Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт. Все это при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:
- дети без попечения родителей;
- дети – инвалиды;
- дети с ограниченными возможностями здоровья (недостатки в физическом и умственном развитии);
- дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и технологических катастроф, стихийных бедствий;
- дети из семей беженцев и переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети – жертвы насилия;
- дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети с отклонениями в поведении;
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Исследование по изучению особенностей проявления тревожности у подростков проводилась на базе МОУ «Санталовская СШ» Ясногорского района Тульской области. В исследовании приняли участие 16 человек, из них 7 девочек и 9 мальчиков, в возрасте 13 – 15 лет.
Ниже в таблице 1 представлено описание выборки. Данные взяты у социального педагога школы.
Таблица 1
Описание выборки испытуемых
ПП |
Фамилия, имя ученика |
Описание жизненной ситуации, в которой находится подросток |
1 |
Аня М. |
«Несчастная любовь» |
2 |
Вася П. |
Неблагополучная семья |
3 |
Вика П. |
Конфликт с учителем биологии |
4 |
Анна Ч. |
Развод родителей |
5 |
Дима А. |
Конфликт с папой, который не живет в семье |
6 |
Андрей З. |
Конфликт со старшей сестрой |
7 |
Инна Б. |
Тяжелая болезнь бабушки |
8 |
Максим Н. |
Неблагополучная семья |
9 |
Игорь Д. |
Изгой в классе |
10 |
Оля М. |
Конфликт с одноклассниками |
11 |
Соня Б. |
Конфликт с классным руководителем |
12 |
Олег М. |
Неблагополучная семья |
13 |
Ира В. |
Развод родителей |
14 |
Антон Т. |
«Несчастная любовь» |
15 |
Леша Л. |
Неблагополучная семья |
16 |
Вика Б. |
Развод родителей |
Для изучения особенностей копинг-стратегий подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, нами была составлена диагностическая программа, представленная в таблице №2. В данной программе присутствуют методики на изучение уровня агрессии и тревожности. Дети исследуемой группы находятся в трудных жизненных ситуациях, большинство из которых сопровождаются стрессом для подростков и агрессивными поступками.
Таблица 2
Диагностическая программа исследования особенностей копинг-стратегий подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации
№ п/п |
Название методики, автор |
Цель |
Исследуемые свойства |
1 |
Индикатор копинг-стратегий (Амирхан Д.) |
Выявление доминирующих копинг-стратегий личности |
Доминирующие копинг-стратегий личности |
2 |
Методика определения копинг-поведения в стрессовых ситуациях (Норман С., Эндлер Д. Ф., Джеймс Д. А.,. Паркер М. И) |
Определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий |
Копинг-поведение в стрессовых ситуациях |
3 |
Шкала социально-психологической адаптации (Роджерс К., Даймонд Р.) |
Изучение особенностей адаптационного периода личности через интегральные показатели «адаптация», «самоприятие», «приятие других», «эмоциональная комфортность», «интернальность», «стремление к доминированию». |
Интегральные показатели «адаптация», «самоприятие», «приятие других», «эмоциональная комфортность», «интернальность», «стремление к доминированию». |
4 |
Методика диагностики уровня тревожности Спилбергера |
Диагностика уровня и характера тревожности |
Уровень личностной и ситуативной тревожности |
5 |
Оценка агрессивности в отношениях Ассингера А. |
Определение корректности в поведении личности по отношению к окружающим |
Уровень агрессивности |
Результаты диагностики по методике «Индикатор копинг-стратегий» (Амирхан Д.) на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 2 .
