Педагогический коллектив учителей является частью общественного коллектива, куда входит составной частью ученический коллектив.
Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества.
Педагогический коллектив, как профессиональное объединение людей, имеет свои специфические особенности [8,с.95]:
Полифункциональность. Педагогу приходится выполнять одновременно несколько функций: функцию учителя-предметника, классного руководителя, руководителя кружка и т.д..
Самоуправляемость. Основные вопросы жизни и деятельности педагогического коллектива обсуждаются на различных уровнях управлениях.
Коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты деятельности.
Ненормирование рабочего дня;
Преимущественно женский состав.
Следует отметить, что психологический климат образовательного учреждения включает в себя несколько блоков взаимоотношений [4,с.78]:
- психологические отношения по вертикали: «руководитель-подчиненный»;
- отношения по горизонтали: «коллеги-коллеги»;
- отношения в системе «человек — окружающая материально-техническая среда».
Социально-психологический климат в учебном заведении оказывает воздействие на субъективное благополучие личности педагога, его успехи, на взгляды и деятельность ученика.
Выделяют следующие основные функции психологического климата педагогического коллектива [5,с.133]:
- консолидирующая – заключается в сплочении его членов, в объединении коллективных усилий для решения учебно-воспитательных задач;
- стимулирующая – отвечает за создание «эмоциональных потенциалов» коллектива, его жизненной энергии, реализуемой в педагогической деятельности;
- стабилизирующая – обеспечивает устойчивость внутри коллективных отношений и создающую необходимые предпосылки для успешного вхождения в коллектив новых педагогов;
- регулирующая – проявляется в утверждении норм взаимоотношений, этической оценке поведения членов коллектива [1].
Общий климат в коллективе зависит от личностных интеллектуальных, эмоциональных, волевых черт характера его членов. Следует отметить тот факт, что если в педагогическом коллективе нормой взаимоотношений являются взаимопомощь, сотрудничество, поддержка и уважение, педагоги испытывают желание находиться в таком коллективе, то можно говорить о благоприятном психологическом климате. Там же, где царят равнодушие, формализм или давление, член коллектива ощущает эмоциональную подавленность, отчужденность, испытывает стрессовые состояния, то можно говорить о неблагоприятном психологическом климате [7,с.88].
К числу факторов, препятствующих формированию положительного психологического климата, относятся конфликты в педагогическом коллективе.
Конфликт - это резкое обострение противоречий, возникающих в сфере непосредственного общения людей [3,с.78].
В педколлективе выделяются три основные группы конфликтов [6,с.55]:
- профессиональные конфликты;
- конфликты ожиданий;
- конфликты личностной несовместимости.
Также на формирование психологического климата в педагогическом коллективе влияет стиль руководства. Следует отметить, что роль руководителя в создании оптимального социально-психологического климата является решающей.
Следует отметить, что для управления педагогическим коллективом целесообразно использовать демократический стиль руководства. Но практика показывает, что в одном и том же коллективе, на разных этапах развития, в разных ситуациях, должны применяться различные стили управления, при этом должен сохраняться разумный баланс между достижением цели и сохранением взаимоотношений в коллективе [2,с.13].
Анализ литературы показал, что психологический климат в педагогическом коллективе играет важную роль, так как способствует нормальному функционированию учебно-воспитательной деятельности. Основными факторами, препятствующими развитию благоприятного психологического климата являются конфликты, стиль руководства, отношения в коллективе, условия труда, применяемая шкала поощрений и наказаний и т.д.
Нами было проведено исследование особенностей психологического климата в педагогическом коллективе. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ СОШ № 19 с.п. Огаревка. В исследовании принимало участие 20 педагогов в возрасте 20-55 лет. Из них 15 женщин и 5 мужчин.
