СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Учитель — одна из самых почётных и ответственных профессий на Земле. Она уникальна в своём роде. Когда разделения труда ещё не существовало, учителями становились старшие, наиболее опытные члены общины. Со временем представления об обучении менялись: ремесленники передавали свои навыки и знания ученикам. И лишь в 18-19 вв. преподавание стало выделяться в самостоятельную сферу деятельности.

На данный момент профессия педагога стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное её отличие от профессий типа «человек-человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так к классу управляющих профессий одновременно.

Основная профессиональная обязанность учителя — проведение уроков, в процессе которых осуществляется получение, закрепление и повторение информации учеником. Цель этого вида образовательной деятельности — не только обучение, но и формирование гармонично развитой личности.

Кроме того, учитель занимается подготовкой к урокам, проверкой домашних заданий, осуществляет воспитательную работу. Педагог должен в совершенстве знать свой предмет, возрастную и социальную психологию, методику проведения уроков и.т.д. Если человек, работающий в педагогической сфере, не любит своё дело, все его действия, направленные на процесс обучения и воспитания человека, не имеют никакого смысла. Успех педагога во многом зависит от любви к своей профессии.

Учитель должен отличаться волевыми качествами — выдержкой, терпением, самообладанием. Он обязан контролировать своё поведение, управлять эмоциями. Это способствует взаимопониманию в коллективе.

Очень важна в профессии учителя речь. Она должна быть правильно построенной, грамотной, выразительной, убедительной. Нужно стараться выражать свои мысли ярко, последовательно, интересно и просто.

Педагог должен контролировать работу всех учеников и не уделять внимание только одной группе ребят. Педагогическая культура учителя проявляется в такте, гармоничном нравственном, умственном и эстетическом развитии, компетентности и эрудиции.

Особо следует рассмотреть вопрос о родительских собраниях. Учитель не должен прибегать к давлению, излишней настойчивости. Чтобы заслужить хорошую репутацию, он должен уметь регулировать конфликты, прислушиваться к мнению каждого.

Учитель — творческая профессия. Она предполагает организацию учебного процесса, постоянное самосовершенствование, участие в интересных и познавательных проектах. Педагог обязан не просто давать материал к осмыслению, но и развивать личностные качества учеников. Он должен разглядеть в ребёнке творческий потенциал и помочь ему в развитии навыков, которые пригодятся на протяжении всей жизни.

Чтобы достичь успехов в педагогической профессии, необходимо обладать интеллектуальными, коммуникативными, организаторскими способностями, хорошо владеть преподаваемой дисциплиной, находить подход к детям и их родителям и иметь высокую мотивацию к такой работе.

Сегодня общество выдвигает ряд требований к личности учителя и его деятельности. Социально-экономические преобразования, происходящие в государстве, непосредственным образом касаются сферы образования, процессов обучения и воспитания.

Б.Т. Лихачёв определяет деятельность учителя как сложный педагогический феномен: «Это особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями»[1, 57]. Он соотносит понятия «воспитание» и «педагогическая деятельность», подчёркивая, что педагогическая деятельность представляет собой самостоятельное общественное явление, единое с воспитанием, но отличное от него.

С введением ФГОС задачи учителя расширились. Он должен не только обучать и воспитывать детей, но и учить их поиску необходимого для урока материала, самостоятельному освоению и анализу информацию. В связи с этим определяются задачи педагогической деятельности: 1) дифференциация и индивидуализация процесса обучения; 2) усиление мотивации ученика к познанию окружающего мира; 3) обеспечение высокого уровня преподавания предмета.

Применение различных учебных технологий на уроках также представляет большую сложность, так как при их использовании необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности учащихся, их мотивационную готовность, интересы. Для формирования компетенций ученика, обозначенных в ФГОС, одной учебной деятельности недостаточно. Исследовательская и проектная деятельность обеспечивает развитие познавательной деятельности, формирование аналитического мышления, анализ и обобщение явлений и процессов.

