблице 6 представлено содержание программы «В ответе за себя».

Таблица 1

Содержание программы «В ответе за себя» для формирования ответственности в подростковом возрасте

п/п

Цель занятия

Содержание занятия

Примечание

1.

Ознакомить учащихся с принципом проведения занятий, сплоченность группы.

1.Упражнение «Приветствие»

2.Обсуждение и принятие групповых правил.

3.Упражнение «Снежинка».

4.Упражнение «Расширение зоны».

5.Упражнение «Внимание - опасность!».

6.Заключение (рефлексия).

7. Ритуал прощания.

Мяч, листы бумаги

2.

Формировать умение определять чувства и эмоции; формировать навыки управления чувствами и эмоциями

1.Ритуал приветствия - упражнение «А ты с какой планеты?».

2. Беседа «Наши чувства и эмоции».

3.Упражнение «Спроси у себя…».

4. Творческий блок.

5.Заключение (рефлексия).

6. Ритуал прощания.

Конверт с вопросами (незаконченные предложения), листы бумаги, ручки, карандаши

3.

Формировать позитивное отношение подростка к себе и позитивное отношение группы к каждому.

1.Ритуал приветствия.

2.Упражнение «Письмо себе».

3.Упражнение «Закончи предложения.

4.Упражнение «Ищу друга».

5.Заключение (рефлексия).

6.Ритуал прощания.

Листы бумаги, ручки, карандаши

4.

Введение в понятие «конфликт», осознание собственной конфликтности, формирование умения поведения в конфликтной ситуации(самоконтроль)

1.Ритуал приветствия.

2.Беседа с подростком по понятию «Конфликт» - 10 мин.

3.Упражнение «Конфликт рук».

4. Упражнение «В стране вещей».

5.Упражнение «Закончи предложение».

6.Заключение (рефлексия)

7. Ритуал прощания.

Карточки

5.

Формировать понятия о стрессе, его причинах, способах самоконтроля в управлении данным явлением

1.Ритуал приветствия.

2.Упражнение «Фокусировка»

3.Упражнение «Стаканчик».

4. «Как справиться со стрессом?»

5.Заключение (рефлексия).

6. Ритуал прощания.

Бумажный стаканчик, бумага и письменные принадлежности

6.

Формировать адекватную самооценку и положительное отношения к себе

1.Ритуал приветствия.

2. Дискуссия «Что такое самооценка?»

3. Упражнение «Кто я?».

4. Упражнение «Спасибо за...».

5.Упражнение«Круг доброжелателей».

6.Заключение (рефлексия).

7. Ритуал прощания.

Бумага и письменные принадлежности

7.

Формировать положительное отношение к себе и к другим, повышение самооценки

1. Ритуал приветствия.

2.Дискуссия «Моя уникальность».

3.Упражнение «А вы слышали?».

4.Упражнение «Самопрезентация».

5.Заключение (рефлексия).

6. Ритуал прощания.

Бумага и письменные принадлежности

8.

Формировать адекватную самооценку, поведение, и самоконтроль

1.Ритуал приветствия.

2.Упражнение «Таблица претензий».

3.Упражнение «Детские обиды».

4.Упражнение «Я обижаюсь, когда…».

5.Заключение (рефлексия).

6. Ритуал прощания.

Бумага и письменные принадлежности

9.

Формировать адекватную самооценку и силу воли

1.Ритуал приветствия.

2.Упражнение «Я в своих глазах и в глазах других людей»

3.Упражнение «Хочу, Могу, Делаю».

4.Упражнение «Контракт с самим собой».

5.Заключение (рефлексия).

6. Ритуал прощания.

Бумага и письменные принадлежности

10.

Формировать адекватное копинг поведение, самоконтроль и силу воли

1.Ритуал приветствия.

2.Упражнение «Как справится с раздражением, плохим настроением».

3. Упражнение «Вверх по радуге»

4.Упражнение «Аукцион».

5. «Веселая гусеница».

6. Упражнение «Опиши или нарисуй»

7.Упражнение «Закончи предложения»

8.Заключение (рефлексия).

9. Ритуал прощания.

Бумага и письменные принадлежности, воздушные шарики

11.

12.

Формировать чувство ответственности, осознания своих чувств и чувств другого человека

1.Ритуал приветствия.

2.Упражнение «Мои права и права и других людей».

3.Упражнение «Почувствуй состояние другого».

4.Упражнение «Как оценить поступки других».

5.Заключение (рефлексия).

6. Ритуал прощания.

Мяч,бумага и письменные принадлежности

13.

Формировать умение понимать себя

1.Ритуал приветствия.

2.Упражнение «Победи своего дракона».

3.Упражнение «Моя вселенная»

4.Заключение (рефлексия).

5. Ритуал прощания.

Бумага и письменные принадлежности

14.

Формировать позитивный настрой на будущее, осознание причин выбора модели поведения в различных ситуациях, умение понимать себя и других людей по поведению, формировать навыки справляться с проблемами в поведении.

1.Ритуал приветствия.

2.Упражнение «Представление героев».

3.Упражнение «Проблемы героев».

4.Упражнение «Мое будущее».

5.Заключение (рефлексия).

6. Ритуал прощания.

Бумага и письменные принадлежности

15.

Формировать способности осознавать свое состояние, находить слова для его обозначения, снятие эмоционального напряжения

1.Ритуал приветствия.

2.Упражнение «Посидите так, как сидит…».

3.Упражнение «Лобно-затылочный обхват».

4.Упражнение «Чепуха».

5.Заключение (рефлексия).

6. Ритуал прощания.

Бумага и письменные принадлежности

16.

Закрепить дальнейшее самораскрытие, самопознание, подведение итогов занятий

1.Ритуал приветствия.

2.Притча Ворона и павлин.

3.Подведение итогов групповых занятий

Запись веселой музыки; чистые листы бумаги, ручки, цветные карандаши, цветная бумага, материалы для поделок

Список используемой литературы

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Аткинсон Р. Л, Аткинсон Р. С, Смит Э. Е, Бем Д. Дж. И др. Введение в психологию. пер. с англ. - М.:2003 – 672 с.

        2. Горянина В. А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.  416 с.

3. Заика Е. В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. «Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением». Вопросы психологии. 1990. №4.

4. Зозуля Т.В. Основы социальной и клинической психиатрии. М.: Изд-во Академия, 2001. 224 с.

5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: Изд-во ТЦ «Сфера», 2001. 464 с.

6. КоломинскийЯ. Л.,Жизневский Б. П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности М.: Изд-во Академия, 2001. 375 с.

7. Кон И. С. «Психология старшеклассника». Пособие для учителя - М. Просвещение. 1980[11,12].

8. Муздыбаев К. Психология ответственности / Под ред. В.Е. Семенова. Изд. 2-е, доп. М., 2010.

9. Прядеин В. П. Психодиагностика личности : Избранные психологические тесты : Практикум. – Сургут : Сургутский гос. пед. ун-т, 2014. – 215 с.

10. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. Москва: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.

11. Ялом И. Экзестенциальная психотерапия. М: Класс, 1999. - 576с.

Просмотров работы: 94