Таблица 2
Результаты диагностики по методике «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан) на констатирующем этапе эксперимента
Этап исследования |
Шкала «избегание проблем» (уровень) |
|||
Констатирующий |
Очень низкий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Количество испытуемых, % |
- |
37 |
26 |
37 |
Этап исследования |
Шкала «поиск социальной поддержки» (уровень) |
|||
Констатирующий |
Очень низкий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Количество испытуемых, % |
- |
50 |
37 |
13 |
Этап исследования |
Шкала «разрешение проблем» (уровень) |
|||
Констатирующий |
Очень низкий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Количество испытуемых, % |
13 |
37 |
50 |
- |
Анализ результатов, представленных в таблице2, позволяет утверждать, что для большинства подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации характерны высокий и низкий уровень «избегание проблем» (по 37%). Испытуемые используют поведенческую стратегию, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем. При этом, человек может использовать пассивные способы избегания, например, уход в болезнь или употребление алкоголя, наркотиков, может совсем «уйти от решения проблем», использовав активный способ избегания - суицид.
Стратегия избегания — одна из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения. Она направлена на преодоление или снижение дистресса человеком, который находится на более низком уровне развития. Использование этой стратегии обусловлено недостаточностью развития личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем. Однако она может носить адекватный либо неадекватный характер в зависимости от конкретной стрессовой ситуации, возраста и состояния ресурсной системы личности.
Стратегия поиска социальной поддержки как активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим, у 50% опрошенных на низком уровне, у 37% - на среднем и лишь у 13% - на высоком.
Стратегия разрешения проблем как активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы, в выборке испытуемых представлена следующим образом - высокий уровень по данной шкале отсутствует, половина испытуемых (50%) со средним уровнем применения данной стратеги, 37% - с низким.
Результаты диагностики по методикеопределения копинг-поведения в стрессовых ситуациях (Норман С., Эндлер Д. Ф., Джеймс Д. А., Паркер М. И.) на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты диагностики по методике «Определения копинг-поведения в стрессовых ситуациях»на констатирующем этапе эксперимента
Этап исследования |
Копинг-стратегии |
||||
Констатирующий |
Решение задачи |
Эмоции |
Избегание |
Отвлечение |
Соц. отвлечение |
Количество испытуемых, % |
6 |
25 |
37 |
13 |
19 |
Анализ полученных данных позволил выявить, что большинство опрошенных детей выбирают в трудных жизненных ситуациях копинг-стратегию избегание (37%), которая связана с неспособностью справиться с ситуацией. Для испытуемых данной категории характерно уклонение от любых стрессовых ситуаций.
25% испытуемых подвержены эмоциям и выражают свое отношение к трудной жизненной ситуации через эмоциональный всплеск. Копинг, целью которого являются эмоции – это преодоление стресса с помощью когнитивных или поведенческих усилий, когда человек пытается уменьшить эмоциональное напряжение и поддержать аффективное равновесие.
И лишь 6% готовы решать проблему, искать выходы их ситуации, пытаются совладать со стрессом, уменьшить или даже устранить источник стресса.
Результаты диагностики по методике Шкала социально-психологической адаптации (Роджерс К., Даймонд Р.) на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты диагностики по методике Шкала социально-психологической адаптации (РоджерсК., ДаймондР.) на констатирующем этапе эксперимента
Этап исследования |
Интегральные показатели |
|||||
Констатирующий |
Уход от проблем |
Самоприятие |
Приятие других |
Эмоциональная комфортность |
Интернальность |
Стремление к доминированию |
Количество испытуемых, % |
12 |
12 |
12 |
26 |
12 |
26 |
Данные, полученные в результате исследования, позволяют сделать вывод о том, что 26% подростков из группы испытуемых стремятся к доминированию, т.е выражают стремление «быть первыми» в межличностных отношениях. Высокие показатели говорят о склонности подавлять другого человека, чувствовать превосходство над другими.
Такое же количество подростков- 26% оптимистично и уравновешенно (шкала эмоциональная комфортность) воспринимают социально-психологическую адаптацию.
«Уход от проблем» выявлен у 12% подростков. Такое же количество - использует «самоприятие», что свидетельствует о таких качествах, как видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению.
Шкала «приятие других» - 12% - критическое отношение к людям, раздражение, презрение по отношению к ним, ожидания негативного отношения к себе.
