ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ: ДИАГНОСТИКА, ПОДХОДЫ К ОПТИМИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ: ДИАГНОСТИКА, ПОДХОДЫ К ОПТИМИЗАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Педагогический коллектив – это общность педагогов образовательного учреждения, объединённая на основе общих мировоззренческих взглядов, воспитательных целей и задач [9,с.105].

Педагогический коллектив учителей является частью общественного коллектива, куда входит составной частью ученический коллектив.

Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества.

Педагогический коллектив, как профессиональное объединение людей, имеет свои специфические особенности [8,с.95]:

  1. Полифункциональность. Педагогу приходится выполнять одновременно несколько функций: функцию учителя-предметника, классного руководителя, руководителя кружка и т.д..

  2. Самоуправляемость. Основные вопросы жизни и деятельности педагогического коллектива обсуждаются на различных уровнях управлениях.

  3. Коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты деятельности.

  4. Ненормирование рабочего дня;

  5. Преимущественно женский состав.

Следует отметить, что психологический климат образовательного учреждения включает в себя несколько блоков взаимоотношений [4,с.78]:

- психологические отношения по вертикали: «руководитель-подчиненный»;

- отношения по горизонтали: «коллеги-коллеги»;

- отношения в системе «человек — окружающая материально-техническая среда».

Социально-психологический климат в учебном заведении оказывает воздействие на субъективное благополучие личности педагога, его успехи, на взгляды и деятельность ученика.

Выделяют следующие основные функции психологического климата педагогического коллектива [5,с.133]:

- консолидирующая – заключается в сплочении его членов, в объединении коллективных усилий для решения учебно-воспитательных задач;

- стимулирующая – отвечает за создание «эмоциональных потенциалов» коллектива, его жизненной энергии, реализуемой в педагогической деятельности;

- стабилизирующая – обеспечивает устойчивость внутри коллективных отношений и создающую необходимые предпосылки для успешного вхождения в коллектив новых педагогов;

- регулирующая – проявляется в утверждении норм взаимоотношений, этической оценке поведения членов коллектива [1].

Общий климат в коллективе зависит от личностных интеллектуальных, эмоциональных, волевых черт характера его членов. Следует отметить тот факт, что если в педагогическом коллективе нормой взаимоотношений являются взаимопомощь, сотрудничество, поддержка и уважение, педагоги испытывают желание находиться в таком коллективе, то можно говорить о благоприятном психологическом климате. Там же, где царят равнодушие, формализм или давление, член коллектива ощущает эмоциональную подавленность, отчужденность, испытывает стрессовые состояния, то можно говорить о неблагоприятном психологическом климате [7,с.88].

К числу факторов, препятствующих формированию положительного психологического климата, относятся конфликты в педагогическом коллективе.

Конфликт - это резкое обострение противоречий, возникающих в сфере непосредственного общения людей [3,с.78].

В педколлективе выделяются три основные группы конфликтов [6,с.55]:

- профессиональные конфликты;

- конфликты ожиданий;

- конфликты личностной несовместимости.

Также на формирование психологического климата в педагогическом коллективе влияет стиль руководства. Следует отметить, что роль руководителя в создании оптимального социально-психологического климата является решающей.

Следует отметить, что для управления педагогическим коллективом целесообразно использовать демократический стиль руководства. Но практика показывает, что в одном и том же коллективе, на разных этапах развития, в разных ситуациях, должны применяться различные стили управления, при этом должен сохраняться разумный баланс между достижением цели и сохранением взаимоотношений в коллективе [2,с.13].

Анализ литературы показал, что психологический климат в педагогическом коллективе играет важную роль, так как способствует нормальному функционированию учебно-воспитательной деятельности. Основными факторами, препятствующими развитию благоприятного психологического климата являются конфликты, стиль руководства, отношения в коллективе, условия труда, применяемая шкала поощрений и наказаний и т.д.

Нами было проведено исследование особенностей психологического климата в педагогическом коллективе. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ СОШ № 19 с.п. Огаревка. В исследовании принимало участие 20 педагогов в возрасте 20-55 лет. Из них 15 женщин и 5 мужчин.

