ДИАГНОСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДИАГНОСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы. По данным Всемирной организации здравоохранения, школа сегодня признана общественно неблагоприятным фактором. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психологического здоровья обучающихся детей.

На современном этапе, тревожность – это одна из типичных проблем, с которыми сталкиваются учителя начальной школы и школьный психолог. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности. Тревога не только нарушает учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры.

Несмотря на достаточно детальную изученность и разработанность проблемы тревожности вообще и младших школьников в частности проблема ее диагностики – своевременного выявления и оказания помощи тревожным школьникам достаточна, актуальна, что обусловлено ростом числа тревожных детей и влияния тревожности на формирования личности ребенка.

В отечественной и зарубежной литературе такие авторы, как А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.М.Прихожан, А. Фрейд, В.И. Гарбузов, В.С.Мухина, И.М.Никольская, М.М. Буянов, М.В. Осорина, Р.М. Грановская и др. подчёркивают, что тревожное состояние детей соединено с нарушением их эмоционального становления, со страхами, появляющиеся у них в процессе сталкивания с разнообразными ситуациями, их психологической защитой, образующийся при переживание страха.

Обращаясь к словарю можно выделить следующее определение: «Тревожность — состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответственную реакцию на страх» [2].

В настоящее время для диагностики школьной тревожности используются разнообразные методические подходы, среди которых, в первую очередь, следует назвать наблюдение за поведением учащихся в школе, экспертные опросы родителей учащихся и учителей, тесты-опросники и проективные тесты.

Было проведено исследование тревожности у младших школьников,в котором приняло участие 28 учащихся 3 класса. Из них 9 мальчиков, 19 девочек. Средний возраст испытуемых 9 лет.

Составленная диагностическая программа состоит из пяти методик: Методика Шкала явной тревожности CMAS адаптация Прихожан А.М.) А. Кастанеда, Б.Р. Маккандлес, Д.С. Палермо; Методика Кактус М.А. Панфиловой; Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса;Методика «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен; Методика Тест «Дом - дерево - человек» Джорж Бак.

По данному исследованию можно сделать следующие выводы о уровне тревожности в младшем школьном возрасте.

Высокий уровеннь тревожности по методике «Шкала явной тревожности CMAS (адаптация Прихожан А.М.) А. Кастанеда, Б.Р. Маккандлес, Д.С. Палермо» - 7 % (2 ребека), эмоциональной неустойчивостью, беспойством, невротизмом. Явно повышенный уровень тревожности имеет 14% (4 ребенка) испытуемых и несколько повышенный уровень тревожности имеет 68% (19 детей) испытуемых. Это говорит о том, что дети имеют трудности в школьной деятельности, неспособны соблюдать новые нормы и требования взрослых (учитель, родители), что вызывает у него сомнения и переживания. Нормальный уровень был выявлен у 11% (3 ребенка) младших школьников.

У детей по методике «Кактус» (61 %) тревожности–средний, у (39 %) тревожность на высокий уровне. уровень не прослеживается вообще.

Согласно результатам проведенной методики уровня школьной тревожности Филипса, можно сделать вывод, что детей количество со уровнем тревожности, их составляет 68 %. Так же присутствуют дети с нормальным уровнем тревожности – 32%. них не выявлены дети с высоким уровнем тревожности.

Из представленных результатов уровня тревожности по «Дом - дерево – человек» видно, что у большинства детей младшего школьного возраста наблюдается средний уровень тревожности (80 %), у остальной части детей (20 %) уровень тревожности высокий. Низкого уровня тревожности не зафиксировано.

По данным об уровне тревожности, с методики «Выбери лицо» можно сказать, что среди всего класса преобладает число детей со средним уровнем тревожности, их процент составляет 79 % (22 ребёнка). Так же присутствуют дети с высоким уровнем тревожности– 21% (6 детей). Дети с низким уровнем тревожности не были выявлены.

Таким образом, из диагностической работы видно, что дети школьного подвержены проявлениям тревожности, что выражается:

- в дезорганизации учебной деятельности ребенка;

- в повышенном проявление беспокойства и большого количества страха у ребенка;

- в склонности к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдёргивают волосы);

- во всплесках ненависти, между и взрослыми;

- в психическом состоянии, что приводить к ребенка, доверия с его стороны и т.д. и всего в агрессию.

Для профилактики тревожности у младших была разработана программа. задачи программы: обучение навыкам распознавания эмоций и чувств, контролю за своим эмоциональным состоянием; оптимизация общения ребенка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, сочувствия и доверия друг к другу и окружающим людям, развитие умения взаимодействовать, считаться с другими, совместно решать поставленные задачи; создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности учащихся, снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между собой; коррекция самооценки; развитие коммуникативных умений: умение слушать, говорить другому человеку приятное, выслушивать добрые слова в свой адрес и благодарить за них; формирование атмосферы открытости, доверия и взаимоуважения среди одноклассников, развитие толерантности.

Среди рекомендаций для родителей младших школьников можно назвать следующее:

Поддержка ребенка со стороны родителей в стремлении стать школьником. Заинтересованность взрослого в его делах, серьезное отношение к его достижениям помогут ребенку подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Рассмотреть и обсудить с ребенком правила и нормы, поведения в школе. Взрослый должен объяснить их необходимость выполнения и целесообразность.

Ребенок может делать ошибки, потому что когда он учится, у него может что-то не сразу получиться.

Взрослый должен помочь ребенку составьте распорядок дня, и следить за его соблюдением.

Родителям нужно чаще хвалить ребенка и перестать сравнивать его с другими детьми.

Родители должны быть единогласны и последовательны, одобряя и наказывая ребенка.

У младших школьников должно оставаться время для игровых занятий.

Тревожность в младшем школьном возрасте большой степени вызвана страхами, связанными с учебной деятельностью: страх перед учителем, боязнь неудачи, страх получить плохую отметку, боязнь конфликта со сверстниками. В таком случаи учитель может применить два приема преодоления тревоги у детей:

1. Организацию конструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях, а также овладение способами, позволяющими справиться с тревогой.

2. Формировать адекватную самооценку, укреплять у младших школьников уверенность в себе, вырабатывать представления о себе.

Также учителю для преодоления причин тревожности в первую очередь необходимо:

1. Смягчить, снизить силу потребностей, связанных с внутренней позицией школьника.

2. Развить и обогатить оперативные навыки поведения, деятельности, общения с тем, чтобы новые навыки, более высокого уровня, позволили детям отказаться от неправильно сложившихся способов реализации мотива, чтобы дети могли свободно выбрать продуктивные формы.

3. Вести работу по устранению излишнего волнения и напряжения в школьных ситуациях.

Регулярное сохранение в классе атмосферы принятия, безопасности для ребенка, чувства, что его ценят вне зависимости от его успехов и учет психологических особенностей детей необходимо в условиях учебно-воспитательного процесса начальной школы.

Таким образом, работа по снятию школьной тревожности и страхов школьников должна быть включена в ход учебных занятий, внеклассной и вне учебной деятельности. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий семье и школе, где хорошие отношения будут поддерживать ребенка.

Список использованной литературы

  1. Аршаковна А.Н. Тревожность у младших школьников: причины и коррекционная работа. / А.Н. Аршаковна - М.: 2009

  2. Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин. – Минск.: Харвест, 2005.

  3. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. -- СПб.: Речь, 2004. – 248

Просмотров работы: 4284