При выполнении заданий важна чёткость структуры и ограничение временными рамками. Проект используется как закрепление пройденного или нового материала, как способ развития творческих способностей. При комплексном подходе учащийся приобретёт собственный практический научный опыт и откроет новые таланты.

Без мультимедийных средств и Интернет-ресурсов сложно представить современное общество. ИКТ способствует повышению интереса школьников. Следовательно, учитель должен находиться в постоянном поиске новой достоверной информации, непрерывно обогащать свой опыт.

Учитель в современном обществе — это человек, обладающий высоким уровнем методологической культуры. Он способен преодолеть сложные педагогические ситуации, сохранить всё лучшее из накопленных традиций и идёт в ногу со временем, помочь ученикам осознать истинную важность знаний, накопленных многими поколениями.

Современный педагог — это личность, умеющая признавать свои ошибки и принимать ребёнка таким, какой он есть. С позиции приведённого выше суждения профессиональная компетентность оценивается с помощью педагогических умений.

Задача педагога заключается в том, чтобы правильно организовать учебный процесс, способствовать развитию личности школьника, обучать учащегося познавательной деятельности. При этом большую роль играют духовные ориентиры. Учитель — это наставник, проводник в мир знаний. Для эффективной работы ему необходимо обладать широким кругозором и воображением, быть справедливым и доброжелательным в общении со всеми учащимися, не терять интереса к своей профессиональной деятельности. Учитель отвечает за принятие важных решений, регулирует отношения участников педагогического процесса, проводит диспуты, дидактические игры и.т.д.

Педагогическая деятельность носит организаторский характер и предполагает постоянный выбор различных вариантов, т.е. сопряжена с риском. В педагогике и психологии существует несколько подходов к определению педагогических рисков. По мнению Арламова А.А., «педагогический риск — это акт принятия педагогического решения в ситуации неопределённости с наиболее вероятным прогнозом в получении ожидаемого результата» [2].

Во-первых, учитель должен держать в поле зрения всех учеников, учитывать их индивидуально-личностные психологические особенности. Это создаёт дополнительную нагрузку на внимание и сохранение педагогического такта.

Во-вторых, высокая стрессогенность труда педагога является важной проблемой современного общества. Ненормированность рабочего дня, повышенные требования со стороны общества, боязнь потерять рабочее место могут привести к профессиональному выгоранию. Чтобы избежать этого состояния, нужно рационально планировать свою деятельность, работать с перерывами и заниматься любимым делом, которое мотивирует и приносит положительные эмоции.

В-третьих, учитель должен всегда быть готов к неожиданным поворотам в своей профессиональной деятельности. В случае принятия неправильного решения авторитет педагога будет подорван в глазах учеников и коллег.

В-четвёртых, риск манипулирования поведением учеников может наблюдаться в современных условиях, так как учитель наделён полномочиями контроля и оценки работ. Данное обстоятельство ещё раз доказывает, что педагог должен нести большую ответственность за свои действия и объективно оценивать деятельность учащихся.

В-пятых, при трансляции знаний человек может стать излишне субъективным и консервативным. Необходимо помнить, что каждый имеет право на высказывание собственного мнения.

В-шестых, к рискам нарушения образовательного процесса относится отклонение от поставленных целей и задач урока. При изменении плана занятия в ходе работы возникает ситуация отклонения от необходимого содержания, переключение на другой вид деятельности.

В-седьмых, существуют риски учащихся, связанные с психологическим дискомфортом. В условиях перехода на ФГОС некоторые учащиеся не готовы воспринимать новые, более динамичные методы работы.

Итак, каждый учитель должен знать о профессиональных рисках, чтобы избежать их в собственной деятельности. Чем более внимателен и эрудирован специалист, тем более свободно он чувствует себя в профессии. Педагогический риск представляет специфическую форму профессиональной деятельности и отношения педагога к действительности. Сущностные характеристики педагогического риска связаны с этическими правилами, ограничивающими профессиональное пространство с целью недопущения отрицательного влияния на формирующуюся личность ученика или сложившуюся личность коллег. Это делает необходимым формирование педагогической культуры, которая включает в себя социальную активность личности, её морально-нравственные качества и ответственное отношение к труду.

