Поэтому проблема детского суицида является одной из наиболее актуальных в современной психологической науке. Исследования таких суицидологов, психологов и педагогов, как Е.И. Крукович, С.А. Игумнов, Д.М. Вассерман, Ю.В. Синягин, Н.Ю. Синягина и многих других посвящены изучению данной проблемы.
К основным причинам возникновения суицидальных намерений у детей большинство их них относят: низкую самооценку, чувство собственной незначимости, беспомощности, изоляцию, безнадежность, депрессивные состояния, конфликты и дисгармонию в семье.
Распространенной причиной детского самоубийства являются переживания, которые ребенок не способен вынести. Здесь есть множество факторов, которые могут вызвать глубокие переживания у ребенка. К примеру, родители разводятся, в школе ребенок не общается с одноклассниками, есть учитель, который постоянно унижает школьника, и т. д. Многие могут сказать, что такие проблемы являются несущественными. Однако психика ребенка пока не такая зрелая. Чадо воспринимает некоторые ситуации особенно трагично, считая, что если их не разрешить, то единственным выходом является самоубийство.
Поэтому решение проблемы детского суицида требует как можно более раннего ее выявления с целью профилактики возможных суицидальных рисков и дальнейшей коррекции.
Как в коррекционной, так и в профилактической работе по предупреждению суицидальных рисков в младшем школьном возрасте немаловажно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких форм является сказкотерапия.
Сказкотерапия, как метод профилактической работы, позволяет обратиться к глубинному опыту человека, раскрыть творческую энергию воображения, открыть и осознать чувства и стремления, скрытые в бессознательном, переосмыслить жизненные события, соприкоснуться с нравственными ценностями, увидеть пути решения проблем, а также способствует расширению сознания и взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Для своевременного оказания помощи младшим школьникам по предупреждению суицидальных рисков необходимо проведение психологической диагностики, направленной на определение степени выраженности суицидальных намерений, состоящей из следующих методик:
«Социометрия» Дж. Морено;
Методика «Изучение общей самооценки» Г.Н. Казанцевой;
Опросник детской депрессии М. Ковач;
Методика «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности В.В. Бойко;
Методика измерения уровня школьной тревожности Филлипса;
Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.
Список используемой литературы
Вассерман Д.М. Напрасная смерть: причина и профилактика самоубийств. – М.: Смысл, 2005. – 310 с.
Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. – 3-е издание. – М.: Ось-89, 2007. – 144 с.
Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 384 с.
Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю. Детский суицид. Психологический взгляд. – СПб.: КАРО, 2006. – 176 с.
Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. – СПб.: Речь, 2006. — 144 с.