Специфика поведения участников конфликта, как правило, закладывается еще в период детства или подростковом возрасте. Впоследствии индивид продолжает использовать стереотипный механизм поведения, сталкиваясь с новыми конфликтами. Не являются исключением и военнослужащие. Особенности конфликтов военнослужащих обусловлены тем, что эти конфликты возникают в однополых (как правило) коллективах и связаны с особенностями межличностных и профессиональных отношений. Почвой возникновения межличностных конфликтов среди военнослужащих служат ежедневные расхождения во взглядах, разногласия и противоборства разных мнений, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей.
Военнослужащие далеко не всегда осознают необходимость выбора оптимальной позиции в разрешении конфликтной ситуации, нечетко осознают критерии, по которым выбирается та или иная позиция, неосознанно совершают переход из одной позиции в другую. Как следствие, интуитивное либо импульсивное решение, которое не разрешает конфликтную ситуацию, а, наоборот, усугубляет отношения между военнослужащими.
В ходе несения воинской службы у военнослужащих возникает ряд проблем в сфере взаимодействия с коллективом. В целях профилактики подобных конфликтов на институциональном уровне и ведется работа с личным составом (до 2012 года – воспитательная работа).
Данный уровень профилактики конфликтов регулируется такими Приказами Министерства обороны Российской Федерации, как:
- Приказ Министра обороны РФ от 11 марта 2004 г. за № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации» с изменениями внесенными Приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. за № 2666 [3];
- Приказ Министра обороны РФ от 28 февраля 2005 г. за № 79 «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» (вместе с «Положением о социальных комиссиях в Вооруженных Силах Российской Федерации») [4];
- Приказ Минобороны РФ от 25 сентября 1998 г. за № 440 «О системе работы должностных лиц и органов управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» [2].
Эмпирическое исследование особенностей поведения военнослужащих в конфликтных ситуациях было проведено на базе 106 гвардейской воздушной дивизии 51 разрядно-десантного полка. В эмпирическом исследовании приняли участие 9 военнослужащих в возрасте от 19 до 28 лет, все мужчины. Распределение по званию: один командир и его подчиненные.
Для изучения взаимоотношений в коллективе был использован метод социометрии, предложенный Дж. Морено. Этот метод позволяет изучать внутригрупповые связи и иерархии в малых группах. Метод позволяет получить информацию о реальном статусе человека в группе, психологической совместимости между членами группы в данный момент и сложившейся структуре подчиненности.
Для изучения особенностей поведения военнослужащих в конфликтных ситуациях были использованы следующее методики:
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томасапредназначен для определения характерного типа поведения личности в конфликте.
Методика «Доминирующие стратегии конфликтного поведения» (метафорический вариант) направлена на диагностику превалирующих стратегий конфликтного поведения.
Согласно данным социометрического исследования, командир подразделения выступает безоговорочным лидером в коллективе. Отверженных (изолированных) членов коллектива в рамках социометрического исследования выявлено не было. Большинство членов коллектива – принятые члены коллектива. Это означает, что они имеют положительные выборы среди своих однополчан. По данным социометрического исследования, изученная группа военнослужащих – достаточно сплоченная, строго подчиняющаяся лидеру в лице командира.
Распределение стратегий конфликтного поведения у испытуемых военнослужащих по методике диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) представлено в диаграмме на рисунке 4.
Рис. 4. Распределение стратегий конфликтного поведения у испытуемых военнослужащих (по методике диагностики К. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной)
Как видно из рисунка 4, структура выбора предпочитаемых стратегий поведения в конфликте у военнослужащих такова:
- 22% опрошенных предпочли такую стратегию как компромисс;
- 34% выбрали стратегию соперничества;
- 11% проявили склонность к стратегии приспособления;
- 22% имеют склонность к стратегии сотрудничества;
- 11% выбирают стратегию избегание.
Испытуемые военнослужащие, продемонстрировавшие склонность к стратегии соперничества в конфликте (34%), характеризуются малорасчлененным внутренним миром.
Представление о себе у них размыто, нет внутренней дифференциации. И во внешнем мире им также никто не противопоставлен: оппонент явно не предусмотрен. Выбор стратегии поведения также ограничен – либо соглашаться, либо открыто конфликтовать, занимать атакующую позицию.
