ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СТУДИЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СТУДИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для человека большое значение имеет профессиональная деятельность, однако профессия может оказывать отрицательное, а иногда и разрушительное действие на личность. Среди психологических воздействий особую роль играет синдром эмоционального выгорания, который не только снижает эффективность профессиональной деятельности, но и негативно влияет на здоровье профессионала.

Категория педагогов сильно подвержена появлению синдрома эмоционального выгорания, у представителей педагогических профессий такое состояние обусловливается высокой социальной значимостью и широкой распространенностью самой профессии.

Актуальность исследования эмоционального выгорания определена необходимостью поиска оптимальных средств и методов диагностики, а также профилактики возникновения этой проблемы у педагогов.

Отечественные психологи, такие как В.Е. Орел, А.А. Рукавишников, В.В. Бойко, Г.А. Зарипова и др., в 90-х годах XX века занялись исследованием феномена эмоционального выгорания. Чтобы обозначить и описать исследуемое явление, в своих работах ученые использовали разнообразные термины. Е.В. Юдина и Т.В. Форманюк использовали «эмоциональное сгорание», В.В. Бойко, М.В. Агапова, С.В. Умняшкина и др., применяли «эмоциональное выгорание». Также звучали «перегорание» в работах Г.А. Зариповой, а у Н.Е. Водопьяновой и А.А. Серебрякова – «профессиональное выгорание».

Педагоги художественных студий также попадают в категорию лиц, подверженных синдрому эмоционального выгорания. С одной стороны, творческая деятельность способствует снятию эмоционального напряжения, с другой стороны, на руководителей коллективов возложены практически те же обязанности, что и на учителей. К этому следует добавить ответственность за регулярную подготовку к выставкам, концертам, спектаклям, различным творческим конкурсам с поездками по другим городам, а иногда и странам.

Эмоциональное «выгорание» – процесс движущийся, проявляется не сразу, а постепенно, в зависимости от сформированности каждой из трех фаз: нервного напряжения, резистенции, истощения.

Для синдрома эмоционального выгорания характерно наличие сочетанных симптомов в психической, соматической и социальной сферах жизни. Каждый из симптомов обусловливает тип и степень выгорания. Следует отметить, что одновременное проявление всех симптомов как правило, отсутствует, т.к. каждый человек индивидуален и по-разному реагирует на стрессовые ситуации. Также индивидуальна и физиологическая выносливость организма, которая влияет на соматические проявления.

Базой для исследования явился культурно-выставочный центр музея-усадьбы «Ясная поляна», в который входит дом культуры деревни Ясная поляна. При нем организованы различные детские художественные творческие студии, педагоги-руководители которых и были приглашены для участия в нашем исследовании. Количество педагогов составляет 10 человек.

Для выявления эмоционального и профессионального выгорания у педагогов были подобраны такие диагностические методики как:

  1. Опросник эмоционального выгорания В.В. Бойко

  2. Торонтская алекситимическая шкала TAS-26

  3. Опросник психического выгорания (Автор-разработчик: FarberB .A . Автор адаптации: Рукавишников А.А).

  4. Опросник на выгорание (MBI) (К. Маслач и С. Джексон. адаптирован Н.Е. Водопьяновой)

  5. Шкала субъективного благополучия (Г. Перуэ-Баду)

На констатирующем этапе проведённого исследования анализ результатов привёл к следующим выводам:

у 60 % педагогов полностью отсутствует проблема эмоционального выгорания. У 20% педагогов два симптома складываются в одной из фаз, 10% педагогов имеют в стадии формирования одну фазу синдрома эмоционального выгорания и 10% педагогов испытывают синдром эмоционального выгорания.

Данные о наличии алекситимии отсутствуют у 100% респондентов. Однако у 10% от общего количества педагогов сумма баллов больше верхней границы нормы, но меньше нижней границы отклонения.

Показатели индекса психического выгорания имеют высокое значение у 70% педагогов, а у 30% показатель средний. Из чего мы можем сделать вывод, что большинство педагогов имеют психическое выгорание, в той или иной степени.

Выгорание присутствует у 20% от общего количества обследуемых, из них 10% имеют выгорание и эмоциональное, и профессиональное. Полностью выгорание отсутствует у 10% педагогов, 70% испытывают эмоциональное выгорание средней степени.

По шкале субъективного благополучия наиболее выражен эмоциональный дискомфорт у 40% от общего количества обследованных педагогов. 60% педагогов отрицают серьезные психологические проблемы и их оценки свидетельствуют об умеренном эмоциональном благополучии.

Поскольку диагностическое обследование выявило наличие проблем в эмоциональном и психическом здоровье педагогов художественных студий культурно-выставочного центра «Ясная поляна», то на основании результатов диагностики нами были разработаны рекомендации, направленные на профилактику возникновения эмоционального выгорания педагогов.

