ЗАБЫТЫЕ ВИДЫ СПОРТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЗАБЫТЫЕ ВИДЫ СПОРТА

Дорошенко Д.В. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Спорт является главной составляющей частью жизни человека, без которой попросту нельзя почувствовать здорового тонуса и заряда сил. Мир постоянно подвергается изменениям: что-то безвозвратно устаревает, однако на смену устаревшему приходит что-то новое и современное, подстраиваясь под время. Так происходит и со спортом. Но тем не менее на задворках истории завалялось несколько незаслуженно, а может, и заслуженно забытых видов спорта. Часть из них трансформировалась и подстроилась под современность, а другая и вовсе перестала считаться видом спорта.

Спорт является многогранным общественным явлением. Дожив до наших дней, многие виды спорта обрели единые правила, не утратив своих характерных черт - азарта, задора, самобытности. Каждый второй не представляет своей жизни без спорта и спортивных игр.

Спорт позитивно влияет не только на физическое развитие, но и на духовное. Все зависит от выбранного вида спорта.

Рассмотрим на примере народные славянские игры.

Славянские народные игры весьма разнообразны, они издавна были как развлечением, так и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой для народа. Помимо физических навыков развивались и другие, не менее важные навыки.

Русские национальные виды спорта делят на пляски и танцы, единоборства, массовые и спортивные игры.

Самый распространённый вид спорта в Древней Руси был кулачный бой.

К единоборству относится кулачный бой. Издавна славянским народам приходилась участвовать в войнах. Именно поэтому воинские упражнения и игры были неотъемлемой частью жизни людей. Славянам пришли весьма по вкусу те же кулачные бои, которые стали частью культуры и оставили отпечаток в традициях народа. Они прочно укрепились в быту и сделались неотъемлемой частью славянской культуры.

Первые летописные упоминания о кулачном бое встречаются в начале XIII в. Великий Князь киевский, Мстислав III, и князь псковский, Владимир, ободряя пред битвой своих воинов представили им на волю: сразиться на конях или пешими. И получил ответ: "мы не хотим на конях, но сразимся, по примеру наших предков, пешими и на кулаках". Это еще раз доказывает тот факт, что кулачный бой для них был намного важнее, нежели сражение на конях, где травму получить не так просто, как в первом случае.

Можно сказать, что для государства кулачный бой был полезной школой, где население обучалось воинскому искусству. Чаще всего ополченцы, которые не имели достаточного оружия, старались скрыть данный недостаток быстрой реакцией и умелым пользованием ситуацией. Именно этому и учил кулачный бой. Именно эти навыки развивались в данном виде спорта.

Кулачные бои проводились один на один или "стенка на стенку" (групповой бой). Кулачные поединки всегда собирали огромное количество зрителей. Бои один на один ("сам на сам") в основном проводились перед массовыми боями, либо использовались для разрешения споров, а также в судебной практике.

Зимой местом для сей "потехи" выбирали чаще всего лед рек или озер, это все зависело от местности. Местами проведения боев в летнее время выбирались "обширные" места - городские площади, поляны, где можно было «разойтись».

Большинство боев проводилось зимой, именно в это время года было большое количество народных праздников. Из-за того, что на поединки выходили в валенках и полушубках, приобреталась характерная техника боя. Удары наносились таким образом, чтобы пробить теплую одежду, используя всю массу тела. А это было весьма тяжело, поэтому приходилось прикладывать неимоверные усилия.

Как и любые бои, кулачные имели перечень правил, которые нарушать было нельзя. Исходя из этого можно сказать, что кулачные бои не были просто массовым побоищем, где все любыми способами пытались нанести вред противнику.

Вот основные положения боя:

· биться нужно "по любви" - то есть не иметь на противника злобы,

· не захватывать одежды противника и не ставить подножек,

· не бить сзади,

· не бить ногами.

· не бить лежачего противника,

· не таить в кулаке тяжелых предметов,

В таких боях, как "стенка на стенку" принимало участие почти все мужское население от мальчишек до взрослых. Подростки "зачинали" бой, далее сходились мужчины, а в конце подключались наиболее сильные бойцы. Каждая стенка могла иметь два, три, четыре или больше рядов бойцов. Бились улица на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу. Бой приобретал массовый характер.

Длился кулачный бой до тех пор, пока одна из сторон не обращалась в бегство. По окончанию "потехи" чествовали наиболее отличившихся бойцов - их поили вином и водили по улицам с песнями, прославляющими их подвиги.

