Профориентация – это совокупность воспитательных воздействий, развивающих у человека способность осознанно принимать решение о выборе сферы профессиональной деятельности на основе учета своих склонностей, знаний, интересов, способностей, потребностей рынка и труда и тенденции их развития.
Профориентация - это длительный процесс, который начинается со старшей группы детского сада и не заканчивается принятием решения о выборе своей профессии, а продолжается и на этапе вхождения в профессию, и овладение ею, и в ходе завершения обязательной трудовой деятельности в пенсионном возрасте, т.е. профориентация осуществляется практически в течение всей жизни человека. У младших школьников важно сформировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиям родителей и ближайшему производственному окружению. Воспитать нравственную и практическую установку к выбору профессии, основанную на включенности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно – полезной и трудовой деятельности.
Трудовое обучение и профориентация – это составные части трудового воспитания. Все эти три процесса взаимосвязаны и при успешном их осуществлении формируется у школьников трудолюбие. Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучения и профориентации и выступает как личностное качество.
Работу по профориентации осуществляется в 1-4 классах через игровую деятельность. Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в будущем будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. К концу 4 класса удается познакомить ребят со многими профессиями, их особенностями, раскрыть таланты и способности детей в различных видах деятельности, подготовить «благодатную почву» для дальнейшей профориентационной работы с учащимися в средних и старших классах.
Экспериментальное исследование проводилось на базе НСОШ пгт. Новогуровский. В исследовании приняли участие ученики 4 класса. 15 человек в возрасте 9 – 10 лет.
Для изучения профиля обучения нами были использованы следующие психодиагностические методики:
1. «Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова-
Оценка предпочитаемых профессиональных областей.
2. «Карта интересов А. Е. Голомштока - Филлимонова» - Изучение интересов и склонностей подростков к различным сферам деятельности.
3. Тест – опросник
4. Анкета «Моя Будущая профессия»
1. В ходе диагностики было выявлено, что большинство младших школьников проявляют больший интерес к профессиям типа “человек - человек” (4человек из 15), профессиям типа “человек - техника”- 4, ”человек – художественный образ”- отдали предпочтение 2 человек, ”человек - знак”-2 и “человек – природа” – по 3 человек.
2. Для изучения познавательных интересов учащихся была использована методика “Карта интересов”, разработанная А.Е. Голомштоком.
Результаты проведенной методики “Карта интересов” показали, что наибольшей популярностью пользуются следующие области знаний: механика и конструирование, литература и искусство, спорт и военное дело.
3. На основе проведенного опроса можно сделать вывод, что большинство детей хорошо сделали свой профессиональный выбор и знают о наборе качеств, необходимых для данной профессии. Ответы детей были осознанными и логичными.
По результатам проведения методики можно сделать вывод о том, что при ответе на вопрос «Каковы ваши представления об условиях работы по выбранной профессии» 4 человек (14,29%) детей ответили «имею некоторые представления» 6 испытуемых (46,43%) ответили «представляю хорошо», 5 человек (39,28%) ответили «не представляю»;
4. В ходе диагностики было выявлено, что 7 человек из 15 младших школьников знают, кем они хотят стать в будущем, 3 человека знают, с кем они посоветуются при выборе будущей профессии, у 5 человек присутствует постоянное хобби в свободное время.
На основе полученных данных была разработана программа Устный журнал «В мире профессий»
Цели программы:
1. Расширять представление детей о мире профессий.
2. Формировать учебно-познавательные мотивы, возможность испытать себя в приближенной к реальности, игровой ситуации.
3. Развивать интеллектуальные и творческие возможности учащихся
4. Воспитывать уважение к труду, людям любой профессии.
Вступительное слово психолога
Подумайте, что было бы,
Когда сказал портной:
-Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!
И все б портные в городе
За ним ушли б домой
Ходили бы люди голые
По улице зимой.
Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
- Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи
Ни стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.
Подумайте, что было бы,
Когда сказал шофер:
- Возить людей не хочется!
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы
Засыпало снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком.
Сказал учитель в школе бы:
-Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
Тетради и учебники.
Валялись бы в пыли
А вы бы неучеными
До старости росли.
Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда
И люди не откажутся
От нужного труда:
Учитель обязательно
Придет на утро в класс
И пекари старательно
Хлеб испекут для вас.
Любое дело выполнят
Что им не поручи,
Портные и сапожники,
Шоферы и врачи.
Мы все семьею дружною
В одной стране живём
И каждый честно трудится
На месте, на своём.
(Л. Куклин)
Сегодня наш устный журнал посвящен профессиям.
