В отечественной научной литературе адаптация рассматривается на биологическом, психологическом, социальном и педагогическом уровнях. Работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Л. Ухтомского, Д.Н. Узнадзе и других ученых явились теоретико-методической основой обоснования адаптации ребенка как психологического и общебиологического феномена.
Значительный вклад в понимание сущности адаптации человека внесли разработанные на фундаментальных положениях Л.С. Выготского об активности личности в деятельности и общении концепции: – психологии деятельности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов и т.д.); – психологии общения (Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев и т.д.).
В отечественных научных школах сложилась традиция рассмотрения социально-психологической адаптации в связи с активностью личности в процессе ее взаимодействия с внешней средой. Подобное взаимодействие, связанное с особенностями среды и с особенностями и возможностями личности одновременно, обусловливает либо адаптацию, либо дезадаптацию.
Чаще всего предметом исследований становится социально-психологическая адаптация, которая представляется сложным многоуровневым и многокритериальным процессом, подлежащим изучению с разных точек зрения (с позиций разных подходов и направлений) и с помощью множества методик.
Исследование основных видов и типов трудностей, которые испытывают первоклассники в период адаптации к школе проводилось на базе МБОУ ЦО №26 г. Тулы. В исследовании приняли участие учащиеся 1А класса в количестве 20 человек.
Для диагностики трудностей адаптации к школе у детей младшего школьного возраста (первоклассников) были использованы следующие методики:
1. Методика «Паровозик» (С.В. Велиева).
2. Методика «Кактус» (М.А. Панфилова).
3. Методика «Выбор в действии» (Я.Л. Коломинский).
4. Определение сформированности «внутренней позиции школьника». (Т.А. Нежнова, А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин).
5. Определение мотивов учения (М.Р. Гинзбург).
Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил сделать следующие выводы:
1.Из полученных результатов следует, что у большего количества детей младшего школьного возраста (75 %) преобладает негативное психическое состояние высокой степени. У 25 % детей - негативное психическое состояние. Негативное психическое состояние высокой степени - 75 % (15 детей), характеризуется эмоциональной неустойчивостью, тревогой, невротизмом. Невротические симптомы могут возникать у ребенка в случае сильного эмоционального напряжения. Ребенок болезненно реагирует на травмирующую его психику ситуацию. У детей наблюдается утомляемость, истощаемость, раздражительная слабость и потеря трудоспособности.
Негативное психическое состояние средней степени - 25 % (5 детей), у данных детей наблюдаются срывы в трудных ситуациях. Негативные состояния развиваются в случае, если ребенок является свидетелем ссор между родителями, испытывает испуг по поводу ухода отца, смерти близкого члена семьи. Чрезвычайно болезненно реагируют на неблагоприятные факторы дети со слабым типом нервной системы.
2.Детей с высоким уровнем тревожности 70 % (14 детей) отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Средний уровень тревожности 30 % (6 детей) свидетельствует о том, что они испытывают трудности в школьной деятельности, не справляются с требованиями учителей, не понимают объяснений на занятиях.
3.По результатам данной методики следует, что развитие коммуникативных умений у 30 % детей находится на очень низком уровне, у 70 % – на низком уровне. Дети не контактны, зачастую не понимают сути заданий. Скованны, общение для них представляет мучительный процесс. Они не умеют целесообразно работать в группе, в своем микроколлективе (классе), что вызывает определенные трудности в адаптации к школе.
4. По результатам данной методики следует, что у большинства первоклассников (75 %) преобладает полная не сформированность внутренней позиции школьника. У 25 % первоклассников позиция школьника сформирована средне. Позиция школьника не сформирована - данные первоклассники не осознают целей и важности своего обучения, школа привлекает их лишь своей внешней стороной. Первоклассники приходят в школу, чтобы играть, общаться с детьми, гулять. Учебная деятельность ребенка не привлекает, ведущей деятельностью у детей остается - игровая.
Первоклассникам, у которых внутренняя позиция школьника сформирована на среднем уровне ребенку нравится учиться, нравится ходить в школу, но цели и важность учения им не осознаются, а желание учиться заменяется тем, что это просто нужно.
Высокого уровня сформированности внутренней позиции школьника вообще не зафиксировано в ходе исследования. Эти данные говорят о том, что современные первоклассники совершенно не готовы к обучению в школе.