«Интернальность» выбрали 12% подростков, находящихся в трудных жизненных ситуациях. Низкий балл говорит о том, что происходящие с ними события являются результатом действия внешних сил (случая, других людей и т.д.).
Результаты диагностики по Тесту Спилбергера на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 5
Таблица 5
Результаты диагностики по тесту Спилбергера на констатирующем этапе эксперимента
Этап исследования |
Оценка тревожности, % |
|||||
Личностная |
Ситуативная |
|||||
Низкая |
Умеренная |
Высокая |
Низкая |
Умеренная |
Высокая |
|
Констатирующий |
13 |
50 |
37 |
19 |
37 |
44 |
Анализ полученных данных позволил выявить, что большинство опрошенных детей имеют повышенную тревожность в определенных ситуациях – 44%. Для них характерны субъективно переживаемые эмоции: динамичное напряжение, беспокойство, озабоченность, нервозность. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию (ситуативную неспособность человека справиться с требованиями конкретной задачи и/или ожиданиями партнера, боязнь негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного отношения к себе) и отличается различной интенсивностью.
Из группы детей 50% испытуемых имеют высокую личностную тревожность - устойчивую индивидуальную характеристику степени подверженности человека действию различных стрессоров. Как правило, интенсивность переживаний не соответствует величине реальной опасности и характеризует прошлый опыт индивида, то есть насколько часто ему приходилось испытывать состояние ситуативной тревоги.
Результаты диагностики по методике Ассингера А. «Оценка агрессивности в отношениях» на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 6.
Таблица 6
Результаты диагностики по методике Ассингера А. «Оценка агрессивности в отношениях» на констатирующем этапе эксперимента
Этап исследования |
Оценка агрессивности, % |
||
Чрезмерно миролюбивы |
Умеренно агрессивны |
Излишне агрессивны |
|
Констатирующий |
7 |
38 |
55 |
Анализ результатов, представленный в таблице, позволяет утверждать, что на констатирующем этапе показатели агрессивности у испытуемых преимущественно высокие. Большинство испытуемых в выборке обладают излишней агрессивностью – 55% . Для детей данной категории характерны частые, ничем не обоснованные вспышки агрессии, что может стать основой конфликтного поведения и правонарушений.
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
Для большинства подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации характерен высокий уровень стратегии «избегание проблем» - 37%. Стратегия поиска социальной поддержки у 50% опрошенных на низком уровне. Высокий уровень по шкале «разрешения проблем» отсутствует, средний уровень у половины испытуемых (50%).
Анализ полученных данных позволил выявить, что большинство опрошенных детей выбирают в трудных жизненных ситуациях копинг-стратегию избегание (37%), которая связана с неспособностью справиться с ситуацией.
Данные, полученные в результате исследования, позволяют сделать вывод о том, что 26% подростков из группы испытуемых стремятся к доминированию, т.е выражают стремление «быть первыми» в межличностных отношениях. Высокие показатели говорят о склонности подавлять другого человека, чувствовать превосходство над другими.
Большинство опрошенных детей имеют повышенную тревожность в определенных ситуациях – 44%. Для них характерны субъективно переживаемые эмоции: динамичное напряжение, беспокойство, озабоченность, нервозность. Из группы детей 50% испытуемых имеют высокую личностную тревожность - устойчивую индивидуальную характеристику степени подверженности человека действию различных стрессоров
На констатирующем этапе показатели агрессивности у испытуемых преимущественно высокие. Большинство испытуемых в выборке обладают излишней агрессивностью – 55% . Для детей данной категории характерны частые, ничем не обоснованные вспышки агрессии, что может стать основой конфликтного поведения и правонарушений.
Литература
Диссертационная / докторская работа: Колосова Татьяна Александровна. Копинг-поведение и механизмы психологической защиты у подростков: диссертация... кандидата психологических наук : 19.00.10 Санкт-Петербург, 2007 150 с. РГБ ОД, 61:07-19/452
Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004. 344 с.
Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения // Психологический журнал. 2008. Т. 29. №2. С 88-95.