Немало зарубежных и отечественных исследователей занимались проблемой агрессивного поведения людей и враждебности. Наиболее полное описание можно найти в трудах К. Бютнер, Р. Берона, Д. Ричардсона, Н.Д. Левитова, К. Лоренца, Т.Г. Румянцевой, А.А. Реана, Э. Фромма, В. Холличера и др.
В психологической литературе можно найти множество определений этого термина. Под агрессией понимается «сильная активность, стремление к самоутверждению, акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту». Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. Многие авторы рассматривают агрессию как реакцию враждебности на созданную другим фрустрацию, независимо от того, насколько эта фрустрация имеет враждебные намерения.
В настоящее время большинством принимается следующее определение:
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Подростковый возраст можно рассматривать как сенситивный период жизни для формирования и развития личности – это период психофизиологических изменений. На этом возрастном этапе особенную значимость имеет процесс формирования и развития мировоззрения, ценностных ориентаций личности подростка, нравственных и моральных представлений, а также положительного отношения к другим людям и миру в целом.
Однако, этот период является весьма непростым, как для подростка, так и для окружающих его людей. Недаром этот возраст назван трудным.
Большинство исследователей считает, что поведение является совместной функцией отдельной личности и ее окружения. То есть, на поведение индивида в обществе оказывает непосредственное воздействие ситуация, в которой он оказывается, а также качества, эмоции и склонности, проявляемые им в данных условиях.
Таким образом, агрессивное поведение определяется внешними факторами, имеющими отношение к ситуации или к окружающей обстановке, когнитивными переменными и системами, а также внутренними факторами, отражающими характерные черты и склонности конкретной личности.
При рассмотрении характеристик подростковой агрессивности, используются понятия жестокости и враждебности. Под враждебностью понимаются установки, а также готовность определенным образом оценивать и воспринимать события.
У подростков агрессивное поведение имеет разные виды проявления.
Вербальная агрессия представляет собой выражение негативных эмоций и чувств в угрозах, криках, насмешках, проклятиях, в употреблении в речи негативных эпитетов и ненормативной лексики. Можно выделить три типа вербальной агрессии - реакции отверждения, враждебные замечания и излишний критицизм, направленный на других людей и предметы.
Применение физической силы против других лиц в драках, столкновениях - это физическая агрессия. Сплетни, клевета, слухи, подрывающие репутацию человека, являются выражением косвенной агрессии, направленной на других лиц окольным путем. Грубость, вспыльчивость и резкость, проявляющиеся при малейшем возбуждении, говорят о повышенной раздражительности. Негативизм проявляется в оппозиционной манере поведения, выражающейся в разных формах от пассивного сопротивления до активной борьбы против законов и обычаев, при которой подростку свойственно делать все наоборот. Проявляющаяся в чувстве горечи и гнева обида подразумевает под собой зависть и ненависть по отношению к другим людям. Недоверие и настороженность по отношению к людям, основывающиеся на убеждении в том, что окружающие намерены причинить вред, свидетельствуют о повышенной подозрительности.
На протяжении подросткового возраста формы проявления агрессивности сменяют друг друга. Данные, приведенные в работах Л.М. Семенюк, свидетельствуют о том, что на разных этапах подросткового возраста существуют разного рода типичные особенности проявления агрессивности.
Характерной особенностью детей 10-11 лет является физическая агрессивность. У подростков 12-13 лет ярко выражен негативизм, преобладает физическая и вербальная агрессия. В 14-15-летнем возрасте на первом плане вербальная агрессивность, а уровень косвенной и физической агрессивности повышается несущественно, так же, как и уровень негативизма личности.
Половые различия детей так же оказывают влияние на силу проявления агрессивных реакций. У мальчиков преобладают реакции физической агрессии, девочкам же с возрастом более свойственны непрямые способы выражения агрессии - косвенная, вербальная агрессия, а также негативизм.