Кто знает, что такое профессия? Обратитесь к толковому словарю.
Профессия – основное занятие человека, его трудовая деятельность.
Страничка «Азбука профессий».
Класс делится на две команды, и весь алфавит соответственно на две части. Команды должны за 5 минут записать названия профессий на все выписанные им буквы алфавита (подсчитать очки).
Много вы знаете названий профессий. Давайте посмотрим, что нам предложит Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (просмотр, чтение названий профессий).
Сегодня мы будем говорить не о всех, а только о некоторых профессиях.
А вот о каких, вы узнаете, если правильно соберете слово.
Архитектор, следователь, биолог, водитель, журналист, повар.
Страничка «Биологическая»
Биолог
Чтение информации из Детской энциклопедии с помощью медиапроектора.
Для биолога очень важно умение длительное время сосредотачиваться на одном объекте, не отвлекаясь на другие, подмечать незначительные изменения в окружающей обстановке.
Задание: на рисунке, составленном из линий, найти все живые существа.
Страничка «Архитектурная»
Архитектор
Чтение информации.
Архитектор должен уметь проектировать и конструировать.
Задание: Сложить дом из любых 2х, 3х, 4х элементов (геометрических фигур).
Страничка «Журналистская»
Журналист
Чтение информации
Какими же способностями обладают журналисты? Очень многими. И одна из них: быть наблюдательными, рассказывая о каких-либо жизненных событиях, он должен наиболее подробно описать их.
Задание: используется репродукция картины в жанре бытовой живописи. Прочитать название и имя автора. Детям дается время её детально изучить (рассмотреть). Картина убирается, учащиеся отвечают на вопросы:
- Какое время года изображено?
- Какое время суток?
- Какой пейзаж изображен?
- Есть ли на картине люди? Сколько их? Кто они? Как одеты? Что делают?
- Как называется картина? Автор?
Страничка «Следовательская»
Следователь
Чтение информации
Для следователя очень важно иметь хорошую зрительную память, логическое мышление, умение слушать и запоминать.
Задание: В доме произошла кража. Необходимо составить опись украденного.
Страничка «Кулинарная»
Повар
Чтение информации
Придумайте рецепты одного из следующих необычных блюд:
- Салат «Нежность»
- Суп «Умник»
- Каша «Богатырь»
- Напиток «Счастье»
- Печенье «Улыбка»
- Торт «Справедливость»
Страничка «Водительская»
Водитель
- Чтение информации
Задание: Рассмотрите рисунок и найдите нарушение правил.
Итоги:
С какими профессиями вы познакомились на уроке?
Какие способности помогают успешному овладению этими профессиями, которые мы сегодня проверили у себя?
· Быть внимательным и наблюдательным
· Иметь хорошую зрительную память
· Конструировать
· Богатое воображение и др.
Психолог: Когда ты подрастёшь и встанешь взрослым, придет время выбирать профессию. Перед вами откроется множество дорог, где вы сможете найти своё место в этом мире. Может, ты станешь ученым и изобретёшь машину времени или сможешь найти вакцину от опасной болезни? А вдруг ты отправишься на межпланетном корабле исследовать просторы Вселенной? Или хорошо поёшь и танцуешь и твое будущее – театральная сцена, аплодисменты и море цветов. А если любишь готовить, то когда-нибудь будешь шеф-поваром или откроешь свое кафе. Как хорошо помечтать! Но, не забывай, что у каждого в жизни своя дорога, своя судьба. Не старайся искать легких дорог, путь к успеху – всегда работа до седьмого пота.
Литература
Елькина, О.Ю. Продуктивный опыт младших школьников: состояние и перспективы развития / О.Ю. Елькина. – М.: ИСМО РАО; Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006. – 135 с.;
Елькина, О.Ю. Путешествие по Галактике профессий: Рабочая тетрадь для учащихся 3-4 классов / О.Ю. Елькина. - Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2004. – 66 с.;
Елькина, О.Ю. Методическое сопровождение курса «Путешествие по Галактике профессий»: Пособие для учителя начальных классов / О.Ю. Елькина. - Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2004. – 46 с.;
Зеер, Э.Ф. Профориентология: теория и практика: Учеб.пособие для высшей школы [Текст]/Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 192с.;
Землянская, Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников [Текст]/Е.Н. Землянская// Начальная школа. – 2002. -№ 12. – С. 40-43;
Маркс К. и Энгельс Ф., О воспитании и образовании, М., 1957; Ленин В. И., О воспитании и образовании, 3 изд., М., 1979;
Морозов Сергей. Воспитайте человека! / С. Морозов // Народное образование. — 2005- 187 с.