5. Из результатов видно, что у большинства первоклассников низкий уровень сформированности мотив обучения (80 %). У остальных (20 %) сформированность мотивов обучения средняя. Низкий уровень школьной мотивации показали 80 % первоклассников. Школьники этой категории посещали школу неохотно. На уроках часто занимались посторонними делами, играми. Испытывали затруднения в учебной деятельности. Им не всегда нравилось выполнять домашние задания.
Средняя школьная мотивация выявлена всего лишь у 20 % учащихся первоклассников. Школьникам этой категории нравилось выполнять домашние задания. Они часто рассказывали родителям об учителе, о школе и об учебных занятиях. У этих детей положительное отношение к школе, но школа привлекала больше внеучебными сторонами деятельности. Эти дети достаточно успешно чувствовали себя в школе, однако чаще ходили в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравилось ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради.
Высокий уровень школьной мотивации не прослеживается.
Таким образом, в результате исследования выяснено, что первоклассники испытывают большие трудности со школьной адаптацией. Основные трудности связаны с особенностями нового школьного режима (надо вовремя просыпаться и вставать, нельзя пропускать занятия, на всех уроках нужно сидеть спокойно, необходимо выполнять домашние задания и т.д. Без привычек у ребенка появляются усталость, срывы в учебе. Большинство семилетних детей подготовлены к формированию соответствующих привычек. Нужно только, чтобы учитель и родители понятно и четко выражали новые требования к жизни ребенка, постоянно контролировали их выполнение, принимали меры поощрения и наказания с учетом индивидуальных способностей детей.
Второй тип трудностей проистекает из характера взаимоотношений с товарищами по классу, с учителем, в семье. Первоклассники теряются в новом окружении, не могут познакомиться с детьми, чувствуют себя одинокими.
Третий тип трудностей обусловлен тем фактором, что по мере привыкания к внешним атрибутам школы у ребенка гаснет тяга к учению, нередко наступает апатия и безразличие.
В целях коррекции преодоления трудностей процесса адаптации первоклассников к школе была разработана специальная программа из нескольких занятий.
Цель программы: преодоление трудностей учебной адаптации, мотивации и учебно-познавательных мотивов у первоклассников.
Задачи программы:
1. формирование у учащихся коммуникативных умений;
2. формирование у учащихся умений работать в группе;
3. формирование у учащихся определенного уровня понятий, правил, знаний;
4. расширение знаний, позволяющее увидеть общее и частное в предметах, явлениях, действиях;
5. знакомство учащихся со знаниями о прогнозировании, о соответствии причины и следствия, о возможных решениях одной и той же задачи;
6. формирование знаний о различных знаковых системах;
7. формирование умения ставить перед собой цель или удерживать предложенную учителем;
8. формирование умения прогнозировать результат деятельности;
9. формирование устойчивой позиции школьника;
10. формирование познавательных интересов.
Условия организации занятий: программа состоит из 14 занятий, занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность одного занятия 30 минут.
В качестве основных методов и приемов на занятиях в различной последовательности использовались: игры, беседы на различные темы, разыгрывание и решение ситуаций.
В таблице 1 представлена профилактическая программа по преодолению трудностей первоклассниками в период адаптации к школе.
