Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей разного возраста. Понятие «акцентуации характера» было введено в 1968 году психиатром из Германии К. Леонгардом, который описывал это явление в качестве чрезмерного усиления отдельных черт характера и их сочетаний, проявляемое в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определенного рода.
Проблема изучения характера и типа темперамента в подростковом возрасте является важной и приобретает все большую актуальность для современной практической психологии.
Поскольку темперамент обусловлен биологически, его первые проявления наблюдаются уже у новорожденных. К подростковому возрасту ребенок приходит уже с «готовым» темпераментом.
Исследования по изучению особенностей темперамента и акцентуаций характера у подростков проходило на базе ЦО № 16 (МБОУ СОШ № 54) г. Тулы. В эксперименте приняли участие 20 учащихся 9 класса. Из них 9 мальчиков, 11 девочек. Средний возраст испытуемых составляет 15 лет.
В качестве основного диагностического материала для определения уровня общительности, коммуникативных умений, типа и свойств темперамента нами были выбраны использованы следующие психодиагностические методики:
Опросник структуры темперамента (В.М.Русалов)
Тест-опросник. Акцентуации характера и темперамента личности (Г. Шмишек, К. Леонгард)
Тест Айзенка (Г.Ю.Айзенк)
Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил сделать следующие выводы.
1. У большинства опрошенных, что составляет 32,5% выборки, выявлен холерический тип темперамента. Для подростков данной категории характерны следующие черты: отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью (но реактивность явно преобладает над активностью), не сдержан, нетерпелив, вспыльчив, менее пластичен и более инертен, высокая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания.
Меланхолический тип темперамента выявлен у 27,5% выборки. Для подростков данной категории характерны следующие черты: высокая чувствительность и повышенная чувствительность при большой инертности, чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен, не уверен в себе, робок, неэнергичен и ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен, замедленный темп всех психических процессов.
Флегматический тип темперамента выявлен у 22,5 % выборки. Для подростков данной категории характерны следующие черты: высокая активность, значительно преобладает над малой реактивностью, малая чувствительность и эмоциональность, при больших неприятностях остается спокойным, бедная мимика, движения невыразительны и замедлены.
Сангвинический тип темперамента выявлен у 22,5 % выборки. Для подростков данной категории характерны следующие черты: возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями, способен быстро сосредоточится.
2. У большинства опрошенных, что составляет 25% выборки) выявлен аффективно-экзальтированный тип акцентуации характера.
Возбудимый тип акцентуации характера выявлен у 20% выборки.
Дистимический тип акцентуации характера выявлен у 10% выборки.
Тревожный тип акцентуации характера выявлен у 10% выборки.
Циклотимный тип акцентуации характера выявлен у 10% выборки.
Демонстративный тип акцентуации характера выявлен у 5% выборки.
Застревающий тип акцентуации характера выявлен у 5% выборки. Педантичный тип акцентуации характера выявлен у 5% выборки. Гипертимический тип акцентуации характера выявлен у 5% выборки.
Эмотивный тип акцентуации характера выявлен у 5% выборки.
3. Шкала «экстраверсия – интроверсия»:
- по параметру экстраверсия большинство баллов набрали 50% выборки. Для подростков данной категории характерны следующие черты: общительность, необходимость в контактах, действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел, имеет тенденцию к агрессивности, чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам;
- по параметру интроверсия большинство баллов набрали также 50% выборки. Для подростков данной категории характерны следующие черты: спокойный, застенчивый, человек, склонный к самоанализу, сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя, обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
Шкала «нейротизм – эмоциональная устойчивость»:
- по параметру нейротизм большинство баллов набрали 60% выборки. Для подростков данной категории характерны следующие черты: эмоциональность, импульсивность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности;
- по параметру эмоциональная устойчивость большинство баллов набрали 40% выборки. Для подростков данной категории характерны следующие черты: зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности и беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности.
Сегодня уделяется недостаточно внимания школьной профориентации. Но, тем не менее, в нашей стране существует система профессиональной ориентации и люди, которые занимаются этим делом, понимают важность профессионального самоопределения, серьезностью которого является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.
В целях профессионального самоопределения была разработана специальная программа из нескольких занятий.
Задачи программы: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности с учетом типа темперамента и акцентуации характера.
В таблице №1 представлена программа профориентационной работы с подростками с разными типами темперамента и акцентуациями характера.
Таблица №1
Содержание программы профориентационной работы с подростками с разными типами темперамента и акцентуациями характера.
№ |
Блок Темы занятий |
Основные задачи |
Методы |
||
Профориентация, профессия и ее роль в становлении личности детей |
|||||
I |
Знакомство с понятиями «профессия», «профориентация», «специальность», «должность» и др. |
Ознакомить подростков с понятиями темы, а также задачами и целями профориентации |
Организационный момент: создать группу, выработать групповые правила и создать атмосферу. Активная лекция по теме. Игровые методики «Профессия на букву», «Мяч плюс профессия» |
||
Мир профессий и требования, предъявляемые к ним |
Расширить представления детей о многообразии профессий в мире и ознакомить с требованиями, предъявляемыми к некоторым из них |
Активная лекция «Основные виды профессиональной деятельности» Игровые методики «Самая-самая …» «Угадай профессию» |
|||
Интересы, склонности, способности – их влияние на выбор профессии |
|||||
II |
Способности, склонности и интересы – психологические образования личности, от которых зависят успех и удовлетворенность профессиональной деятельностью |
Выявить и раскрыть значение интересов, склонностей и способностей, влияющих на выбор будущей профессии. |
Активная лекция по теме. Игровые методики «День из жизни …(Сон из жизни …)», «Белый снег» |
||
Профессиональное будущее и положение в обществе. |
Помочь подросткам более конкретно определить направления своих профессиональных интересов. |
Активная лекция по теме. Игровые методики «Кто есть кто?», «Человек профессия». |
|||
Личностно-ценностные особенности подростков |
|||||
III |
Личность и профессия |
Изучение направленности личности подростков |
Беседа Игровые методики «Автопортрет», «Самореклама», «Воздушный шар». |
||
Личность и профессия (продолжение) |
Определить профессиональную направленность личности и рассмотреть ее значимость в профессиональном самоопределении |
Дискуссия. Игровая методика «Наш остров» |
|||
Формирование готовности к выбору своей будущей профессии у подростков |
|||||
IV |
Профессиональные намеренья |
Помочь подросткам определиться в своих профессиональных намереньях |
Активная лекция по теме |
||
Планирование собственной жизни и профессиональных перспектив |
Помочь составить примерный поэтапный план, позволяющий предупредить возможные трудности на пути к получению выбранной профессии |
Методика «Пять шагов» Д/з (составление личного поэтапного плана) |
|||
Планирование своей жизни и профессиональной перспектив |
Повысить готовность участников планировать свою жизнь и профессиональные перспективы |
Презентация личного поэтапного плана. Игровые методики «Железное алиби», «Приемная комиссия». Прощание («Комплименты», «Мой портрет в лучах солнца») |