Это выбор между крайностями – бороться или отступить, категоричность, свойственная «наивному» малодифференцированному образу конфликта. При этом сам оппонент не изучается, а тестируется лишь по критерию «сильнее меня / слабее меня». Сценарий выбирается в зависимости от результата тестирования – соответственно, «уступать» или «нападать». Неважно с кем именно конфликтовать, важен лишь исход: кто кого пересилит.
Испытуемые военнослужащие, выбравшие основной стратегией конфликтного поведения приспособление (11%), имеют явную тенденцию к ясному противопоставлению позиций: «Я – хороший, Ты – плохой». На альтернативу позиций указывают и выбираемые стратегии поведения: для позиции Я – «старается защищать, ищет компромисс, отстаивает свою точку зрения»; для позиции Ты – «повышает голос, хитрит, обвиняет, нападает исподтишка». Стратегии поведения становятся более изощренными, манипулятивными, обманными (хитрит, нападает исподтишка, отвергает, игнорирует). Здесь нет открытого конфликта, открытой агрессии, нападения. Столкновение людей с различными намерениями выливается в скрытое воздействие, давление на оппонента.
Испытуемые военнослужащие, для которых характерен компромисс как стратегия конфликтного поведения (22%) отличаются склонностью к сопоставлению себя с Другим, причем всегда «плохим». Противопоставление позиции Я и Другого носит оценочный характер: если ты похож на меня, то ты хороший, если ты отличаешься от меня (Другой) – ты плохой. Для начала это противопоставление носит во многом агрессивный характер, которое в сознании могло выглядеть как синкретическое обобщение «они – другие, значит – мы должны защищаться». Эта модель эгоцентрична. Наличие откровенной и некритической оценочности указывает на по-настоящему человеческий способ осмысления конфликтной ситуации – жесткое идеологическое предписание.
Испытуемые военнослужащие с характерной конфликтной стратегией избегания (11%) совмещают в своей ролевой позиции, как положительные фигуры, так и отрицательные. Совмещение двух противоположных позиций (я и хороший, я же и плохой) указывает на интериоризацию позиции Другого. Теперь оппонент находится внутри – конфликт получил воплощение во внутриличностной динамике: агрессия перенаправлена на самого себя, конфликт интериоризировался, стал внутриличностным процессом. Об этом свидетельствую выбираемые стратегии поведения, за которыми просматривается позиция «я сам» (уверен в себе, высокомерен, замыкается в себе). Причина такого состояния заключается, вероятно, в принятии той части общественных норм, которые осуждают агрессию, выраженную в открытой форме. Поэтому оппонент здесь – это подчиненный (читай, слабее меня), Человек, которого жалко. Правда, контролировать приходится в основном самого себя. Из-за этого большая часть сил человека уходит на совладание, борьбу с самим собой. Межличностный конфликт при этом смягчается по формам протекания, но платить за это приходится невротическим напряжением.
Для испытуемых военнослужащих, предпочитающих стратегию конфликтного поведения сотрудничество (22%), характерно частичное совмещение в себе признаков двух стратегий конфликтного поведения: компромисса и избегания.
Распределение метафорических стратегий конфликтного поведения у военнослужащих по методике «Доминирующие стратегии конфликтного поведения» (метафорический вариант) представлено в диаграмме на рисунке 5.
Рис. 5. Распределение метафорических стратегий конфликтного поведения у военнослужащих (по методике «Доминирующие стратегии конфликтного поведения» (метафорический вариант)
Как видно из рисунка 5, в ходе диагностики нами было получено следующее распределение предпочитаемых метафорических типов поведения в конфликте у военнослужащих:
- 22% опрошенных предпочли стратегию «Медвежонок»;
- 34% выбрали стратегию «Акула»;
- 11% проявили склонность к стратегии «Лиса»;
- 22% имеют склонность к стратегии «Сова»;
- 11% выбирают стратегию «Черепаха».
Далее было проведено соотнесение результатов диагностики по методике К. Томаса и метафорическому варианту (см. таблица).
