ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ТИПЫ ТРУДНОСТЕЙ, ИСПЫТЫВАЕМЫЕ ПЕРВОКЛАССНИКАМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ТИПЫ ТРУДНОСТЕЙ, ИСПЫТЫВАЕМЫЕ ПЕРВОКЛАССНИКАМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема адаптации детей к условиям обучения в начальной школе в настоящее время приобретает все большую актуальность. По данным разных исследователей (Э.М. Александровская, Г.Ф. Кумарина и т.д.), в зависимости от типа школы, от 20 до 60% младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют различные нарушения здоровья, поведения, связанные или со взаимоотношениями с одноклассниками или учителями, или с невыполнением школьных норм и правил поведения. Под влиянием постоянных неудач у ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать собственную несамостоятельность за счет асоциального поведения.

В отечественной научной литературе адаптация рассматривается на биологическом, психологическом, социальном и педагогическом уровнях. Работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Л. Ухтомского, Д.Н. Узнадзе и других ученых явились теоретико-методической основой обоснования адаптации ребенка как психологического и общебиологического феномена.

Значительный вклад в понимание сущности адаптации человека внесли разработанные на фундаментальных положениях Л.С. Выготского об активности личности в деятельности и общении концепции: – психологии деятельности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов и т.д.); – психологии общения (Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев и т.д.).

В отечественных научных школах сложилась традиция рассмотрения социально-психологической адаптации в связи с активностью личности в процессе ее взаимодействия с внешней средой. Подобное взаимодействие, связанное с особенностями среды и с особенностями и возможностями личности одновременно, обусловливает либо адаптацию, либо дезадаптацию.

Чаще всего предметом исследований становится социально-психологическая адаптация, которая представляется сложным многоуровневым и многокритериальным процессом, подлежащим изучению с разных точек зрения (с позиций разных подходов и направлений) и с помощью множества методик.

Исследование основных видов и типов трудностей, которые испытывают первоклассники в период адаптации к школе проводилось на базе МБОУ ЦО №26 г. Тулы. В исследовании приняли участие учащиеся 1А класса в количестве 20 человек.

Для диагностики трудностей адаптации к школе у детей младшего школьного возраста (первоклассников) были использованы следующие методики:

1. Методика «Паровозик» (С.В. Велиева).

2. Методика «Кактус» (М.А. Панфилова).

3. Методика «Выбор в действии» (Я.Л. Коломинский).

4. Определение сформированности «внутренней позиции школьника». (Т.А. Нежнова, А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин).

5. Определение мотивов учения (М.Р. Гинзбург).

Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил сделать следующие выводы:

1.Из полученных результатов следует, что у большего количества детей младшего школьного возраста (75 %) преобладает негативное психическое состояние высокой степени. У 25 % детей - негативное психическое состояние. Негативное психическое состояние высокой степени - 75 % (15 детей), характеризуется эмоциональной неустойчивостью, тревогой, невротизмом. Невротические симптомы могут возникать у ребенка в случае сильного эмоционального напряжения. Ребенок болезненно реагирует на травмирующую его психику ситуацию. У детей наблюдается утомляемость, истощаемость, раздражительная слабость и потеря трудоспособности.

Негативное психическое состояние средней степени - 25 % (5 детей), у данных детей наблюдаются срывы в трудных ситуациях. Негативные состояния развиваются в случае, если ребенок является свидетелем ссор между родителями, испытывает испуг по поводу ухода отца, смерти близкого члена семьи. Чрезвычайно болезненно реагируют на неблагоприятные факторы дети со слабым типом нервной системы.

2.Детей с высоким уровнем тревожности 70 % (14 детей) отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Средний уровень тревожности 30 % (6 детей) свидетельствует о том, что они испытывают трудности в школьной деятельности, не справляются с требованиями учителей, не понимают объяснений на занятиях.

3.По результатам данной методики следует, что развитие коммуникативных умений у 30 % детей находится на очень низком уровне, у 70 % – на низком уровне. Дети не контактны, зачастую не понимают сути заданий. Скованны, общение для них представляет мучительный процесс. Они не умеют целесообразно работать в группе, в своем микроколлективе (классе), что вызывает определенные трудности в адаптации к школе.

4. По результатам данной методики следует, что у большинства первоклассников (75 %) преобладает полная не сформированность внутренней позиции школьника. У 25 % первоклассников позиция школьника сформирована средне. Позиция школьника не сформирована - данные первоклассники не осознают целей и важности своего обучения, школа привлекает их лишь своей внешней стороной. Первоклассники приходят в школу, чтобы играть, общаться с детьми, гулять. Учебная деятельность ребенка не привлекает, ведущей деятельностью у детей остается - игровая.