1. Результаты исследования по методике «Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе»

Сначала педагогам была предложена методика «Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе». Представим данные в виде диаграммы:

Рис.1 Степень развития благоприятного социально-психологического климата в исследуемой группе

Из диаграммы видно, что 25% испытуемых отмечают высокую степень развития благоприятного социально-психологического климата. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности, успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, к мнению других относятся с уважением, доброжелательны по отношению к остальным членам коллектива.

20% - среднюю и низкую степень, испытуемые менее довольны психологическим климатом в коллективе. Проявляется безразличие к членам группы, конфликтность.

10% испытуемых отмечают среднюю и сильную степень неблагоприятного социально-психологического климата и 15%- среднюю степень. У участников коллектива преобладает подавленное настроение, конфликтность, нетерпимость к другим членам группы, отрицательное отношение к совместной работе. Таким образом, можно сделать вывод, что в коллективе педагогов присутствует в большей мере неблагоприятный психологический климат.

2. Результаты исследования по методике «Взаимоотношения в педагогическом коллективе», Н.В. Клюева

Далее испытуемым был предложен опросник «Взаимоотношения в педагогическом коллективе», Н.В. Клюева. Представим данные в виде диаграммы.

Рис.2 Уровень взаимоотношений в исследуемой группе

Из диаграммы видно, что большинство педагогов (50%) отмечают средний уровень сплоченности и развития коллектива, что говорит о присутствии проблем в общении, напряженности и не доверии.

20% - высокий уровень, педагоги довольны коллективом, присутствует общность цели и взаимодействия между членами коллектива.

30% - низкий уровень, испытуемые считают, что целостное единство коллектива отсутствует.

3. Результаты исследования по методике А.Ф. Фидлера

Затем испытуемым была предложена методика А.Ф. Фидлера «Методика оценки психологической атмосферы в коллективе». Результаты были обобщены и представлены в виде диаграммы.

Рис.3 - Уровень психологической атмосферы в коллективе

Из диаграммы видно, что большинство педагогов (55%) отмечают средний уровень психологической атмосферы в коллективе, что говорит о средней удовлетворенности коллективом, присутствии недоброжелательности, несогласованности и равнодушия. 40%-высокий уровень, испытуемые считают, что психологическая атмосфера в коллективе в норме, преобладает дружелюбие, взаимная поддержка и согласие между членами коллектива. Отмечается увлеченность и занимательность коллектива. И 5% низкий уровень, характеризуется неудовлетворенностью, враждебностью в коллективе, равнодушием к его членам, несогласованностью. Отмечается скука и безуспешность.

В практической части исследования было установлено, что в исследуемой группе педагогов отмечается в большей степени неблагоприятный психологический климат, который влияет на характер отношений в группе педагогов, а также на их настроение и самочувствие. В связи с этим, нами были разработаны рекомендации, способствующие улучшению развития благоприятного климата в группе педагогов:

  1. Организовывайте общие коллективные дела, совместные переживания;

  2. Умейте правильно строить свои взаимоотношения с коллегами и начальством.

  3. Учитываете индивидуальные особенности коллег(вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к вам.

  4. Умейте выслушать коллегу, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения. Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.

  5. Относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что вы можете ошибаться;

  6. Развивайте эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение;

  7. Используйте "тайм-ауты", которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

  8. Находите общие интересы, которые объединили бы педагогов в группы и на их основе организовывайте общие дела;

  9. Формируйте традиции группы, участвуйте в общепедагогических традиционных делах;

  10. Привлекайте коллег проводить свободное время вместе: сходить в кино, отдохнуть и т.п.

  11. Способствуйте осознанию сотрудниками своей роли в коллективе;

  12. Займитесь профессиональным развитием и самосовершенствованием;

  13. Овладейте умениями и навыками саморегуляции;

  14. Проводите социально-психологические тренинги по укреплению доверия сотрудников друг к другу, а также и к руководителю коллектива.

  15. Время от времени проводите анонимный опрос сотрудников по данной проблеме.

Перечисленные выше рекомендации позволяют и будут улучшать и анализировать морально-психологический климат в коллективе.