Именно поэтому при выборе психодиагностических методик основной акцент был сделан на те, которые позволят оценить уровень основных проявлений агрессивности у подростков (враждебность, общая агрессивность, агрессивность межличностных отношений, физическая, косвенная, предметная, вербальная агрессия, самоагрессия, критицизм, обида, подозрительность, негативизм, обидчивость, чувство вины).
Особенности функционирования малокомплектных школ обусловливаются количеством учащихся и педагогов, наполняемостью классов, что в целом влияет на организацию учебного процесса. Исходя из этого, администрация школы может гибко и в соответствии с потребностями выстраивать учебно-воспитательный процесс, выбирая формы и методы обучения. Это, прежде всего, связано с отсутствием параллельных классов, малым количеством учащихся и обучением в одном классе разновозрастных детей. В таких школах совместно обучаются и здоровые, нормально развитые ребята, и те, кто имеет отклонения в умственном и физическом развитии, и дети инвалиды.
Единственное образовательное учреждение, способное дать полное или основное среднее образование, по месту жительства сельских детей – это школа, расположенная в этом, либо в соседнем населенном пункте. В отличие от городских учеников, сельский, привязан к конкретной школе и вынужден оставаться в безальтернативном образовательном пространстве. В результате уровень развития ребенка зависит от привходящих обстоятельств, лишая его, таким образом, возможностей дополнительного образования.
Исследование особенностей агрессивности подростков и их враждебности в межличностном взаимодействии, разработка способов коррекции, а главное – профилактики является одной из самых актуальных задач современной психологической науки. У учащихся начальных классов проявление агрессивности является нормой, так как в этом возрасте дети используют агрессию как способ самозащиты. У подростков уровень проявления агрессивности повышен, а особенно в условиях малокомплектной сельской школы, когда дети находятся в ограниченном жизненном пространстве и не всегда имеют достаточные возможности для общения.
Подобрать подходящие методы работы с агрессивными подростками достаточно сложно.
Те практические материалы, которые успешно используются психологами в больших школах, не всегда подходят для подростков, обучающихся в условиях малокомплектной школы.
Психологическая коррекция агрессивного поведения подростка в условиях малокомплектности школы направлена на изменение его жизненных установок, формирование навыков поведения и развития психических функций.
Все коррекционно-развивающие мероприятия в рамках деятельности психолога должны распространяться на 3 компонента агрессивного поведения: познавательный, эмоциональный и волевой.
1. Развитие познавательного компонента имеет своей целью формирование у подростка, способности анализировать ситуации взаимодействия, сопоставлять собственное поведение и мотивы с поведением и мотивами других людей.
2. Коррекция эмоционального компонента направлена на осознание своих чувств, переживаний других людей и способность контролировать эмоции.
3. Формирование волевого компонента включает развитие целеустремленности, самоконтроля и решительности.
Таким образом, при коррекционной работе с подростками с агрессивным поведением в условиях малокомплектной школы, для воздействия на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферу личности следует осуществлять целенаправленное коррекционное воздействие по следующим направлениям:
1. Отреагирование гнева и травмирующих ситуаций.
2. Обучение приемлемым формам выражения негативных эмоций.
3. Развитие эмпатии у подростков.
4. Развитие положительной самооценки личности.
5. Расширение спектра поведенческих реакций подростков в разного рода проблемах и ситуациях.
Исследование агрессивности у подростков в условиях малокомплектной школы проводилось на базе МКОУ Жемчужниковская ООШ села Ильинское Одоевского района. В исследовании приняли участие 10 подростков мужского пола в возрасте от 11 до 16 лет, учащиеся 5-9 классов.
Для изучения подростковой агрессивности были использованы следующие методики:
- Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел).
- Тест А. Ассингера «Агрессивность межличностных отношений».
- Методика диагностики враждебности (шкала Кука-Медлей).
- Опросник агрессивности Басса-Дарки.
- Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)
На основании результатов проведенного диагностического исследования была разработана профилактическая программа для работы с агрессивными подростками в условиях малокомплектной школы.
Задачи программы:
1. Корректировать агрессивное поведение у подростков.
2. Создать условия для осознания подростками не конструктивности своего поведения.