Первоклассникам, у которых внутренняя позиция школьника сформирована на среднем уровне ребенку нравится учиться, нравится ходить в школу, но цели и важность учения им не осознаются, а желание учиться заменяется тем, что это просто нужно.

Высокого уровня сформированности внутренней позиции школьника вообще не зафиксировано в ходе исследования. Эти данные говорят о том, что современные первоклассники совершенно не готовы к обучению в школе.

5. Из результатов видно, что у большинства первоклассников низкий уровень сформированности мотив обучения (80 %). У остальных (20 %) сформированность мотивов обучения средняя. Низкий уровень школьной мотивации показали 80 % первоклассников. Школьники этой категории посещали школу неохотно. На уроках часто занимались посторонними делами, играми. Испытывали затруднения в учебной деятельности. Им не всегда нравилось выполнять домашние задания.

Средняя школьная мотивация выявлена всего лишь у 20 % учащихся первоклассников. Школьникам этой категории нравилось выполнять домашние задания. Они часто рассказывали родителям об учителе, о школе и об учебных занятиях. У этих детей положительное отношение к школе, но школа привлекала больше внеучебными сторонами деятельности. Эти дети достаточно успешно чувствовали себя в школе, однако чаще ходили в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравилось ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради.

Высокий уровень школьной мотивации не прослеживается.

Таким образом, в результате исследования выяснено, что первоклассники испытывают большие трудности со школьной адаптацией. Основные трудности связаны с особенностями нового школьного режима (надо вовремя просыпаться и вставать, нельзя пропускать занятия, на всех уроках нужно сидеть спокойно, необходимо выполнять домашние задания и т.д. Без привычек у ребенка появляются усталость, срывы в учебе. Большинство семилетних детей подготовлены к формированию соответствующих привычек. Нужно только, чтобы учитель и родители понятно и четко выражали новые требования к жизни ребенка, постоянно контролировали их выполнение, принимали меры поощрения и наказания с учетом индивидуальных способностей детей.

Второй тип трудностей проистекает из характера взаимоотношений с товарищами по классу, с учителем, в семье. Первоклассники теряются в новом окружении, не могут познакомиться с детьми, чувствуют себя одинокими.

Третий тип трудностей обусловлен тем фактором, что по мере привыкания к внешним атрибутам школы у ребенка гаснет тяга к учению, нередко наступает апатия и безразличие.

В целях коррекции преодоления трудностей процесса адаптации первоклассников к школе была разработана специальная программа из нескольких занятий.

Цель программы: преодоление трудностей учебной адаптации, мотивации и учебно-познавательных мотивов у первоклассников.

Задачи программы:

1. формирование у учащихся коммуникативных умений;

2. формирование у учащихся умений работать в группе;

3. формирование у учащихся определенного уровня понятий, правил, знаний;

4. расширение знаний, позволяющее увидеть общее и частное в предметах, явлениях, действиях;

5. знакомство учащихся со знаниями о прогнозировании, о соответствии причины и следствия, о возможных решениях одной и той же задачи;

6. формирование знаний о различных знаковых системах;

7. формирование умения ставить перед собой цель или удерживать предложенную учителем;

8. формирование умения прогнозировать результат деятельности;

9. формирование устойчивой позиции школьника;

10. формирование познавательных интересов.

Условия организации занятий: программа состоит из 14 занятий, занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность одного занятия 30 минут.

В качестве основных методов и приемов на занятиях в различной последовательности использовались: игры, беседы на различные темы, разыгрывание и решение ситуаций.

В таблице 1 представлена профилактическая программа по преодолению трудностей первоклассниками в период адаптации к школе.

Таблица 1

Программа по преодолению трудностей при адаптации первоклассников

Тема

Цель

Задачи

Содержание

1

Наша группа

развитие умения работать в группе (в классе)

- Создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, психологической безопасности;

- Раскрытие правил общения в группе

- Игра «Мяч»

- Упражнение «Цветок общения»

- Игра «Кто есть кто? Что есть что?»

- Упражнение «Подарки»

- Упражнение «Мостик дружбы»

- Упражнение «Доброе животное»

2

Школьные правила

формирование знаний о правилах обучения в школе

- Развитие осознания позиции школьника;

- Знакомство детей с правилами поведения на уроке и перемене;

- Формирование познавательных и личностных УУД.