Таблица 1
Программа по преодолению трудностей при адаптации первоклассников
№ |
Тема |
Цель |
Задачи |
Содержание |
1 |
Наша группа |
развитие умения работать в группе (в классе) |
- Создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, психологической безопасности; - Раскрытие правил общения в группе |
- Игра «Мяч» - Упражнение «Цветок общения» - Игра «Кто есть кто? Что есть что?» - Упражнение «Подарки» - Упражнение «Мостик дружбы» - Упражнение «Доброе животное» |
2 |
Школьные правила |
формирование знаний о правилах обучения в школе |
- Развитие осознания позиции школьника; - Знакомство детей с правилами поведения на уроке и перемене; - Формирование познавательных и личностных УУД. |
- Игра «А я еду» - Упражнение «Урок или перемена» - Упражнение «Составь фигуру» - Игра «Паровозик» - Упражнение «Школьные знаки» - Упражнение «Доброе животное» |
3 |
Собираем портфель |
развитие представлений о новых требованиях школы |
- Помощь обучающимся в осознании новых требований; - Формирование внутренней потребности в их исполнении; - Развитие познавательных и личностных УУД |
- Упражнение: «Соберем портфель!» - Упражнение «Раскрась по инструкции» - Игра «Запомни порядок» - Упражнение «Я положу в свой портфель» - Упражнение «Обведи по контуру» - Упражнение «Доскажи словечко» - Упражнение «Доброе животное» |
4 |
Школьные оценки |
развитие осознания правил школьной жизни |
- Развитие осознания и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников; - Активизация познавательной активности обучающихся; - Формирование положительной мотивации. |
- Игра «Закончи слово» - Упражнение «ЗАТО» - Упражнение «Узоры и волшебные лесенки» - Игра «Листопад» - Упражнение «Доброе животное» |
5 |
Геометрия |
развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе |
- Развитие способности сосредоточится и работать в группе; - Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств; - Снижение эмоционального напряжения; - Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого; - Развитие способности выражать свое эмоциональное состояние |
- Игра «Настроение в цвете» - Игра «Игра художников» - Игра «Четыре стихии» - Игра «Шкала роста» |
6 |
Шифры |
развитие группового внимания и концентрации на учебе |
- Развития умения концентрироваться на учебе; - Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств; - Снижение эмоционального напряжения; - Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого; -Развитие внимания и усидчивости |
- Игра «Найди отличие» - Игра «Настроение в цвете» - Игра «Разведчики» - Игра «Опорные сигналы» |
7 |
Лишние вещи |
формирование группового сотрудничества в учебе |
- Обучение навыкам релаксации и самоконтроля; - Снижение эмоционального напряжения; - Создание положительного эмоционального настроения |
- Игра «Настроение» - Игра «Рисование на заданную тему» - Беседа о рисунках - Упражнение «Четвертый лишний» |
8 |
Ассоциации |
формирование положительных эмоций от процесса обучения |
- Развитие мимики и жестов; - Развитие внимания; - Снижение эмоционального напряжения; - Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого |
- Игра «Ассоциации» - Игра «Дорисуй предмет» - Игра «Шкала роста» |
9 |
Читаем. Думаем. Говорим |
формирование умения воспринимать школьную информацию |
- Развитие навыков получения информации; - Развитие осознания своей школьной индивидуальности |
- Игра «Настроение» - Упражнение «Рассказ по картинке» - Игра «Самый -самый» |
10 |
Неоконченное предложение |
развитие умения работать в группе |
- Снижение эмоционального напряжения; - Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого |
- Упражнение «Составь предложение» - Игра «Настроение в цвете». - Игра «Неоконченное предложение» - Обсуждение на тему «Что было легко, а что сложно?» |
11 |
Занимательная математика |
снятие негативных тенденций обучения |
- Снижение эмоционального напряжения; - Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого |
- Упражнение «Задачи на движение» - Упражнение «Заполни пропуски в равенствах» - Рисование на тему «Кто чего боится» |
12 |
Окружающий школьный мир |
развитие умения отстаивать свое мнение в учебном процессе |
- Развития умения концентрироваться на учебе; - Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств; - Снижение эмоционального напряжения; - Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого; -Развитие внимания и усидчивости |
- Упражнение «Что меня окружает» - Игра «Найди общее» |
13 |
Кем быть? |
развитие умения ориентироваться в учебном пространстве |
- Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств; - Снижение эмоционального напряжения; - Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого; -Развитие внимания и усидчивости |
- Игра «Мир профессий» - Игра «Кем я хочу быть» |
14 |
Обобщение. Подведение итогов |
закрепление полученных адаптационных навыков |
- Обучение детей вербализации своих мыслей и чувств; - Создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого |
- Игра «Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться» - Рисование на тему «Наш дружный класс» - Игра «Шкала роста» |
Список использованной литературы
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. –М.: Флинта, 2015. – 146 с.
Ануфриенко Е.В. Структура состояния дезадаптации в критические периоды развития личности / Е.В. Ануфриенко. – Комсомольск-на-Амуре: Артек, 2012. –210 с.
Бережнова Л.Н. Предупреждение депривации в образовательном; процессе / Л.Н. Бережнова. – СПб.: Зодиак, 2014. – 240 с.
Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2014. – 375 с.
Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – М.: Мир, 2014. – 382 с.
Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 48 с.
Эльконин Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Д.Б. Эльконин. – М.: Флинта, 2015. – 234 с.
Якиманская И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. – М.: Педагогика, 2009. – 144 с.