Групповой бой учил стоять плечом к плечу, позволяя отрабатывать совместные действия. Развивались чувство локтя и взаимовыручка. Эти навыки были незаменимы в войнах. Тенденция воспитывать еще в юном мальчике война была одной из основных в этих боях. На поле проведения боя вырабатывались неотъемлемые качества нужные для победы в войне.

Однако единых правил все же не использовалось и нередко бои ограничивались только неизменными - "лежачего не бить" и "досмерти не убивать".

Существовал и достаточно жесткий тип боя - "свалка-сцеплялка", больше напоминающий массовое побоище. В нем использовалось все: от ударов ногами до кистеней, палок и ножей. После таких свалок нередко оставались покалеченные и даже убитые. К счастью такие бои проводились не так часто. Но само их существование неблагоприятно сказывалось на численности населения.

Так же к кулачным боям допускались и дети. Для наших предков это было осмысленным и приемлемым уроком, которые они давали своему потомству. Кулачные бои считались некой школой для мальчиков, которая закаляла тело и дух, учила различным техникам боя, боевым ухватам и уловкам, некой справедливости (исходя их правил, которые следовало соблюдать в бою).

Однако с развитием огнестрельного оружия кулачные бои потеряли для государства свое прикладное значение, и оно объявило их "вредной забавой", по этой причине интерес к нему пропал. На долгое время он был забытым видом спорта. Однако в наше время происходит возрождение кулачного боя - появляются многочисленные школы и стили славянских боевых искусств, основывающихся на традициях кулачного боя или использующих его элементы. И можно сказать, что эти школы пользуются большой популярностью, как среди молодежи, так среди и старшего поколения.

Пляски и танцы. Славянская пляска создавалась не как развлечение, а как специфическая система игровой тренировки славянских воинов, которая помогала вырабатывать боевые двигательные навыки, выносливость развить ловкость и силу.

Гопак, трепак, "казачок", "барыня", матросское "яблочко" и другие пляски носят в себе остаточные элементы пешего боя и единоборства.

К примеру, суть известнейшего русского танца "Барыня" заключалась не просто в том, чтобы сплясать с женщиной. А в том, чтобы бороться за партнершу с другими танцующими, причем, бороться нужно не силой и не грубостью, а плясовым мастерством.

Когда мужчина танцевал с женщиной, его главной задачей было не подпустить к ней противника. Тот, в свою очередь стремился отбить плясунью, оттерев умелым движением соперника и самому продолжить пляс.

Исходя из этого стоит понимать, что настоящая "Барыня" очень трудна - требуется тщательный контроль над сложными боевыми переходами. Недопустимым считалось не только коснуться ударом партнёрши, но даже напугать её опасным движением. Получается, не танец, а поединок. Не всем удавалось соблюдать эти правило, из-за чего они тут же проигрывали.

На Руси издавна проводились состязания плясунов. Плясали как в одиночку, так и в паре с соперником.

На плясунов делали ставки и "спорили", а победители получали призы: подарки, деньги или вино. Плясуны ежедневно тренировались, придумывали всё новые сочетания "коленцев", неизвестные соперникам и зрителям. До состязаний наработки держали в большом секрете, не рассказывая даже близким и семье. Это постоянно пополняло и обогащало технику русского пляса. Часть этих элементов дошла и до нашего времени. Существует множество народных ансамблей, которые стараются воспроизвести те танцы.

Различали парный и одиночный перепляс. В первом случае один из плясунов показывал какое-либо движение или связку, соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои.

Во втором - соревнующиеся попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор "выкрутасов".

Бой-пляска проходила по разным причинам, например, до первой крови или до первого падения. Бой мог остановить гармонист, прекратив наигрыш. Перед началом "ломания" плясун встряхивал головой, взъерошивая волосы. Эти действия, в купе с определенными возгласами и притопыванием относились к элементам древней народной магии и служило средством некого запугивания противника.

Один из вариантов боевого пляса "скобарь" включал в себя непосредственный контакт с противником во время исполнения. "Исполняли" его под ритмичный и незамысловатый наигрыш на гармошке.

Осуществляя их, танцующий выходил из привычного ему бытового пространства, перебираясь в иной пласт жизни, где для него все было иначе, даже время шло по-другому. В этот момент даже органы чувств человека работали иначе. Расслабленное тело скобаря реагировало не на различные действия и движения соперника, а на дуновение ветра. Такие воинствующие танцы развивали органы чувств человека, оказывая на них огромное влияние.

Кроме того, существовали не только воинские танцы, так же было огромное разнообразие мирных танцев. Существовали танцы-игры, обрядовые и простые развлекательные, один из которых является хоровод. Хоровод пользовался популярностью не только во времена наших предков, но и сейчас. На народных праздниках можно увидеть его. Люди массово водят хоровод, даже в морозы.

