ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Идея инклюзии в образовании привлекает к себе все больший интерес и внимание, как специалистов, так и ученых. 24 сентября 2008 года Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, тем самым, взяв на себя обязательства по выполнению ст. 24 «Образование», в которой говорится, что реализацию права на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают через «инклюзивное образование на всех уровнях».

Согласно статистическим данным, в России, в настоящее время, насчитывается более 2 млн. детей с ОВЗ, из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. На сегодняшний день в государственных общеобразовательных учреждениях в обычных классах обучается более 142 тыс. детей-инвалидов. Ещё 132 тыс. учится в специальных (коррекционных) классах в массовых школах. Более 44 тыс. ребят обучается на дому. Инклюзия - это способ ликвидации изоляции и дискриминации ребенка с ОВЗ и его семьи. Инклюзивное образование способствует развитию ребенка с ОВЗ в обычной среде, а также способствует развитию толерантности и социального равенства в детском коллективе в целом. Инклюзию в образовании можно рассматривать, как признание ценности всех детей и их способности к обучению. Инклюзия в образовании означает, что система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.

Она любила его. А он ее. Они всегда были вместе, одним целым и неделимым. И всем окружающим было понятно - это любовь. Она защищала его, как могла. А защищать она могла надежно! Так же надежно, как и любить. Жертвуя каждой клеточкой себя своей души. Ему. Ему любимому, ему родному, ему единственному. Все только ему и для него. А он… Он не мог. Не мог жертвовать, не мог защитить, не мог оградить. Он мог только любить. Любить так, как ни кто до него не любил. Так и жили они – двое. Двое любящих и любимых: мать и сын. А рядом с ними жил диагноз. Который, как известно, не приговор. И она верила в то, что не приговор, что ее мальчик будет таким, как все. Рано или поздно, но обязательно будет. И они честно и упорно старались стать такими, как все. Мать и сын. И в помощь им пришло инклюзивное образование, которое обещало ее сыну развитие и равные права с остальными детьми. Получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками - не это ли мечта любого ребенка с ОВЗ и его родителей? И эта ее мечта сбылась! Он, ее любимый мальчик «с диагнозом» стал, как все! Он пошел в обычный районный детский сад, а потом в обычный класс самой обычной районной школы. И стал учиться, как все. Учитель на собрании рассказывала о трудностях внедрения новых образовательных стандартов, о том, как не успевает уделить внимание 25 ученикам, о том, как она в своей педагогической деятельности ориентируется на слабого ученика. «На слабого… Значит - на моего»,- думала мать.

Значит - замечен, значит - не брошен, значит - учится. Значит - как все! И продолжала любить еще сильнее. И еще сильнее верить в то, что другие тоже любят, и тоже верят в его будущее. А другие… У них была своя жизнь, свои игры, свои отношения. Дети с опаской, в лучшем случае- с интересом, глядели на ее мальчика, и подходить близко не решались. Впрочем, к себе не подпускали тоже. Они на него не ориентировались, ориентироваться не собирались, да и ни кто от них этого не требовал. А он хотел дружить. Он любил школу. Любил за то, что там с ним занимаются, за то, что там много детей, он радовался встрече с ними. Он тянулся к ним. В понимании дружбы его мозг был устроен очень правильно. Но, они не понимали и не принимали его, он не понимал, почему они его не принимают. И только диагноз знал, в чем секрет.

Шли годы. Они оба взрослели. Мать и сын. Она все также разрывалась между сыном, работой и врачами. Он всё также учился в обычном классе самой обычной районной школы. К концу восьмого класса у него даже появился друг. Его успеваемость отмечалась дежурными тройками и фееричными четверками «за усидчивость», как говорили учителя. Они все также рассказывали, что он (слабый) их ориентир. Мать была им очень благодарна. Она нанимала педагогов по всем предметам, на которые только хватало денег, чтобы доказать, что он может. «Может! Вы не сомневайтесь!» Материнская вера в «как все» укреплялась…

«Ваш сын не сможет сдать ОГЭ. Он вообще не способен учиться в обычной школе. Коррекционная школа или домашнее обучение - это то, что вас сейчас спасет». А как же 9 лет «как все», как же удовлетворительная аттестация? Ведь, он - может?!

В отличие от диагноза, это был приговор. И обжалованию он не подлежал. Её мальчик снова стал «особенным». И теперь учится дома… Все надежды оказались разбиты. Осталась только любовь.

Она: его друг, его водитель, его учитель, его руки, его ноги, его защита и опора. Она всегда рядом. Она - его мать. Она всегда добивалась для него всего самого лучшего: лучший лагерь всех времен и народов «Артек», поездка на олимпиаду в Сочи, лучшие костыли, лучшая коляска для игры в теннис, и даже школа была обычная, но самая лучшая в округе. Он это ценил. Он старался. Старался не расстроить, старался победить, старался оправдать ее надежды и ее усилия, старался во всем добиться признания общества. Чтобы мамочка не сомневалась, что он может. Может, как все! Он доказывал ей, она всем остальным.

