Дело в том, что представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постоянного эмоционального утомления и опустошения. Прежде всего, это касается врачей, воспитателей, психологов. Среди многих особенностей и трудностей педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию (эмпатии) признается одним из профессионально важных качеств воспитателя. Однако фактически практическая роль эмоций в профессиональной педагогической деятельности оценивается порой противоречиво. Во всяком случае, педагога не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для минимизации и преодоления эмоциональных трудностей профессии.
В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств,психосоматических заболеваний. Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают "педагогический кризис", "истощение", "выгорание".
По данным исследований Н.А. Аминова, через 20 лет работы в системе образования у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное выгорание, а к 40 годам эмоционально сгорают все педагогические работники.
Исследование профессионального выгорания проводилось на базе МБДОУ "Детский сад п. Петелино" г. Тула, п. Петелино, ул. Школьная, д.3. В эксперименте приняли участие 20 воспитателей. Средний возраст испытуемых 35 лет.
Для изучения профессионального выгорания нами были использованы следующие психодиагностические методики:
1.Методика «Диагностика эмоционального выгорания» (В. В. Бойко)
2 Методика «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (К. Маслач и С. Джексон, адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой)
3 Тест – опросник анализа уровня сформированности трёх основных характеристик нервной деятельности (Я. Стреляу )
4 Методика изучения уровня тревожности ( Спилбергер-Ханин )
5 Методика изучения психического. Выгорания( Farber B.A в адаптации: Рукавишников А.А.)
Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил сделать следующие выводы:
1.Полученные данные говорят о том, что у большинства воспитателей, работающих с детьми эмоциональное выгорание либо находится в стадии формирования, либо уже сформировано (65%).
2.Анализ результатов показал, что у 7 (35%) воспитателей высокий уровень эмоционального выгорания, показатели 7 (35%) воспитателей находятся в зоне формирования эмоционального выгорания, и у 6 (30%) педагогов отмечен низкий уровень эмоционального выгорания.
3.Анализ результатов показал, что у 7 (35%) воспитателей высокий уровень тревожности. Высокая тревожность прямо может быть связана с наличием невротического конфликта, эмоциональными срывами и с психосоматическими заболеваниями.
У 6 воспитателей (30%) отмечен низкий уровень тревожности. Низкая тревожность характеризует состояние как депрессивное, неактивное, с низким уровнем мотиваций. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».
У 7 воспитателей (35%) отмечен умеренный уровень тревожности. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
4. Анализ результатов показал, что у 6 воспитателей (30%) высокий уровень психического выгорания. У 7 воспитателей(35%) отмечен умеренный уровень психического выгорания. У 7 воспитателей(35%) отмечен низкий уровень психического выгорания.
5.Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента показал, что у большинства воспитателей (10человек), эмоциональное выгорание находится либо в стадии формирования, либо уже сформировано.
На основании результатов проведенного диагностического исследования была разработана профилактическая программа, направленная на предупреждение профессионального выгорания и его влияния на деятельность воспитателя.
Задачи программы:
1. Развитие информационно-теоретической компетентности педагогов.
2. Обучение педагогов психотехническим приемам саморегуляции негативных эмоциональных состояний.
3. Развитие у педагогов мотивации к профессиональному самосовершенствованию личности через повышение самооценки, снятие тревожности.
4. Способствовать сохранению в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата, снижению уровня конфликтности, агрессивности.
Сроки реализации программы: общая продолжительность программы составляет 20 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю,продолжительностью 2 академических часа. Наполняемость группы составляет 12-15 человек.
Система внутреннего контроля за реализацией программы осуществляется руководителем образовательного учреждения, на основании предоставленных педагогом-психологом промежуточных и итоговых результатов диагностики.
Используемые методы и методики.
1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко (см. Приложение 2).
2. Опросник выявления эмоционального выгорания MBI К. Маслач, С Джексон (см. Приложение 3).
3. Анкета НПУ “Прогноз” (изучение нервно-психической устойчивости педагогов) (см. Приложение 4).
4. Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора (см. Приложение 5).
5. Метод наблюдения.
Условия проведения: занятия проводятся на базе образовательного учреждения в групповой форме, в отдельном кабинете. Занятия могут проводиться под музыкальное сопровождение, что способствует расслаблению, включенности в работу, снятию психологических барьеров, мышечно-двигательных зажимов, повышению настроения.
Материально-техническое оснащение.
- Помещение не менее 18 м2.
- Столы и стулья из расчета на группу.
- Ковровое покрытие (для проведения релаксирующих упражнений и медитации).
- Магнитофон или музыкальный центр и аудиозаписи / компьютер.
- Маркерная доска.
- Проектор.
- Писчая бумага, цветные карандаши, фломастеры, шариковые/ гелиевые ручки из расчета на одного человека.
Участники программы: педагоги образовательных учреждений.
Предполагаемые результаты:
1. Повышение уровня информационно-теоретической компетентности воспитателей.
2.Овладение воспитателями психотехническими приемами саморегуляции негативных эмоциональных состояний.
3.Повышение самооценки, стрессоустойчивости, работоспособности, снижение уровня тревожности, эмоциональной напряженности, утомления.
4. Снижение уровня конфликтности, агрессивности в педагогическом коллективе.
