ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Традиционно и в общественном сознании, и в научной литературе при изучении профессиональной деятельности специалистов различных профессий (врачей, педагогов, социальных работников и т. д.) акцент делается, прежде всего, на позитивных аспектах работы с людьми. Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.

Дело в том, что представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постоянного эмоционального утомления и опустошения. Прежде всего, это касается врачей, воспитателей, психологов. Среди многих особенностей и трудностей педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию (эмпатии) признается одним из профессионально важных качеств воспитателя. Однако фактически практическая роль эмоций в профессиональной педагогической деятельности оценивается порой противоречиво. Во всяком случае, педагога не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для минимизации и преодоления эмоциональных трудностей профессии.

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств,психосоматических заболеваний. Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают "педагогический кризис", "истощение", "выгорание".

По данным исследований Н.А. Аминова, через 20 лет работы в системе образования у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное выгорание, а к 40 годам эмоционально сгорают все педагогические работники.

Исследование профессионального выгорания проводилось на базе МБДОУ "Детский сад п. Петелино" г. Тула, п. Петелино, ул. Школьная, д.3. В эксперименте приняли участие 20 воспитателей. Средний возраст испытуемых 35 лет.

Для изучения профессионального выгорания нами были использованы следующие психодиагностические методики:

1.Методика «Диагностика эмоционального выгорания» (В. В. Бойко)

2 Методика «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (К. Маслач и С. Джексон, адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой)

3 Тест – опросник анализа уровня сформированности трёх основных характеристик нервной деятельности (Я. Стреляу )

4 Методика изучения уровня тревожности ( Спилбергер-Ханин )

5 Методика изучения психического. Выгорания( Farber B.A в адаптации: Рукавишников А.А.)

Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил сделать следующие выводы:

1.Полученные данные говорят о том, что у большинства воспитателей, работающих с детьми эмоциональное выгорание либо находится в стадии формирования, либо уже сформировано (65%).

2.Анализ результатов показал, что у 7 (35%) воспитателей высокий уровень эмоционального выгорания, показатели 7 (35%) воспитателей находятся в зоне формирования эмоционального выгорания, и у 6 (30%) педагогов отмечен низкий уровень эмоционального выгорания.

3.Анализ результатов показал, что у 7 (35%) воспитателей высокий уровень тревожности. Высокая тревожность прямо может быть связана с наличием невротического конфликта, эмоциональными срывами и с психосоматическими заболеваниями.

У 6 воспитателей (30%) отмечен низкий уровень тревожности. Низкая тревожность характеризует состояние как депрессивное, неактивное, с низким уровнем мотиваций. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

У 7 воспитателей (35%) отмечен умеренный уровень тревожности. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

4. Анализ результатов показал, что у 6 воспитателей (30%) высокий уровень психического выгорания. У 7 воспитателей(35%) отмечен умеренный уровень психического выгорания. У 7 воспитателей(35%) отмечен низкий уровень психического выгорания.

5.Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента показал, что у большинства воспитателей (10человек), эмоциональное выгорание находится либо в стадии формирования, либо уже сформировано.

На основании результатов проведенного диагностического исследования была разработана профилактическая программа, направленная на предупреждение профессионального выгорания и его влияния на деятельность воспитателя.

Задачи программы:

1. Развитие информационно-теоретической компетентности педагогов.

2. Обучение педагогов психотехническим приемам саморегуляции негативных эмоциональных состояний.

3. Развитие у педагогов мотивации к профессиональному самосовершенствованию личности через повышение самооценки, снятие тревожности.

4. Способствовать сохранению в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата, снижению уровня конфликтности, агрессивности.

Сроки реализации программы: общая продолжительность программы составляет 20 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю,продолжительностью 2 академических часа. Наполняемость группы составляет 12-15 человек.

Система внутреннего контроля за реализацией программы осуществляется руководителем образовательного учреждения, на основании предоставленных педагогом-психологом промежуточных и итоговых результатов диагностики.

Используемые методы и методики.

1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко (см. Приложение 2).

2. Опросник выявления эмоционального выгорания MBI К. Маслач, С Джексон (см. Приложение 3).

3. Анкета НПУ “Прогноз” (изучение нервно-психической устойчивости педагогов) (см. Приложение 4).

4. Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора (см. Приложение 5).

5. Метод наблюдения.

Условия проведения: занятия проводятся на базе образовательного учреждения в групповой форме, в отдельном кабинете. Занятия могут проводиться под музыкальное сопровождение, что способствует расслаблению, включенности в работу, снятию психологических барьеров, мышечно-двигательных зажимов, повышению настроения.

Материально-техническое оснащение.

- Помещение не менее 18 м2.

- Столы и стулья из расчета на группу.

- Ковровое покрытие (для проведения релаксирующих упражнений и медитации).

- Магнитофон или музыкальный центр и аудиозаписи / компьютер.

- Маркерная доска.

- Проектор.

- Писчая бумага, цветные карандаши, фломастеры, шариковые/ гелиевые ручки из расчета на одного человека.

Участники программы: педагоги образовательных учреждений.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение уровня информационно-теоретической компетентности воспитателей.

2.Овладение воспитателями психотехническими приемами саморегуляции негативных эмоциональных состояний.