Можно сказать, что хоровод никогда не терял своей популярности. Во все времена его с радостью танцевали. Даже в современной России сложно найти человека, который бы не знал и никогда не танцевал хоровод. Он является частью славянской культуры, надежно закрепившись в ней.

Взятие городка относится к массовым играм. Тоже имел популярность масс. На пригорке возводилось укрепление из брёвен и веток, а зимой из снега. Девушки и женщины были защитницами городка и находились внутри него. Мужская половина делилась на всадников и коней. После этого начинали приступ. Задачей было разрушить укрепления, пробиться сквозь защитниц-женщин и захватить знамя

Так же необходимо было усидеть на «коне», что было тоже не так-то просто. Если "всадник" падал с "коня" или же его стаскивали, то он больше участия в игре не принимал. Задача женщин - не дать захватить знамя. Для этого ими использовались средства весьма внушительные: набитые соломой мешки, обмотанные шкурами палки, а зимой ещё и снежки.

Само взятие городка продолжалась до той поры, пока мужчины не захватят городок, ну или в конечном итоге не откажутся от этой идеи с дадутся. Тот игрок, который сумеет захватить знамя, имел право перецеловать всех защитниц городка.

КоняшкиКоняшки – это древнеславянский вариант поло. Только роли коней здесь выполняют люди, клюшки заменяют руки, а мячи – другие «всадники». Игроки разделяются на два «войска». Каждое «войско», в свою очередь, состоит из «всадников» и «коней». Всадниками, в большинстве случаев, были девушки, которые забирались на спины парней. Задача игроков проста – вывести из равновесия другую пару. Победителем является та пара, которая дольше всех устоит на ногах.

Теперь рассмотрим уже знакомые нам виды спорта.

Городкирусскийаналог гольфа. Если бы мы более ревностно относились к своему наследию, то, возможно, уже сегодня российские бизнесмены обсуждали свои сделки не на поле для гольфа, а за игрой в городки. Смыслом этой игры является то, чтобы выбить одним броском деревянной биты фигуры-мишени за черту игрового поля – «города». В историческом романе «Князь Серебряный» А. Н. Толстой пишет, что в городки с удовольствием играли русские бояре времен Ивана Грозного. «Как, бывало, начнут ребята в городки играть, беда той стороне, что супротив тебя! — хвалится в романе воевода Морозов. — Разлетишься, словно сокол ясный, да как расходится в тебе кровь молодая…» Точную дату появления городков определить практически невозможно. Упоминание «чушек», как еще называли эту игру, можно найти и в сказках, и в летописях Древней Руси, и в старинных легендах. Признанными мастерами городков являлись Петр I, Александр Суворов, Владимир Ленин и Иосиф Сталин. В СССР городки были настоящим культом: редкий стадион или предприятие не имели своей городошной площадки.Сегодня городки являются игрой преданных фанатов. Не каждый согласиться играть в них, не каждый сможет понять суть игры. Если в СССР эта игра была популярной за счёт того, что правительство играло в нее, то в данный момент такого примера нет. И Городки уже не так популярны среди молодежи

Лапта Во времена правления Петра I лапта являлась любимой забавой молодого поколения. Стоит учесть, что лапта - не только русская игра. У разных народов мира есть много родственных игр. Самая первая попытка создания единых официальных правил по русской лапте была предпринята в 1926 г. Однако тогда лапта так и не была признана видом спорта, хотя ее популярность в народе была по-прежнему очень высока. В 1957 благодаря усилиям энтузиастов состоялись первые официальные соревнования по лапте. Богатые традиции игры в русскую лапту, имевшиеся в нашей стране, не позволили ей исчезнуть окончательно, и достаточно было поддержки на официальном уровне, чтобы началось ее второе рождение в 1987 году. В 1990 году в Ростове состоялся первый официальный чемпионат России по лапте среди мужских команд. В 1994 году лапта была включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию. В 1995 году. были разработаны новые правила соревнований.

В настоящее время лапта культивируется как игровой вид спорта более чем в тридцати областях и регионах.

Русская лапта развивает многие жизненно важные физические качества человека: быстроту, силу, координационные способности, вырабатывает игровое мышление, развивает смекалку, чувство коллективизма и так далее. По техническим элементам это самый естественный и доступный вид спорта по сравнению с другими спортивными играми. Это еще одна из причин его популярности.