Тематическое планирование
№ пп |
Тема занятия |
Цель занятия |
Кол-во часов |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Психологические аспекты и факторы эмоционального выгорания педагога (2 ч.) |
|||||
1 |
Эмоциональное выгорание: методологические основы, причины. |
1. Знакомство с понятием “эмоциональное выгорание” и основными теоретико-методологическими основами выделения его причин. 2. Самодиагностика: выявление уровня СЭВ у воспитателей. |
2 |
||
Влияние личностных особенностей педагога на процесс эмоционального выгорания (8 ч). |
|||||
2 |
Источники напряжения в профессиональной деятельности. |
1. Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста. 2. Снятие напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки. |
2 |
||
3 |
Самооценка и уровень притязаний. |
1. Знакомство с понятием “самооценки”, “уровня притязаний” и их влиянием на успешность профессиональной деятельности воспитателя. 2. Самодиагностика уровня самооценки и уровня притязаний. 3. Выработка навыков повышения уровня самооценки. Осознание своих личностных особенностей с точки зрения того, какие возможности они открывают в профессиональной деятельности и какие накладывают ограничения. |
2 |
||
4 |
Коммуникативная компетентность |
1. Знакомство с понятием “общение”, структура общения, вербальное и невербальное общение. 2. Осознание своих коммуникативных особенностей. 3. Выработка навыков эффективного общения в различных сферах своей деятельности. |
2 |
||
5 |
Конструктивное поведение в конфликтах |
1. Информирование о конфликтах: видах, основных структурных элементах, механизмам возникновения и конструктивных/ неконстуктивных стратегиях поведения в конфликте. 2. Осознание своего поведения в конфликте. 3. Формирование навыков консруктивного поведения в конфликтах. |
2 |
||
Методы психопрофилактики эмоционального выгорания педагогов (10 ч.) |
|||||
6. |
Методы профилактики СЭВ |
1. Знакомство с теоретико-методологическими основами психопрофилактики “эмоционального выгорания”. 2. Знакомство с методами психопрофилактики эмоционального выгорания у воспитателей. |
1 |
||
7. |
Целеполагание |
1.Помощь в осознание своих жизненных и профессиональных целей. 2. Помощь в осознании своих ценностных ориентаций и личных приоритетов. |
2 |
||
8. |
Тайм-менеджмент |
1. Информирование об основных причинах дефицита времени, знакомство с основными правилами планирования времени. 2. Анализ использования рабочего времени, его планирование. 3. Выработка навыков эффективного планирования и контроля своего времени. |
2 |
||
9. |
Аутогенная тренировка и саморегуляция |
1. Понятие “аутогенной тренировки”, “саморегуляции” как средств снятия эмоционального напряжения и физической усталости, улучшения самочувствия, повышения работоспособности и творческой активности. 2. Освоение методов предотвращения состояния стресса. Приобретение навыков и умений эмоциональной устойчивости. |
2 |
||
10. |
Дыхательная и звуковая гимнастика. |
1. Знакомство педагогов с методом “дыхательной и звуковой гимнастики”. 2. Обучение основным приемам дыхательной и звуковой гимнастики. |
2 |
||
11. |
Обобщающее занятие |
1. Закрепить полученные знания. 2. Самодиагностика: выявление уровня СЭВ у воспитателей. |
1 |
||
Всего: |
20 ч. |
Список литературы
1.Абрумова, А. Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика// Психологический журнал. - № 8. – 2015. – С.89 – 95.
2.Бойко В.В. Синдром “профессионального сгорания” в профессиональном общении. - СПб: Питер, 2013. – 178 с.
3. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Наука, 2016. - 154 с.
4. Бусовикова О.П. , Мартынова Т.Н. Исследование формирования синдрома профессионального сгорания в профессиональной деятельности социальных работников. // «Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов». - № 2. - 2013. – С. 115-121.
5. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. - М.: Наука, 2016. – 276 с.
6. Кузнецова Л. Э., Калпакова Н. А. Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов // Молодой ученый. — №9. —2016. - С. 1032-1035.
7. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - № 11.- 2015. - С. 2 - 16.
8. Лешукова Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭПП. - № 1. - 2015. - С. 36–47.
9. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются: [Электронный ресурс] //hr-анонс - новости мира эйчеров. – URL: http://hr.qetu.net
10. Орел В.Е. Феномен «сгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. - № 3. - 2016. – С. 58 – 61.
11. Практические занятия по психологии / Под ред. А. Ц. Пуни. - М.: ФиС, 2015. - 159 с.
12. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2016. — 432 с.
13. Робертс Г.А. Профилактика сгорания // Обзор современной психиатрии.- №1.- 2016.- С. 39-46.
14. Ронгинская Т.И. Синдром сгорания в социальных профессиях. //Психологический журнал. - №3. – 2015. - С.85-95.
15. Салогуб А. М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых // Молодой ученый. —№5. — 2014. — С. 459-461.
18. Пальчевская Е. С., Куимова М. В. О профилактике эмоционального выгорания // Молодой ученый. —№9. — 2015. — С. 1266-1267.
19. Пусикова М. В. Синдром эмоционального выгорания как пример дезадаптации к организационной культуре // Молодой ученый. — №11. — 2015. — С. 1768-1771.