3. Научить подростков понимать переживания и состояния других людей.
4. Выработать у подростков умение выражать свои эмоции и сдерживать агрессивные и враждебные реакции.
4. Сформировать у подростков навыки конструктивного разрешения межличностных конфликтов.
5. Предупреждать отклоняющееся поведение у подростков.
Условия реализации программы: занятия проводились 2-4 раза в неделю, по 40 минут каждое, общим количеством - 15 занятий. Все занятия были поделены на три этапа: ориентировочный (3 занятия), профилактический (10 занятий) и заключительный (2 занятия).
На ориентировочном этапе осуществлялось установление контакта между участниками групповой работы, создание позитивной мотивации к активному участию в психокоррекционной работе, ознакомление подростков с особенностями предстоящей работы, формирование доверительных отношений.
Цель профилактического этапа - последовательное решение поставленных в программе задач.
Цель заключительного этапа - обсуждение и закрепление результатов психокоррекционной работы, положительная обратная связь, оценка самостоятельности подростков при разрешении проблемных, конфликтных ситуаций, осознание подростками достигнутых результатов.
В качестве основных методов и приемов на занятиях в различной последовательности использовались: беседы, дискуссии, игры, упражнения, рисуночные техники, проигрывание конфликтных ситуаций, обучение приемам релаксации и саморегуляции.
В таблице 1 представлена профилактическая программа для работы с агрессивными подростками в условиях малокомплектной школы.
Таблица 1
Программа для работы с агрессивными подростками в условиях малокомплектной школы
№ |
Тема |
Цель занятия |
Упражнения |
Ориентировочный этап |
|||
1. |
«Знакомство» |
Налаживание контакта с подростками, создание благоприятных условий для работы в группе, знакомство с участниками группы и ознакомление с основными принципами работы. |
Приветствие Упражнение: «Минга - Манга». Упражнение«Давайте познакомимся!». Игра «Путаница». Правила нашей группы Визуализация «Волшебный лес» Прощание |
2. |
«Доверие» |
Установление доверительных отношений в группе, создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, снятие эмоционального и телесного напряжения, повышение эмоционального тонуса. |
Приветствие Упражнение «Интервью» Игра «Шишки, желуди, орехи» Упражнение «Рассмешить» Визуализация «Океан» Упражнение «Ассоциации». Ритуал прощания |
3. |
«Связующая нить» |
Продолжение знакомства, синхронизация группы, дальнейшее установление контактов между участниками, снятие эмоционального и телесного напряжения, формирование чувства близости с другими людьми, развитие навыков совместной игры и воображения |
Приветствие Игра «Кто кого перехлопает-перетопает» Упражнение « Создание рисунка по кругу» Игра «Баржа» Упражнение Связывающая нить» Упражнение «Улыбка» Ритуал прощания |
Профилактический этап |
|||
4. |
«Секреты «Енотова» круга» |
Продолжение установления контакта с подростками, создание атмосферы доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в группе для дальнейшей эффективной работы, формирование принятие подростками друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности. |
Приветствие Упражнение «Снежный ком». Притча «Секреты «Енотова» круга». Упражнение «Бусы». Игра «Буря». Упражнение «Что у нас получилось?». Ритуал прощания |
5. |
«Тайна моего «Я» |
Закрепить активный тренинговый стиль общения, способствовать самоанализу участников. Дальнейшее самораскрытие, самопознание; формирование позитивной Я-концепции, формирование умения анализировать и определять психологические характеристики, свои и окружающих людей. |
Приветствие Упражнение «Какие мы?». Упражнение «Кто я?». Притча «Ворона и павлин». Релаксация « Чайка» Джонатан» Упражнение «Приятно сказать....» Ритуал прощания |
6. |
«Тайна моего «Я» (продолжение) |
Способствовать дальнейшему сплочению группы, углублению процессов самораскрытия. Учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности. |
Приветствие Упражнение «Ассоциация». Упражнение «Я». Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» Упражнение«Приятное воспоминание» Упражнение «Записки» Ритуал прощания |