Она не требует ни особых дорогостоящих принадлежностей, ни специально фундаментально оборудованных площадок, что в настоящее время приобретает особую актуальность. Поэтому особые затраты не потребуются. Целю игры является ударом биты послать мяч как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. Очки выдаются за такие удачные пробежки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время.

Лапта является командной игрой. Количество игроков в команде 10. Особенность лапты — это непрерывное изменение структуры двигательных актов. Общим признаком, находящим свое выражение в любой спортивной игре, является высокая психическая напряженность соревновательной борьбы. Лапта относится к ситуационным видам спорта.

Основой данной игры являются: бег, прыжки, ловля, метание мяча, удары битой и игровая ориентировка. В связи с тем, что двигательная активность каждого игрока команды имеет конкретную направленность, в лапте спортсменов различают по амплуа.

В нападении это первый бьющий, второй бьющий, третий бьющий, четвертый бьющий, пятый бьющий и шестой бьющий в защите - подающий, правый ближний, левый ближний, центральный, правый дальний и левый дальний защитники.

ЧижЧиж не пронес сквозь время свою популярность, заставляя людей забывать о нем. Но на самом деле эта игра не менее зрелищная и захватывающая. Данная игра напоминает лапту.

Для того, чтобы сразиться в эту игру, вам понадобятся «чижик» — круглая палочка длиной 10 — 15 сантиметров и диаметром 2—3 сантиметров, заостренная с обоих концов, а также лапта — дощечка длиной 60—80 сантиметров, один конец которой обтесан, для более удобного держания в руке. На площадке чертят квадрат 0,5—1,0 метров (все зависит от размера площадки). На середину квадрата (дома) кладут «чижик». Один игрок — бьющий, остальные — ловчие, которые отходят к краю площадки и встают в цепочку по одному, договорившись, кто за кем будет ловить «чижик». Бьющий ударяет ребром лапты по концу чижика, тем самым заставляет его взлететь в воздух, а вторым ударом старается отбить его подальше в поле. Ловчий должен поймать «чижик». Если это удается, то он получает одно очко и право быть бьющим, а прежний бьющий становится в цепочку последним. Если же ловчий не поймает «чижик», то он должен с места его падения забросить «чижик» в дом, а бьющий отбивает его лаптой. Если ловчий забросит «чижик» в дом, то получает одно очко, если нет, то бьющий опять подбивает «чижик» и отбивает его в поле, а ловчий опять ловит.

Клюшкованиев настоящее время мы знаем это вид спорта под тремя именами: «хоккей с мячом», «русский хоккей», «бенди». Однако наши предки знали эту игру под более понятным названием – «клюшкование». Эта игра известна еще с X века. В разных местностях она имеет разное название: на Урале – «свинка», в районе реки Вятки – «погоня», в северных областях — «загон», в других районах – «шарение», «котел», «догон», «козий рог», «юла», «клюшкование», «клюшки» и так далее. В каждой местности эту игру называют по-разному. Еще в начале XVIII веке в хоккей играли практически повсеместно, и эти игры привлекали всегда многочисленных зрителей. Строго ограничивалось число игроков в команде. Позже появились железные коньки. Их привез из Голландии Петр I, и одними из первых ими воспользовались «клюшники». По зрелищности «клюшкование» не уступает ни хоккею, ни футболу, поэтому собирало много зрителей имело много поклонников.

Вышибалывряд ли кто из русских не ловил свечи и ловко не перепрыгивал мяч в детстве. На самом же деле, это забава была известна ещё на Руси со времен первых Рюриковичей. Она зародилась в военных дружинах, а в дальнейшем уже пошла в народ, пока не стало любимым развлечением для детей. Интересно, что американский аналог вышибал «доджбол» весьма модный вид спорта. Существует даже Федерация доджбола в России, которая участвует в международных соревнованиях, но тоже не имеет большого ажиотажа.

Вышеперечисленные игры объединяет то, что в свое время они были очень популярны среди разных возрастов населения. В исконно славянских играх можно проследить то, что они служили не только развлечением, но и учением. В то время важно было иметь координацию, силу и ловкость. Кулачные бои обучали именно этому. Далее начинает развиваться тенденция на гуманные игры, которые не вредят здоровью участникам. Эти игры, направленные больше на укрепление здоровья, логическому мышлению, стратегии.

Со временем тенденции на игры меняются и с этим ничего поделать нельзя. Некоторые игры потеряли свою актуальность. Однако стоить заметить значимость изучения игр и их изменений при изучении истории страны. Именно по ним можно понять, чем жили люди, что их интересовала и какой был менталитет.

Просмотров работы: 358