Таблица
Сравнение результатов диагностики по методике К. Томаса и метафорическому варианту
Результат по методике диагностики предрасположенности личности к конфликту поведения (К. Томас) |
Результат по доминирующим стратегиям конфликтного поведения (метафорический вариант) |
Сотрудничество |
Сова |
Приспособление |
Лиса |
Компромисс |
Медвежонок |
Избегание |
Черепаха |
Соперничество |
Акула |
Итак, как видно из таблицы, те военнослужащие, что демонстрировали предпочтение стратегии сотрудничество, имеют склонность к метафорическому типу поведения «Сова». Военнослужащие со склонностью к приспособлению – метафорический образ «Лиса». Военнослужащие с преобладанием компромиссного конфликтного поведения – метафорический образ «Медвежонок». Военнослужащие со склонностью к избеганию – метафорический образ «Черепаха». А военнослужащие, имеющие склонность к соперничеству – метафорический образ «Акула».
Таким образом, полученные нами выводы об особенностях поведения военнослужащих в ситуации конфликта позволяют командиру подразделения вести более дифференцированную работу с коллективом с целью преодоления конфликтных ситуаций.
На основе полученных данных мы можем сформулировать следующие рекомендации.
Военнослужащим, которым свойственны такие стратегии поведения в конфликте как соперничество, рекомендуется:
1. Старайтесь в общении избегать крайних, жестких и категоричных оценок.
2. В том случае, если вы считаете необходимым покритиковать человека, постарайтесь перед критическим замечанием дать какой-либо положительный отзыв его работе, внешнему виду или любым другим достоинствам.
3. Вместо того чтобы критиковать чужую работу, более полезно выполнить самому аналогичную работу, но лучше.
4. В процессе конфликта критикуйте поступки человека или результаты его деятельности, но не его самого.
5. В процессе конфликта не нужно сравнивать человека с кем-то, кто «лучше» его. Такое сравнение рождает обиду и зависть к «лучшему».
Военнослужащим, которым свойственны такие стратегии поведения в конфликте как компромисс и сотрудничество, рекомендуется:
1. Из любого конфликта старайтесь выносить зерно истины, иначе конфликты будут совершенно бесполезной тратой времени.
2. Нередко стараясь свести конфликт на нет, люди забывают о своих интересах, поэтому помните о своей выгоде в любом конфликте.
Военнослужащим, которым свойственны такие стратегии поведения в конфликте как приспособление, рекомендуется:
1. Во время общения с окружающими старайтесь видеть и опираться на положительное в них. Оценивайте людей в большей степени по тому, что они сделали, а не по тому, что они не сделали.
2. Заведите себе за правило, что критиковать кого-то может лишь тот, кто сам к себе относится критично и честно видит свои недостатки.
Военнослужащим, которым свойственны такие стратегии поведения в конфликте как избегание, рекомендуется:
1. Старайтесь формировать в себе привычку терпимо и даже с интересом относиться к мнению других людей, даже тогда, когда они противоположны вашему.
2. Всячески боритесь с негативными эмоциями по отношению к другим людям или хотя бы с их внешними проявлениями.
Список использованной литературыФедеральный закон от 27 мая 1998 за № 76-ФЗ (в редакции от 3 февраля 2014 года, с изменениями от 04 июня 2014 года) «О статусе военнослужащих».
Приказ Минобороны РФ от 25 сентября 1998 г. за № 440 «О системе работы должностных лиц и органов управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации».
Приказ Министра обороны РФ от 11 марта 2004 г. за № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации» с изменениями внесенными Приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. за № 2666.
Приказ Министра обороны РФ от 28 февраля 2005 г. за № 79 «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» (вместе с «Положением о социальных комиссиях в Вооруженных Силах Российской Федерации»).
Директива Минобороны РФ от 12 июля 1997 г. за № Д-10 «О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 4-е изд. исп. и доп. – М. : Эксмо, 2014. – 512 с.
Бабосов, Е.М. Социальные конфликты в воинских коллективах. Причины, функции, специфика, профилактика / Е.М. Бабосов, В.Г. Малащенко // Конфликтология. – 2013 – №4. – С. 176-188.
Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб. : Питер, 2015. – 544 с.
Громова, О.Н. Конфликтология / О.Н. Громова. – М. : Эксмо, 2010. – 151 с.
Дорохова, А.В. Разрешение конфликтов / А.В. Дорохова, Л.И. Игумнова, Т.И. Привалихина. – М.: Академия, 2014. – 192 с.
Караяни, А.Г. Прикладная военная психология / А.Г. Караяни, И.В. Сыромятников. – СПб. : Питер, 2006. – 480 с.