Также, для оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе, можно применять следующие игры и упражнения на сплочение коллектива:

  1. Игра «Молекулы»

Члены группы – «атомы» – свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т. д. в конце упражнения объединяется вся группа.

  1. Игра «Волшебная шляпа»

Цель: создание благоприятного климата в коллективе.

Ход игры: ведущий предлагает взять шляпу и передать ее по кругу под звуки музыки. Как только музыка останавливается, тот, у кого в руках осталась шляпа, должен подарить комплимент игроку, сидящему справа. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

  1. Игра «Цветок»

Цель: создание положительного отношения друг к другу.

Ход игры: на доске расположен цветок. На каждом лепестке цветка написано высказывание, которое нужно закончить. «больше всего я горжусь…», «Больше всего я хочу…» и т.д. игрокам необходимо срывать по лепестку и продолжить фразу.

  1. Игра «Кем я хотел быть»

Цель: помочь раскрыться каждому участнику, создание благоприятного климата в коллективе.

Ход игры: участникам раздаются карточки, на которых ведущий предлагает написать профессию, которую бы хотел получить участник в детстве. Далее ведущий перемешивает карточки и раздает участникам в случайном порядке. Участнику, получившему карточку, необходимо вжиться в «полученную роль». Далее, участники задают вопросы игроку.

  1. Игра «Слепая прогулка»

Ход игры: группа делится на пары. Одному из участников пары предлагается взять партнера на «Слепую прогулку», где он должен партнеру предоставить разнообразные предметы, хорошо передающие форму, текстуру и другие характеристики. Партнер должен рассказать о предметах, которые он смог почувствовать, о своих впечатлениях.

  1. Упражнение «Чувства»

Членам коллектива предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих различные чувства. Игра проходит в виде «мозгового штурма».

Далее идет обсуждение игры. Ведущий с участниками обсуждает названные чувства, их роль в жизни людей.

  1. Игра «Без маски»

Ведущий раздает участникам карточки с написанной фразой, которая не имеет окончания. Участнику необходимо продолжить фразу, без предварительной подготовки. Очень важно, чтобы высказывание было искренним.

  1. Игра «Цвет эмоций»

Среди участников выбирается водящий. Ему предлагается закрыть глаза, в то время как остальные члены группы задумывают между собой какой-нибудь цвет.

После того, как ведущий открыл глаза, все участники своим эмоциональным состоянием должны передать загаданный цвет.

Игра «Волшебная шляпа»

Цель: создание благоприятного климата в коллективе.

Ход игры: ведущий предлагает взять шляпу и передать ее по кругу под звуки музыки. Как только музыка останавливается, тот, у кого в руках осталась шляпа, должен подарить комплимент игроку, сидящему справа. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

  1. Игра «Цветок»

Цель: создание положительного отношения друг к другу.

Ход игры: на доске расположен цветок. На каждом лепестке цветка написано высказывание, которое нужно закончить. «больше всего я горжусь…», «Больше всего я хочу…» и т.д. игрокам необходимо срывать по лепестку и продолжить фразу.

  1. Игра «Кем я хотел быть»

Цель: помочь раскрыться каждому участнику, создание благоприятного климата в коллективе.

Ход игры: участникам раздаются карточки, на которых ведущий предлагает написать профессию, которую бы хотел получить участник в детстве. Далее ведущий перемешивает карточки и раздает участникам в случайном порядке. Участнику, получившему карточку, необходимо вжиться в «полученную роль». Далее, участники задают вопросы игроку.

  1. Игра «Слепая прогулка»

Ход игры: группа делится на пары. Одному из участников пары предлагается взять партнера на «Слепую прогулку», где он должен партнеру предоставить разнообразные предметы, хорошо передающие форму, текстуру и другие характеристики. Партнер должен рассказать о предметах, которые он смог почувствовать, о своих впечатлениях.

  1. Упражнение «Чувства»

Членам коллектива предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих различные чувства. Игра проходит в виде «мозгового штурма».

Далее идет обсуждение игры. Ведущий с участниками обсуждает названные чувства, их роль в жизни людей.