Учителя на него не ориентировались. Потому что рядом всегда была она. Дети тоже не ориентировались. Скорее даже, они его недолюбливали. Его это расстраивало. Сильно. Но рядом всегда была она, и он не мог долго расстраиваться, потому что надо было идти доказывать дальше. И он шел!

И у них всё получилось! Он окончил школу с золотой медалью и поступил в ВУЗ. Он контактный и открытый юноша, он всё еще мечтает о дружбе и верит в любовь. Она продолжает уверенно вести его дальше…

Эти две детских жизни я наблюдала параллельно. Это, так называемые, пионеры инклюзивного образования. В обоих случаях родители выбрали для своих детей обучение с не имеющими ограничений по здоровью сверстниками. Разумеется, все рассчитывали на то, что таким образом ребенку с ОВЗ будет проще адаптироваться в социуме. Но в реальности всё оказалось не так гладко, как задумывалось.

И первая возникшая проблема - это проблема взаимодействия. Во взаимодействии детей с ОВЗ и здоровых детей возникают трудности. В отношениях возникает эмоциональная напряженность, контакты между детьми выстраиваются медленно или не выстраиваются вообще. Такое настороженное и негативное отношение здоровых детей к детям с ОВЗ во многом формируется семьей. Родители здоровых детей в большинстве случаев не желают совместного обучения своих детей с детьми, имеющими различные функциональные особенности. К сожалению, наше общество не готово принимать инвалидов на равных. И учителя не являются исключением. В разговорах «не на камеру» многие из них признаются, что ребенок-инвалид создает дополнительные трудности в учебном процессе. Он требует к себе специального подхода и особого внимания. К сожалению, далеко не все педагоги обладают такими качествами. Зачастую умений и навыков педагогов при обучении ребенка с ОВЗ, по признанию самих педагогов, хватает только на то, чтоб «не обидеть его».

Поэтому, одно из главных условий в инклюзивном обучении, на мой взгляд, организация тесного взаимодействия педагогов с родителями ребёнка. Семья играет важную роль в жизни детей с ОВЗ, в решении возникающих проблем в их жизнедеятельности, как, впрочем, и в жизни здоровых детей. Родители не должны всецело полагаться только на школу. Желательно, чтобы родители могли получать всю интересующую их информацию о своём ребёнке, посещать занятия с целью перенять педагогические технологии сотрудничества со своим ребенком (при наличии высококвалифицированных кадров в школе). Было бы хорошо обучить родителей приёмам и методам коррекционного обучения и воспитания, чтобы дома они могли закреплять с ребенком изученный материал. Другими словами, семья должна быть активно вовлечена в процесс обучения и воспитания.

Вторая проблема - проблема адаптации. Надо не только детей с ОВЗ адаптировать к социуму, но и социум адаптировать к людям-инвалидам. В первую очередь - морально. Потому что, как показывает практика, ни какие решенные технические и материальные аспекты не добавляют ребенку с ОВЗ социальной значимости в личностном плане. На мой взгляд, это должно стать первостепенной задачей в части социальной адаптации «особенных» детей - моральной воспитание самого социума. Воспитательная система образовательного учреждения должна быть ориентирована на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений всех участников образовательного процесса, сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2009) так определила один из своих приоритетов: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…». Это не означает, что система специального (коррекционного) образования должна быть упразднена. Это означает, что у детей с ОВЗ и их родителей будет выбор образовательного учреждения, с одной стороны. Но, с другой, то же самое, дает обычной школе возможность в любой момент снять с себя ответственность за «особенного» ребенка, как в рассмотренном мною случае. Таким образом, массовый переход к инклюзивному обучению без учета особенностей каждого ребенка, без учета специфики образовательного учреждения, без подготовки участников образовательного процесса может скорее навредить, чем помочь ребенку с ОВЗ.

Новые Федеральные образовательные стандарты начальной и основной школы учитывают особенности развития обучающихся с ОВЗ через создание индивидуального учебного плана обучения и программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения. В школе возникает необходимость введения в штат образовательного учреждения должности тьютора (психолого-педагогического сопровождения), а также обязательной подготовки всех педагогов к работе в инклюзивном пространстве и обучения их технологиям инклюзивного образования с использованием личностно-ориентированного подхода.

Таким образом, создание адекватной системы инклюзивного образования является задачей, как науки, так и практики.

Список используемой литературы

1. Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». М., 2010. Информационный материал Министерства образования и науки Российской Федерации, подготовлен в апреле 2012 года. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ (Дата обращения: 11.01.2018).

2. Курганова Э. Н. Инклюзивное образование — право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2016. — №16.1. — С. 26-29. — URL https://moluch.ru/archive/120/33328/ (дата обращения: 09.01.2018).

3. Корытова Е. А. Роль реабилитационной активности семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 88-91. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9713/ (дата обращения: 11.01.2018).

4. Назарова Н. М. Инклюзивное и специальное образование: препятствия и риски развития: сб. научных статей IV международного теоретико- методологического семинара. М.: Логомаг, 2012.

Просмотров работы: 142