3.Повышение самооценки, стрессоустойчивости, работоспособности, снижение уровня тревожности, эмоциональной напряженности, утомления.

4. Снижение уровня конфликтности, агрессивности в педагогическом коллективе.

Тематическое планирование

пп

Тема занятия

Цель занятия

Кол-во часов

1

2

3

4

Психологические аспекты и факторы эмоционального выгорания педагога (2 ч.)

1

Эмоциональное выгорание: методологические основы, причины.

1. Знакомство с понятием “эмоциональное выгорание” и основными теоретико-методологическими основами выделения его причин.

2. Самодиагностика: выявление уровня СЭВ у воспитателей.

2

Влияние личностных особенностей педагога на процесс эмоционального выгорания (8 ч).

2

Источники напряжения в профессиональной деятельности.

1. Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста.

2. Снятие напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки.

2

3

Самооценка и уровень притязаний.

1. Знакомство с понятием “самооценки”, “уровня притязаний” и их влиянием на успешность профессиональной деятельности воспитателя.

2. Самодиагностика уровня самооценки и уровня притязаний.

3. Выработка навыков повышения уровня самооценки. Осознание своих личностных особенностей с точки зрения того, какие возможности они открывают в профессиональной деятельности и какие накладывают ограничения.

2

4

Коммуникативная компетентность

1. Знакомство с понятием “общение”, структура общения, вербальное и невербальное общение.

2. Осознание своих коммуникативных особенностей.

3. Выработка навыков эффективного общения в различных сферах своей деятельности.

2

5

Конструктивное поведение в конфликтах

1. Информирование о конфликтах: видах, основных структурных элементах, механизмам возникновения и конструктивных/ неконстуктивных стратегиях поведения в конфликте.

2. Осознание своего поведения в конфликте.

3. Формирование навыков консруктивного поведения в конфликтах.

2

Методы психопрофилактики эмоционального выгорания педагогов (10 ч.)

6.

Методы профилактики СЭВ

1. Знакомство с теоретико-методологическими основами психопрофилактики “эмоционального выгорания”.

2. Знакомство с методами психопрофилактики эмоционального выгорания у воспитателей.

1

7.

Целеполагание

1.Помощь в осознание своих жизненных и профессиональных целей.

2. Помощь в осознании своих ценностных ориентаций и личных приоритетов.

2

8.

Тайм-менеджмент

1. Информирование об основных причинах дефицита времени, знакомство с основными правилами планирования времени.

2. Анализ использования рабочего времени, его планирование.

3. Выработка навыков эффективного планирования и контроля своего времени.

2

9.

Аутогенная тренировка и саморегуляция

1. Понятие “аутогенной тренировки”, “саморегуляции” как средств снятия эмоционального напряжения и физической усталости, улучшения самочувствия, повышения работоспособности и творческой активности.

2. Освоение методов предотвращения состояния стресса. Приобретение навыков и умений эмоциональной устойчивости.

2

10.

Дыхательная и звуковая гимнастика.

1. Знакомство педагогов с методом “дыхательной и звуковой гимнастики”.

2. Обучение основным приемам дыхательной и звуковой гимнастики.

2

11.

Обобщающее занятие

1. Закрепить полученные знания.

2. Самодиагностика: выявление уровня СЭВ у воспитателей.

1

Всего:

 

20 ч.

Список литературы

1.Абрумова, А. Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика// Психологический журнал. - № 8. – 2015. – С.89 – 95.

2.Бойко В.В. Синдром “профессионального сгорания” в профессиональном общении. - СПб: Питер, 2013. – 178 с.

3. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Наука, 2016. - 154 с.

4. Бусовикова О.П. , Мартынова Т.Н. Исследование формирования синдрома профессионального сгорания в профессиональной деятельности социальных работников. // «Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов». - № 2. - 2013. – С. 115-121.

5. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. - М.: Наука, 2016. – 276 с.

6. Кузнецова Л. Э., Калпакова Н. А. Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов // Молодой ученый. — №9. —2016. - С. 1032-1035.

7. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - № 11.- 2015. - С. 2 - 16.

8. Лешукова Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭПП. - № 1. - 2015. - С. 36–47.

9. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются: [Электронный ресурс] //hr-анонс - новости мира эйчеров. – URL: http://hr.qetu.net

10. Орел В.Е. Феномен «сгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. - № 3. - 2016. – С. 58 – 61.

11. Практические занятия по психологии / Под ред. А. Ц. Пуни. - М.: ФиС, 2015. - 159 с.

12. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2016. — 432 с.

13. Робертс Г.А. Профилактика сгорания // Обзор современной психиатрии.- №1.- 2016.- С. 39-46.

14. Ронгинская Т.И. Синдром сгорания в социальных профессиях. //Психологический журнал. - №3. – 2015. - С.85-95.

15. Салогуб А. М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых // Молодой ученый. —№5. — 2014. — С. 459-461.

18. Пальчевская Е. С., Куимова М. В. О профилактике эмоционального выгорания // Молодой ученый. —№9. — 2015. — С. 1266-1267.

19. Пусикова М. В. Синдром эмоционального выгорания как пример дезадаптации к организационной культуре // Молодой ученый. — №11. — 2015. — С. 1768-1771.

Просмотров работы: 164