1. Результаты исследования по методике «Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе»
Сначала педагогам была предложена методика «Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе». Представим данные в виде диаграммы:
Рис.1 Степень развития благоприятного социально-психологического климата в исследуемой группе
Из диаграммы видно, что 25% испытуемых отмечают высокую степень развития благоприятного социально-психологического климата. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности, успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, к мнению других относятся с уважением, доброжелательны по отношению к остальным членам коллектива.
20% - среднюю и низкую степень, испытуемые менее довольны психологическим климатом в коллективе. Проявляется безразличие к членам группы, конфликтность.
10% испытуемых отмечают среднюю и сильную степень неблагоприятного социально-психологического климата и 15%- среднюю степень. У участников коллектива преобладает подавленное настроение, конфликтность, нетерпимость к другим членам группы, отрицательное отношение к совместной работе. Таким образом, можно сделать вывод, что в коллективе педагогов присутствует в большей мере неблагоприятный психологический климат.
2. Результаты исследования по методике «Взаимоотношения в педагогическом коллективе», Н.В. Клюева
Далее испытуемым был предложен опросник «Взаимоотношения в педагогическом коллективе», Н.В. Клюева. Представим данные в виде диаграммы.
Рис.2 Уровень взаимоотношений в исследуемой группе
Из диаграммы видно, что большинство педагогов (50%) отмечают средний уровень сплоченности и развития коллектива, что говорит о присутствии проблем в общении, напряженности и не доверии.
20% - высокий уровень, педагоги довольны коллективом, присутствует общность цели и взаимодействия между членами коллектива.
30% - низкий уровень, испытуемые считают, что целостное единство коллектива отсутствует.
3. Результаты исследования по методике А.Ф. Фидлера
Затем испытуемым была предложена методика А.Ф. Фидлера «Методика оценки психологической атмосферы в коллективе». Результаты были обобщены и представлены в виде диаграммы.
Рис.3 - Уровень психологической атмосферы в коллективе
Из диаграммы видно, что большинство педагогов (55%) отмечают средний уровень психологической атмосферы в коллективе, что говорит о средней удовлетворенности коллективом, присутствии недоброжелательности, несогласованности и равнодушия. 40%-высокий уровень, испытуемые считают, что психологическая атмосфера в коллективе в норме, преобладает дружелюбие, взаимная поддержка и согласие между членами коллектива. Отмечается увлеченность и занимательность коллектива. И 5% низкий уровень, характеризуется неудовлетворенностью, враждебностью в коллективе, равнодушием к его членам, несогласованностью. Отмечается скука и безуспешность.
В практической части исследования было установлено, что в исследуемой группе педагогов отмечается в большей степени неблагоприятный психологический климат, который влияет на характер отношений в группе педагогов, а также на их настроение и самочувствие. В связи с этим, нами были разработаны рекомендации, способствующие улучшению развития благоприятного климата в группе педагогов:
Организовывайте общие коллективные дела, совместные переживания;
Умейте правильно строить свои взаимоотношения с коллегами и начальством.
Учитываете индивидуальные особенности коллег(вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к вам.
Умейте выслушать коллегу, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения. Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.
Относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что вы можете ошибаться;
Развивайте эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение;
Используйте "тайм-ауты", которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
Находите общие интересы, которые объединили бы педагогов в группы и на их основе организовывайте общие дела;
Формируйте традиции группы, участвуйте в общепедагогических традиционных делах;
Привлекайте коллег проводить свободное время вместе: сходить в кино, отдохнуть и т.п.
Способствуйте осознанию сотрудниками своей роли в коллективе;
Займитесь профессиональным развитием и самосовершенствованием;
Овладейте умениями и навыками саморегуляции;
Проводите социально-психологические тренинги по укреплению доверия сотрудников друг к другу, а также и к руководителю коллектива.
Время от времени проводите анонимный опрос сотрудников по данной проблеме.
Перечисленные выше рекомендации позволяют и будут улучшать и анализировать морально-психологический климат в коллективе.
Также, для оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе, можно применять следующие игры и упражнения на сплочение коллектива:
Игра «Молекулы»
Члены группы – «атомы» – свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т. д. в конце упражнения объединяется вся группа.
