Масштаб отклоняющегося поведения среди подростков в современной России, без преувеличения, уже достиг огромных размеров. Наряду с делинквентным поведением, сексуальными девиациями, уходом от социально-конструктивной деятельности, праздным времяпровождением стоит резкий рост употребления алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
Анализ конкретного случая девиантного поведения подростка, определение мотива совершения им проступка невозможен без учета характерологических и личностных свойств, сопряженных с типом ситуации развития. Исследования психологов позволяют констатировать, что детерминирующими отклоняющееся поведение являются личностные факторы, а ситуативные играют роль модулятора, определяя вариативность проявления личностных особенностей.
Для продуктивного влияния на подростка с девиантным поведением и оказания ему психологической помощи в современных условиях актуально определить, какие же личностные особенности играют решающую роль в возникновении девиаций среди подростков. Поэтому особую значимость в настоящее время приобретает знание личностных особенностей, свойственных младшему подростку с девиантным поведением.
Психологическими особенностями подростков склонных к девиантному поведению можно назвать повышенную агрессивность, отрицательное отношение к школе и к обучению в целом, несформированность самооценки (она может быть как неадекватно занижена, так и неадекватно завышена), ненависть к сверстникам, ненависть к взрослым (как к родным так и к незнакомым), отторжение общепринятых социальных ценностей, низкий уровень коммуникации.
Исследование по изучению личностных особенностей подростков склонных к девиантному поведению проходило на базе ЦО №27 (МБОУ-СОШ №4) г. Тула. В эксперименте приняли участие 10 подростков, имеющих склонность к девиантному поведению. Из них 6 девочек и 4 мальчика. Средний возраст испытуемых 13 лет.
По наблюдениям работников центра все подростки склонны к проявлениям девиантного поведения.
Для диагностики личностных особенностей подростков склонных к девиантному поведению были использованы следующие методики:
Тест агрессивности (Л.Г. Почебут).
Опросник самооценки (Г.Н. Казанцева).
Методика «Отношение подростка к школьным знаниям» (И.М. Юсупов).
Диагностика нравственных ценностей (Л.Н. Колмогорцева).
Оценка самоконтроля в общении (М. Снайдер).
Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил сделать следующие выводы:
Для большинства испытуемых (75%) характерен средний уровень тревожности, из них - у 40% опрошенных с тенденцией к низкому, а у 35% - с тенденцией к высокому. Высокий уровень тревожности обнаружен у 15% испытуемых. Для испытуемых данной категории характерна склонность воспринимать любую заинтересованность в них как возможную угрозу их престижу, самооценке. Такие дети вспыльчивы, раздражительны и находятся в постоянной готовности к конфликту и защите, даже если в этом объективно нет необходимости. Излишнее внимание к результатам их деятельности, категоричный по отношению к ним тон или тон, выражающий сомнение - все это неизбежно ведет к срывам, конфликтам, созданию различного рода психологических барьеров, препятствующих эффективному взаимодействию с такими детьми. У 10% подростков преобладает низкий уровень тревожности. Для них характерно ярко выраженное спокойствие, возникновение состояния тревоги у них может наблюдаться лишь в особо важных и личностно значимых ситуациях; вероятность возникновения конфликтов, срывов крайне мала.
У испытуемых (55%) выявлен нормальный уровень общей тревожности. Повышенный уровень общей тревожности обнаружен у 40% опрошенных, высокий уровень – лишь у 5%. Подобная тревожность может вызываться или реальными неудачами подростка в наиболее значимых для него областях деятельности и общения, или существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии, самооценке и т.п. Для таких детей свойственна неуверенность в себе, закомплексованность, чувство неполноценности; довольно часто возникают проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами.
У преимущественного большинства испытуемых (80%) уровень школьной тревожности в пределах нормы. Школа и школьные требования, различного рода трудности не являются для этих детей травмирующими, что создает условия для их нормального развития и взаимодействия в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений. Повышенный уровень школьной тревожности обнаружен у 20% опрошенных. Такие дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а также в процессе общения и взаимодействия с педагогами и сверстниками. У таких испытуемых отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения, а также перегрузки, перенапряжения, выражающиеся в нарушениях внимания, понижении работоспособности, повышенной утомляемости.
