САМООЦЕНКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

САМООЦЕНКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из важных и сложных проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. В настоящее время в связи с тем, что школы и общество в целом становятся более гуманными, изменяется педагогическая парадигма, которая теперь личностно-ориентирована, значительным является возросший интерес к личности школьника. Одной из важных задач школы является подготовка учащихся к самосовершенствованию, что делает особо значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебно- воспитательном процессе. Это, несомненно, требует сформированности у ребенка представлений о себе и своих возможностях, умение всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, принять роль ученика, правильно построить свои взаимоотношения с окружающими, т.е. требует определенного уровня сформированности самооценки.

Изучением самооценки детей занимались такие ученые и психологи, как Л. И. Божович, И. В. Дубровина, И. А. Зимняя, Д. Б. Эльконин, А. И. Липкина, Р. С. Немов, И. И. Чеснокова, Б. Г. Ананьев, В. С. Мухина, М. И. Лисина, Г. В. Бороздина, Д. Мид, Э. Эриксон, Л. С. Выготский и др.

Все они многие другие исследователи утверждали, что, особое значение в развитии самооценки имеет младший школьный возраст. Это сенситивный период для формирования и развития самооценки. Так, например, известный отечественный психолог, Л. С. Выготский, предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться, оформляться самооценка. Именно в период самооценка получает свое развитие за счет учебной деятельности, благодаря новой позиции — позиции ученика и нового психического образования — рефлексии, которым ребенок только начинает овладевать. Именно в этот период ребенок более эффективно накапливает знания о других и о самом себе.

Изучение детской самооценки младшего школьного возраста было проведено на базе детского реабилитационного центра г. Одоев. Это помогло узнать особенности детской самооценки не только во время учебного процесса, но и вне учебного времени, а также акцентировать внимание на влияние критичной для ребенка окружающей обстановки на формирование самооценки в этом возрасте.

Важнейшую роль в формировании специфических особенностей детей, попавших в реабилитационный центр, играют социальные условия их развития и, прежде всего, психическая депривация.

Говоря о социальной ситуации развития воспитанников подобного учреждения нужно, прежде всего, обращать внимание на разлуку с родителями, которую исследователи оценивают, как материнскую и патернальную (отцовскую) депривацию (Й. Лангеймер, З. Матейчек,

Л.А. Вяткина и др.). Под депривацией понимается состояние, возникающее в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставлена возможность удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного времени. В данном случае речь идет о базовых потребностях ребенка в любви и привязанности, безусловном принятии. Безусловно, воспитатели центра не могут в полной мере дать ту любовь и ласку, которая дается любящим родителем. Работа педагогов и воспитателей не включает это в обязанности, и в основном, направленна на развитие знаний и умений необходимых в данном возрасте, но исходя из моих наблюдений некоторые воспитатели пытаются проявлять материнскую заботу по отношению к детям, которые очевидно этого требуют и не проявляют чрезмерной агрессии и замкнутости. И почти все дети младшего школьного возраста, как правило, имеют своего «любимого» воспитателя, которому чаще всего обращаются, просят о помощи, общаются, а воспитатели как правило акцентируют свое внимание в основном на них. Вот как описывают ситуацию Й. Лангеймер и З. Матейчек: “Ребенок, бесспорно, нуждается в центральном ''объекте'', на котором сосредотачивается все его виды активности и который обеспечивает для него требующуюся уверенность… При нормальных обстоятельствах это, конечно, скорее мать или другое лицо на ее месте, становящееся фокусом, к которому притягиваются все отдельные виды активности ребенка”. Воспитанники детских учреждений страдают не только от депривации, но и от множественности социальных контактов. Американский исследователь

Д. Пруг обнаружил, что в ситуации с постоянно меняющимися взрослыми ребенок в состоянии восстановить прерванный эмоциональный контакт не более четырех раз, после чего он перестанет стремиться к такому роду контактов и становится к ним равнодушен.

У детей, воспитывающихся в детском центре можно обнаружить некоторые отличия в развитии самооценки, которые представлены в литературе и описывающие особенности детей младшего школьного возраста.