  1. Игра «Без маски»

Ведущий раздает участникам карточки с написанной фразой, которая не имеет окончания. Участнику необходимо продолжить фразу, без предварительной подготовки. Очень важно, чтобы высказывание было искренним.

  1. Игра «Цвет эмоций»

Среди участников выбирается водящий. Ему предлагается закрыть глаза, в то время как остальные члены группы задумывают между собой какой-нибудь цвет.

После того, как ведущий открыл глаза, все участники своим эмоциональным состоянием должны передать загаданный цвет

Игра «Волшебная шляпа»

Цель: создание благоприятного климата в коллективе.

Ход игры: ведущий предлагает взять шляпу и передать ее по кругу под звуки музыки. Как только музыка останавливается, тот, у кого в руках осталась шляпа, должен подарить комплимент игроку, сидящему справа. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

  1. Игра «Цветок»

Цель: создание положительного отношения друг к другу.

Ход игры: на доске расположен цветок. На каждом лепестке цветка написано высказывание, которое нужно закончить. «больше всего я горжусь…», «Больше всего я хочу…» и т.д. игрокам необходимо срывать по лепестку и продолжить фразу.

  1. Игра «Кем я хотел быть»

Цель: помочь раскрыться каждому участнику, создание благоприятного климата в коллективе.

Ход игры: участникам раздаются карточки, на которых ведущий предлагает написать профессию, которую бы хотел получить участник в детстве. Далее ведущий перемешивает карточки и раздает участникам в случайном порядке. Участнику, получившему карточку, необходимо вжиться в «полученную роль». Далее, участники задают вопросы игроку.

  1. Игра «Слепая прогулка»

Ход игры: группа делится на пары. Одному из участников пары предлагается взять партнера на «Слепую прогулку», где он должен партнеру предоставить разнообразные предметы, хорошо передающие форму, текстуру и другие характеристики. Партнер должен рассказать о предметах, которые он смог почувствовать, о своих впечатлениях.

  1. Упражнение «Чувства»

Членам коллектива предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих различные чувства. Игра проходит в виде «мозгового штурма».

Далее идет обсуждение игры. Ведущий с участниками обсуждает названные чувства, их роль в жизни людей.

  1. Игра «Без маски»

Ведущий раздает участникам карточки с написанной фразой, которая не имеет окончания. Участнику необходимо продолжить фразу, без предварительной подготовки. Очень важно, чтобы высказывание было искренним.

  1. Игра «Цвет эмоций»

Среди участников выбирается водящий. Ему предлагается закрыть глаза, в то время как остальные члены группы задумывают между собой какой-нибудь цвет.

После того, как ведущий открыл глаза, все участники своим эмоциональным состоянием должны передать загаданный цвет

Список литературы

  1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М.: Просвещение, 2010, 158с.

  2. Ишмекеева А.К. Факторы формирование и коррекции социально – психологического климата в педагогическом коллективе.[Электронный ресурс], - http://psychology.snauka.ru/2013/02/1734

  3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учеб. пособие – 2-е изд., доп. – Мн.: ТетраСистемс, 2010, 365с.

  4. Назаренко М.А. Анализ морально-психологического климата и состояния организационной культуры / М.А. Назаренко, Э.Г. Никонов, А.Р. Само- хвалова // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 8. – С. 78-79.

  5. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В.И. Слободчиков. – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - 230 с.

  6. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А.П.Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 240 с.

  7. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Электронный ресурс], – http://my-enu-site.narod.ru/files/N.P._Fetiskin_V.V._Kozlov_G.M._Manuilov_Soccialno-psihologicheskaya_diagnostika.pdf

  8. Фоменко С.Л. Профессиональное становление педагогического коллектива.- Дис. д-ра психол. наук: Екатеринбург. Урал гос пед ун-т . 2007 - 251 с.

  9. Хачванкян В.В. Есаян А.Ю., Сорокина Д.А. Социально-психологический климат – основа корпоративной культуры // Вестник Донецкого университета экономики и права. -2010-№2,- с.95-100.

Просмотров работы: 831