7. |
«Мое достоинство» |
Углубление процессов самораскрытия, повышение самооценки и актуализация личностных ресурсов, познание себя при помощи группы. |
Приветствие Упражнение «Пожелания». Упражнение «Мое качество». Упражнение «Скульптура». Упражнение«Ласковое слово». Упражнение «Аплодисменты по кругу». Ритуал прощания |
8. |
«Я о себе и люди обо мне» |
Активизация процесса рефлексии. Дальнейшее самораскрытие, самопознание, формирование позитивной Я-концепции. Раскрытие важных личностных качеств для эффективного межличностного общения. |
Приветствие Упражнение «Подарок». Арттерапия Упражнение «На что это похоже». Упражнение «Карусель». Ритуал прощания |
9. |
«Доброе животное» |
Повышение активности и самоценности подростков, принятие своих негативных качеств, развитие наблюдательности, внутренней свободы и раскованности, способности к самовыражению, возможность посмотреть на себя со стороны, обучение подростков понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. |
Приветствие Упражнение «Представь себя...» Упражнение «Уступки». Упражнение «Комплимент» Упражнение «Доброе животное» Визуализация «Добрая фея» Ритуал прощания |
10. |
«Куда уходит злость?» |
Обучение тому, как справляться со злостью; формирование более адекватной самооценки; снятие агрессии, тревоги и напряжения; создание позитивного эмоционального фона в группе. |
Приветствие Упражнение «Восковая палочка». Упражнение «Рисуем агрессию». Упражнение «Толкалки». Упражнение «Куда уходит злость?». Упражнение «Пальчики». Ритуал прощания |
11. |
«Разрешение конфликтов» |
Тренинг поведения в ситуациях, способствующих проявлению агрессии, обсуждение конструктивных способов выражения гнева, разрешение конфликтных ситуаций, развитие эмпатии |
Приветствие Игра «Волки и овцы» Упражнение «Морское царство» Упражнение «Фотографии» Упражнение «Конфликт» Упражнение «Я хочу - я могу» Ритуал прощания |
12. |
«Я злюсь, когда…» |
Продолжение обсуждения конструктивных способов выражения гнева создание условий для обращения подростков к собственному опыту агрессии |
Приветствие Упражнение «Карлики и великаны» Упражнение «Как я зол» Упражнение «Изобрази свою злость» Танец свободы и победы «Святой Георгий» Игра «Головомяч» Ритуал прощания |
13. |
«Я справлюсь со своей злостью» |
Дальнейшее обучение подростков конструктивным способам справляться со своей злостью, разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме. |
Приветствие Упражнение «Зоопарк просыпается» Игра «Кошки - собаки» Упражнение «Кипящий чайник» Игра «Дракон кусает свой хвост» Упражнение «Рисование своего настроения» Ритуал прощания |
Заключительный этап |
|||
14. |
«Готовимся расстаться» |
Помощь в определении личностных ценностей, раскрытии сильных сторон личности; формирование адекватной самооценки, актуализация личностных ресурсов |
Приветствие Упражнение «Заколдованные». Упражнение «Что же у нас получилось?» Упражнение «Доброе животное» Упражнение «Чемодан». Визуализация «Маяк» Ритуал прощания |
15. |
«Прощай!» |
Актуализация личностных ресурсов; обогащение сознания позитивными, эмоционально окрашенными образами; закрепление дружеских отношений между членами группы. |
Приветствие Упражнение «Аттракцион». Упражнение «Письмо с сюрпризом» Игры «По желанию». Упражнение «Подарок». Прощание |
Список используемой литературы
Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. Издательство Михайлова В.А. СПб, 2008 - 311 с.
Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2017. - 512с.
Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов / Г.Э. Бреслав. - СПб.: Речь, 2017. - 144 с.
Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2017 - 317 c.
Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 60-72.
Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с.
Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. Мн., 2014.-656 с.
Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — М.; Воронеж: Акад. пед. и социал. наук; Моск. психол. — социал. ин-т, 2016. — 96 с.