Одной из важных задач практического психолога является расширение знаний педагогов о таком явлении, как синдром эмоционального выгорания, поскольку значительная роль в борьбе с описанным синдромом принадлежит, в первую очередь, непосредственно человеку, который имеет подобную проблему. И одной из первоочередных задач психолога является мотивирование пациента на выполнение рекомендаций. Поскольку придерживаясь перечисленных ниже рекомендаций, он сможет как предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, так и достичь снижения степени его выраженности.

Для начала, вместе с психологом необходимо проанализировать причины, которые привели к подобному состоянию. В таких случаях хорошо проделать следующее:

Рекомендация 1. Выписать на листе бумаги причины выгорания, оставляя напротив место для описания варианта решения конкретной проблемы. Таким образом получиться своеобразный план действий, в котором поставлены определенные цели краткосрочные и долгосрочные. Достижение краткосрочных будет мотивировать человека действовать дальше.

Рекомендация 2. Соблюдение режима дня, полноценный восмичасовой сон, сбалансированное питание, занятия физкультурой или хотя бы регулярные прогулки.

Рекомендация 3. Обновить рабочее место. Известно, что смена обстановки благотворно влияет на психологическое состояние. Можно сделать перестановку в рабочем кабинете, привести в порядок рабочий стол.

Рекомендация 4. Овладеть приемами релаксации:

- медитация (в спокойной обстановке, при удобном положении тела с прямой спиной, спокойном и ровном дыхании сконцентрироваться на сильном положительном образе или мысли. При возникновении отвлекающих образов и мыслей, необходимо снова и снова возвращаться к первоначальному. Длительность 15-20 минут.)

- аутотренинг (лучше проводить перед сном, лежа в кровати. Сначала необходимо добиться полного расслабления тела. Для этого создать цепочку из фраз, мысленно их произносить и визуализировать. Например: мое дыхание спокойное и ровное. Я спокоен. Мое сердце бьется в спокойном ритме. Организм работает четко и слаженно. Я спокоен. Я чувствую себя легко и свободно. Мышцы ног расслаблены. Затем повторяя со слов «мое дыхание спокойное и ровное» добиться расслабления всех мышц тела от ног до головы. Вторая часть аутотренинга состоит из «формулы цели» т. е. то, чего вы хотите добиться. Например, я спокоен. Я чувствую себя легко и комфортно. Я люблю свою работу. Мне нравятся люди, с которыми я работаю. Все трудности в процессе работы я легко преодолеваю. Я нахожу решение в любой трудной ситуации. И т.п.)

- дыхательная гимнастика(основное упражнение, особенно в момент стресса – это глубокое и ровное дыхание. На четыре счета вдох. На четыре счета выдох. Виды гимнастик: по Стрельниковой, по Бутейко, бодифлекс, йога. Тай-цзи и т.д.)

- пенная релаксация (во время приема ванны или просто создать в емкости большое количество пены. Пропускать ее сквозь пальцы рук, концентрируясь на действии. Схоже с медитацией. Вместо пены можно использовать крупы, песок. Эффект достигается за счет воздействия на активные точки пальцев рук, концентрации.)

- раскрашивание рисунков, разбитых на мелкие части. Можно использовать мандалы.

Рекомендация 5. Смена вида деятельности. Например, педагог по изобразительному искусству может заняться танцами, освоить роликовые коньки, а хореограф заняться рисованием, пением.

Рекомендация 6. Пойти на курсы повышения квалификации, на конференцию, сделать семинар и поделиться своими знаниями. Обмен информацией позволит расширить круг общения, расширит границы мира. В котором существует педагог.

Рекомендация 7. Эмоциональное общение. Известно, что проговаривание проблемы вслух снижает ее значимость и позволяет посмотреть на нее со стороны, проанализировать, прочувствовать иначе.

Список литературы

  1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других – М.: «Филинъ», 1996, - 472с.

  2. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов.: Вопросы психологии. -2005. -№ 2.

  3. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Изд-во «Питер», 2005. – 358с.

  4. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1.

  5. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. — СПб.: Питер, 2001. — 528 с.

  6. Пряжников Н.С. Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома "эмоционального выгорания" в работе педагога: Психологическая наука и образование. -№2.-2008.

  7. Самоукина Н.В. Синдром профессионального выгорания / Н. В. Самоукина // Управление персоналом, российский опыт. – М.: МГУ, 2000. – с. 201 – 215.

  8. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания. - Медицинская газета, № 43

  9. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 520c.

  10. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель про-фессиональной дезадаптации учителя.:Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс 1994. – № 6.

  11. Хухлаева О. Давайте учиться не «гореть» //Школьный психолог, №4, 2006.

  12. Янковская Н. Эмоциональное выгорание учителя // Народное образование, №2, 2009

Просмотров работы: 135