Игра «Волшебная шляпа»
Цель: создание благоприятного климата в коллективе.
Ход игры: ведущий предлагает взять шляпу и передать ее по кругу под звуки музыки. Как только музыка останавливается, тот, у кого в руках осталась шляпа, должен подарить комплимент игроку, сидящему справа. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.
Игра «Цветок»
Цель: создание положительного отношения друг к другу.
Ход игры: на доске расположен цветок. На каждом лепестке цветка написано высказывание, которое нужно закончить. «больше всего я горжусь…», «Больше всего я хочу…» и т.д. игрокам необходимо срывать по лепестку и продолжить фразу.
Игра «Кем я хотел быть»
Цель: помочь раскрыться каждому участнику, создание благоприятного климата в коллективе.
Ход игры: участникам раздаются карточки, на которых ведущий предлагает написать профессию, которую бы хотел получить участник в детстве. Далее ведущий перемешивает карточки и раздает участникам в случайном порядке. Участнику, получившему карточку, необходимо вжиться в «полученную роль». Далее, участники задают вопросы игроку.
Игра «Слепая прогулка»
Ход игры: группа делится на пары. Одному из участников пары предлагается взять партнера на «Слепую прогулку», где он должен партнеру предоставить разнообразные предметы, хорошо передающие форму, текстуру и другие характеристики. Партнер должен рассказать о предметах, которые он смог почувствовать, о своих впечатлениях.
Упражнение «Чувства»
Членам коллектива предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих различные чувства. Игра проходит в виде «мозгового штурма».
Далее идет обсуждение игры. Ведущий с участниками обсуждает названные чувства, их роль в жизни людей.
Игра «Без маски»
Ведущий раздает участникам карточки с написанной фразой, которая не имеет окончания. Участнику необходимо продолжить фразу, без предварительной подготовки. Очень важно, чтобы высказывание было искренним.
Игра «Цвет эмоций»
Среди участников выбирается водящий. Ему предлагается закрыть глаза, в то время как остальные члены группы задумывают между собой какой-нибудь цвет.
После того, как ведущий открыл глаза, все участники своим эмоциональным состоянием должны передать загаданный цвет.
Игра «Волшебная шляпа»
Цель: создание благоприятного климата в коллективе.
Ход игры: ведущий предлагает взять шляпу и передать ее по кругу под звуки музыки. Как только музыка останавливается, тот, у кого в руках осталась шляпа, должен подарить комплимент игроку, сидящему справа. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.
Игра «Цветок»
Цель: создание положительного отношения друг к другу.
Ход игры: на доске расположен цветок. На каждом лепестке цветка написано высказывание, которое нужно закончить. «больше всего я горжусь…», «Больше всего я хочу…» и т.д. игрокам необходимо срывать по лепестку и продолжить фразу.
Игра «Кем я хотел быть»
Цель: помочь раскрыться каждому участнику, создание благоприятного климата в коллективе.
Ход игры: участникам раздаются карточки, на которых ведущий предлагает написать профессию, которую бы хотел получить участник в детстве. Далее ведущий перемешивает карточки и раздает участникам в случайном порядке. Участнику, получившему карточку, необходимо вжиться в «полученную роль». Далее, участники задают вопросы игроку.
Игра «Слепая прогулка»
Ход игры: группа делится на пары. Одному из участников пары предлагается взять партнера на «Слепую прогулку», где он должен партнеру предоставить разнообразные предметы, хорошо передающие форму, текстуру и другие характеристики. Партнер должен рассказать о предметах, которые он смог почувствовать, о своих впечатлениях.
Упражнение «Чувства»
Членам коллектива предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих различные чувства. Игра проходит в виде «мозгового штурма».
Далее идет обсуждение игры. Ведущий с участниками обсуждает названные чувства, их роль в жизни людей.