У большинства испытуемых преобладает умеренный уровень СТ (50%) и ЛТ (55%). Также обнаружен высокий уровень ситуативной и личностной тревожности. 35% составила СТ, что свидетельствует о выраженном психоэмоциональном напряжении, беспокойстве и нервозности испытуемых. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по степени интенсивности и динамичности; и 20% - ЛТ, что дает представление о высокой вероятности возникновения состояния тревожности у испытуемых в разнообразных жизненных ситуацииях, особенно когда они касаются оценки их компетенции в тех или иных вопросах, их самооценки и престижа. Для таких подростков характерна вспыльчивость, раздражительность, боязнь неудач, неадекватная реакция на замечания, советы и просьбы; особенно велика возможность нервных срывов, аффективных реакций.
На основании результатов проведенного диагностического исследования была разработана профилактическая программа для коррекции личностных особенностей подростков, склонных к девиантному поведению.
Цель данной программы состоит в коррекции девиантного поведения подростков, психологической и социальной адаптация девиантов, гармонизации эмоциональной сферы личности.
Задачи программы:
1. снижение уровня агрессивности;
2. формирование адекватной самооценки;
3. мотивация учения;
4. повышение нравственности;
5. повышение уровня самоконтроля в общении.
Указанные цели и задачи достигаются входе развивающих занятий, проводимых раз в неделю для подростков.
В качестве основных методов и приемов на занятии в различной последовательности использовались: коммуникативные игры, беседы на различные темы, разыгрывание и решение «трудных ситуаций», ритмические и интонационные игры со словом, музицирование, импровизации, танцы, хороводы, психогимнастические упражнения, психологические этюды, ауторелаксация, чтение и обсуждение художественных произведений; обыгрывание эмоционального состояния; подвижные игры.
В таблице 1 представлена программа по коррекции личностных особенностей подростков склонных к девиации
Таблица 1
Программа по коррекции личностных особенностей подростков склонных к девиантному поведению
№ п/п |
Тема занятия |
Цель |
Содержание |
1 |
«Знакомство» |
Снятие агрессивности |
Вступительная беседа Упражнение «Давайте познакомимся» Игра «Снежный ком» Упражнение «Давайте поздороваемся» Упражнение «Таиландский бокс» |
2 |
«Отношение к себе и другим» |
Формирование адекватной самооценки |
Упражнение «Запомни» Упражнение «Баллы на пальцах» Упражнение «Прощание» |
3 |
«Наши нравы» |
Повышение нравственности |
Упражнение «Фотоаппарат» Упражнение «Лабиринт» Упражнение «Ящик с обидками» |
4 |
«Я держу себя в руках» |
Повышение уровня самоконтроля в общении |
Упражнение «Корабль» Упражнение «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся» Упражнение «Пара ласковых» |
5 |
«Мы общество» |
Повышение уровня самоконтроля в общении |
Упражнение «Волшебные заросли» Упражнение «Рисуем» Упражнение «Кто позвал, узнай!» |
6 |
«Общество» |
Повышение нравственности |
Упражнение «Волшебный ящик» Упражнение «Походка» Упражнение «Рисунок» |
7 |
«Общение» |
Повышение уровня самоконтроля в общении |
Упражнение «То, что я люблю» Упражнение «Обзывалки» |
8 |
«Эмоции» |
Снятие агрессии |
Упражнение «Коллаж» Упражнение «Игрушка» |
9 |
«Дракон» |
Снятие агрессии |
Упражнение «Мы играем в приключения!» Упражнение «Сказка» |
10 |
«Я учусь» |
Повышение интереса к учебе |
Упражнение «Итоги: каким бы я хотел быть, и какой сейчас» Упражнение «Новая визитка» |
Список использованной литературы
Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика [Текст] / Г.А. Аванесов. – М.: Академия, 2013. – 526 с.
Анцупов А.Я. Введение в конфликтологию [Текст] / А.Я. Анцупов А.Я., А.А. Малышев – М.: МАУП, 2016. – 551 с.
Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) [Текст] / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2014. – 288 с.
Никитин В.А. Социальная педагогика: Учебное пособие [Текст] / В.А. Никитин. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2012. – 272 с.
Пурин В.Д. Профилактика и коррекция педагогической запущенности: Учебное пособие [Текст] / В.Д. Пурин. – М.: Академия, 2008. – 192 с.
Семенов Д.В. Социально-психологические особенности подростков с аддиктивным поведением [Текст] / Д.В. Семенов. – М.: Шар, 2015. – 130 с.
Павлова М.А. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми [Текст] / М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 232 с.
Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении [Текст] / Т.А. Шилова. – М. : Айрис-пресс, 2015. – 176 с.