В основном у детей складывается устойчивая заниженная самооценка. Очень низкая самооценка может быть основана на личностных отклонениях и невротических расстройствах. Следствием недостатка у детей родительской любви может стать отсутствие у ребенка чувства уверенности в себе, которое, возникнув на ранних стадиях возрастного развития, впоследствии становится устойчивой характеристикой личности.

Низкая самооценка проявляется у детей в их нерешительности, неуверенности в незнакомой ситуации, избегании нового, низкой инициативности, в стремлении выбирать такие жизненные задачи и ситуации, которые гарантировали бы им успех. Нередко способом компенсации низкой самооценки становится внешняя агрессия. Агрессия у проявляется по отношению к педагогам, психологам центра, воспитателям и воспитанникам. Неуверенность в своих возможностях формирует у детей пассивность, лень, стремление избегать любую продуктивную активность, успех которой не гарантирован.

Для изучения особенностей самооценки детей, воспитывающихся в детском реабилитационном центре, была разработана диагностическая программа, которая включала четыре стандартизированные методики: «Шкалы Дембо-Рубинштейн», «Проба Де Греефе», «Методика «Лесенка»», «Методика «Нарисуй себя»».

Проанализировав результаты проведенной методики «Шкалы Дембо-Рубинштейн», можно сделать вывод о том, что, самооценка детей разнообразна и не имеет тенденций в одну сторону только на чрезмерно завышенную или заниженную самооценку. Но при этом можно заметить, , что одинаковый процент (38%) составляют дети с завышенной и заниженной самооценкой, а процент детей с адекватной самооценкой несколько ниже(24%).

Полученные результаты по методике «Проба Де Греефе» демонстрируют, что среди детей, находящихся в реабилитационном центре нет таких, которые умственные способности товарища поставили выше чем свои. Себя 44% детей оценивают выше чем педагога, что является очевидным стремлением несколько переоценивать себя. Дети, которые провели самую длинную линию от кружка, который обозначает их учителя - 56 %. Здесь младшие школьники более адекватно оцениваются свои силы и силы взрослого.

Данные по проведенной методике «Лесенка» показывают, что дети оценивают себя завышено (44%). Чаще всего испытуемые никак не объясняли свой выбор, в связи с слабой способностью к рефлексии и анализу своей личности. Большой процент школьников (56 %) считают, что для сверстников они очень хорошие, однако по мнению детей взрослые их не дооценивают (38%). Подобное может означать, что у данных детей нарушена мотивация. И опасность такой ситуации в том, что негативное оценивание собственной личности может сохраниться на всю жизнь. Адекватная оценка себя взрослым– 44%. Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже вырабатывают способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности.

Анализ данных, по методике «Нарисуй себя» позволяет говорить о том, что одинаковое количество опрошенных имею имеют высокий и низкий уровень эмоционально-ценностного отношения е к (по 38%). Сопоставляя работы детей с высоким и низким уровнем эмоционально-ценностного отношения к себе можно отметить, что в рисунках обеих групп присутствуют особенности, присущие неуверенному ребёнку, но в случае с высоким уровнем, возможно, компенсаторное завышение оценки.

Для оптимизации самооценки детей была составлена примерная программа занятий для того, чтобы дети научились осознавать значимость собственной личности, сформировали позитивное отношение к себе, повысили уверенность в себе, снизить психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, демонстративности, сформировали умение правильно общаться с окружающими.

Список литературы

  1. Ананьев В.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Издательство. АПН РСФСР. - М., 1948. – Выпуск 18. - С. 101-124

  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 2014, с. 49.

  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2016, с. 93.

  4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., Педагогика, 2016, С. 112.

  5. Евмененко Е.В., Хорошилова Н.Ю. Организация и содержание деятельности психолога интернатных учреждений. Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Издательство ГОУ ВПО СГПИ, - 2009. – 90 с.

  6. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника // Начальная школа. – 2013, С. 58-65.

  7. Липкина А.И. Самооценка школьника. - СПб: Наука, 2017, С. 29.

  8. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без родителей. СПб: Наука. 2014, с. 12-36.

  9. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытом детском учреждении // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. М.: Просвещение. 2014, с. 21-44.

  10. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - СПб: Питер, 2017. - 88 с.

Просмотров работы: 113