- Игра «А я еду»

- Упражнение «Урок или перемена»

- Упражнение «Составь фигуру»

- Игра «Паровозик»

- Упражнение «Школьные знаки»

- Упражнение «Доброе животное»

3

Собираем портфель

развитие представлений о новых требованиях школы

- Помощь обучающимся в осознании новых требований;

- Формирование внутренней потребности в их исполнении;

- Развитие познавательных и личностных УУД

- Упражнение: «Соберем портфель!»

- Упражнение «Раскрась по инструкции»

- Игра «Запомни порядок»

- Упражнение «Я положу в свой портфель»

- Упражнение «Обведи по контуру»

- Упражнение «Доскажи словечко»

- Упражнение «Доброе животное»

4

Школьные оценки

развитие осознания правил школьной жизни

- Развитие осознания и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;

- Активизация познавательной активности обучающихся;

- Формирование положительной мотивации.

- Игра «Закончи слово»

- Упражнение «ЗАТО»

- Упражнение «Узоры и волшебные лесенки»

- Игра «Листопад»

- Упражнение «Доброе животное»

5

Геометрия

развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе

- Развитие способности сосредоточится и работать в группе;

- Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств;

- Снижение эмоционального напряжения;

- Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого;

- Развитие способности выражать свое эмоциональное состояние

- Игра «Настроение в цвете»

- Игра «Игра художников»

- Игра «Четыре стихии»

- Игра «Шкала роста»

6

Шифры

развитие группового внимания и концентрации на учебе

- Развития умения концентрироваться на учебе;

- Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств;

- Снижение эмоционального напряжения;

- Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого;

-Развитие внимания и усидчивости

- Игра «Найди отличие»

- Игра «Настроение в цвете»

- Игра «Разведчики»

- Игра «Опорные сигналы»

7

Лишние вещи

формирование группового сотрудничества в учебе

- Обучение навыкам релаксации и самоконтроля;

- Снижение эмоционального напряжения;

- Создание положительного эмоционального настроения

- Игра «Настроение»

- Игра «Рисование на заданную тему»

- Беседа о рисунках

- Упражнение «Четвертый лишний»

8

Ассоциации

формирование положительных эмоций от процесса обучения

- Развитие мимики и жестов;

- Развитие внимания;

- Снижение эмоционального напряжения;

- Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого

- Игра «Ассоциации»

- Игра «Дорисуй предмет»

- Игра «Шкала роста»

9

Читаем. Думаем. Говорим

формирование умения воспринимать школьную информацию

- Развитие навыков получения информации;

- Развитие осознания своей школьной индивидуальности

- Игра «Настроение»

- Упражнение «Рассказ по картинке»

- Игра «Самый -самый»

10

Неоконченное предложение

развитие умения работать в группе

- Снижение эмоционального напряжения;

- Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого

- Упражнение «Составь предложение»

- Игра «Настроение в цвете».

- Игра «Неоконченное предложение»

- Обсуждение на тему «Что было легко, а что сложно?»

11

Занимательная математика

снятие негативных тенденций обучения

- Снижение эмоционального напряжения;

- Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого

- Упражнение

«Задачи на движение»

- Упражнение «Заполни пропуски в равенствах»

- Рисование на тему «Кто чего боится»

12

Окружающий школьный мир

развитие умения отстаивать свое мнение в учебном процессе

- Развития умения концентрироваться на учебе;

- Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств;

- Снижение эмоционального напряжения;

- Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого;

-Развитие внимания и усидчивости

- Упражнение «Что меня окружает»

- Игра «Найди общее»

13

Кем быть?

развитие умения ориентироваться в учебном пространстве

- Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств;

- Снижение эмоционального напряжения;

- Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого;

-Развитие внимания и усидчивости

- Игра «Мир профессий»

- Игра «Кем я хочу быть»

14

Обобщение. Подведение итогов

закрепление полученных адаптационных навыков

- Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств;

- Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого

- Игра «Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться»

- Рисование на тему «Наш дружный класс»

- Игра «Шкала роста»

Список использованной литературы

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. –М.: Флинта, 2015. – 146 с.

  2. Ануфриенко Е.В. Структура состояния дезадаптации в критические периоды развития личности / Е.В. Ануфриенко. – Комсомольск-на-Амуре: Артек, 2012. –210 с.

  3. Бережнова Л.Н. Предупреждение депривации в образовательном; процессе / Л.Н. Бережнова. – СПб.: Зодиак, 2014. – 240 с.

  4. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2014. – 375 с.

  5. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – М.: Мир, 2014. – 382 с.

  6. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 48 с.

  7. Эльконин Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Д.Б. Эльконин. – М.: Флинта, 2015. – 234 с.

  8. Якиманская И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. – М.: Педагогика, 2009. – 144 с.

Просмотров работы: 674