Игра «Без маски»
Ведущий раздает участникам карточки с написанной фразой, которая не имеет окончания. Участнику необходимо продолжить фразу, без предварительной подготовки. Очень важно, чтобы высказывание было искренним.
Игра «Цвет эмоций»
Среди участников выбирается водящий. Ему предлагается закрыть глаза, в то время как остальные члены группы задумывают между собой какой-нибудь цвет.
После того, как ведущий открыл глаза, все участники своим эмоциональным состоянием должны передать загаданный цвет
Игра «Волшебная шляпа»
Цель: создание благоприятного климата в коллективе.
Ход игры: ведущий предлагает взять шляпу и передать ее по кругу под звуки музыки. Как только музыка останавливается, тот, у кого в руках осталась шляпа, должен подарить комплимент игроку, сидящему справа. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.
Игра «Цветок»
Цель: создание положительного отношения друг к другу.
Ход игры: на доске расположен цветок. На каждом лепестке цветка написано высказывание, которое нужно закончить. «больше всего я горжусь…», «Больше всего я хочу…» и т.д. игрокам необходимо срывать по лепестку и продолжить фразу.
Игра «Кем я хотел быть»
Цель: помочь раскрыться каждому участнику, создание благоприятного климата в коллективе.
Ход игры: участникам раздаются карточки, на которых ведущий предлагает написать профессию, которую бы хотел получить участник в детстве. Далее ведущий перемешивает карточки и раздает участникам в случайном порядке. Участнику, получившему карточку, необходимо вжиться в «полученную роль». Далее, участники задают вопросы игроку.
Игра «Слепая прогулка»
Ход игры: группа делится на пары. Одному из участников пары предлагается взять партнера на «Слепую прогулку», где он должен партнеру предоставить разнообразные предметы, хорошо передающие форму, текстуру и другие характеристики. Партнер должен рассказать о предметах, которые он смог почувствовать, о своих впечатлениях.
Упражнение «Чувства»
Членам коллектива предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих различные чувства. Игра проходит в виде «мозгового штурма».
Далее идет обсуждение игры. Ведущий с участниками обсуждает названные чувства, их роль в жизни людей.
Игра «Без маски»
Ведущий раздает участникам карточки с написанной фразой, которая не имеет окончания. Участнику необходимо продолжить фразу, без предварительной подготовки. Очень важно, чтобы высказывание было искренним.
Игра «Цвет эмоций»
Среди участников выбирается водящий. Ему предлагается закрыть глаза, в то время как остальные члены группы задумывают между собой какой-нибудь цвет.
После того, как ведущий открыл глаза, все участники своим эмоциональным состоянием должны передать загаданный цвет
Список литературы
Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М.: Просвещение, 2010, 158с.
Ишмекеева А.К. Факторы формирование и коррекции социально – психологического климата в педагогическом коллективе.[Электронный ресурс], - http://psychology.snauka.ru/2013/02/1734
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учеб. пособие – 2-е изд., доп. – Мн.: ТетраСистемс, 2010, 365с.
Назаренко М.А. Анализ морально-психологического климата и состояния организационной культуры / М.А. Назаренко, Э.Г. Никонов, А.Р. Само- хвалова // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 8. – С. 78-79.
Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В.И. Слободчиков. – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - 230 с.
Социально-психологический климат в педагогическом коллективе : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А.П.Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 240 с.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Электронный ресурс], – http://my-enu-site.narod.ru/files/N.P._Fetiskin_V.V._Kozlov_G.M._Manuilov_Soccialno-psihologicheskaya_diagnostika.pdf
Фоменко С.Л. Профессиональное становление педагогического коллектива.- Дис. д-ра психол. наук: Екатеринбург. Урал гос пед ун-т . 2007 - 251 с.
Хачванкян В.В. Есаян А.Ю., Сорокина Д.А. Социально-психологический климат – основа корпоративной культуры // Вестник Донецкого университета экономики и права. -2010-№2,- с.95-100.