На современном этапе развития общества все люди испытывают большие физические, психологические и энергетические нагрузки. Профессия учителя особенно сложна, так как требует постоянной высокой концентрации внимания, огромного терпения и самообладания. Из-за переутомления может возникнуть синдром эмоционального выгорания. Поэтому перед педагогическими работниками особенно остро стоит вопрос о сохранении и поддержании здоровья.

Важными условиями, способствующими внедрению здоровьесберегающих технологий в практику, являются соблюдение рационального режима труда и отдыха, а также определение краткосрочных и долгосрочных целей.

Учитель должен соблюдать ряд правил: 1) профессиональное развитие и постоянное самосовершенствование; 2) поддержание хорошей физической формы; 3) переключение с одного вида деятельности на другой; 4) наличие хобби; 5) обдуманное распределение нагрузки; 6) упражнения-настрои («Я справлюсь!», «Я молодец!»); 7) дыхательные упражнения; 8)общение с интересными людьми; 9) прогулки, пребывание на свежем воздухе (в парке, около водоёма и.т.д.); 10) полноценное питание; 11) здоровый сон; 12) лечебно-оздоровительные упражнения; 13) контроль над эмоциями; 14) доброжелательное и уважительное отношение к людям; 15) позитивное мышление; 16) разнообразие спектра видов деятельности.

Воспитание культуры здоровья — это сложный многоплановый процесс по созданию педагогических условий, способствующих ценностным установкам учителя на сохранение здоровья, обеспечение знаниями, умениями и навыками здорового образа жизни.

Актуальность проблемы формирования программы по сохранению здоровья и ценностному отношению педагогов и школьников к нему — это не только создание в школе программы в рамках воспитательной системы, но и общественно-политическая, правовая и экономическая поддержка здорового образа жизни государственными структурами и общественными институтами. Следовательно, совокупность ценностных установок и ориентиров личности и здравоохранительная политика способствует гармоничному развитию школьников.

Важнейшую роль в организации учебного планирования играет администрация школы. Успех этой работы зависит от всего педагогического коллектива. Администрация является создателем той образовательной среды, в которой происходит социализация школьников. Поэтому необходимо выделить ряд задач, которые связаны с оптимальным использованием условий и возможностей обучения: 1) совершенствование системы поощрения активных сотрудников; 2) создание благоприятного психологического климата; 3) обеспечение оптимальной нагрузки; 4) разработка конкретных направлений работы; 5) формулирование точных методических целей; 6) совершенствование качества системы образования; 7) воспитательная работа (ученические объединения по интересам, сотрудничество с музеями); 8) развитие творческих способностей школьников; 9) выявление реальных потребностей учащихся; 10) работа по проблемам адаптации учащихся 1, 5 и 9 классов; 11) совершенствование работы по профориентации; 12) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, организация кружков, секций, родительский комитет); 13) активизация познавательной деятельности; 14) работа по формированию коммуникативных навыков; 15) работа классного руководителя с учителями-предметниками, родителями; 16) формирование способности к самостоятельному поиску информацию.

Для реализации поставленных задач в школе должна иметься необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения. Для достижения этих целей должны решаться вопросы по совершенствованию методики проведения уроков, развитию талантов учащихся, повышению мотивации к обучению, а также ознакомлению учителей с новой методической литературой.

Педагогический состав осуществляет руководство методической и практической деятельностью школы и реализует обозначенные задачи. Стабильность образовательной системы обеспечивает правильное функционирование всех элементов методической работы и делает её интересной и познавательной.

При чётком и правильном распределении функций и обязанностей, на основе сотрудничества будет достигнуто эффективное управление школой. Деятельность администрации школы направлена на реализацию значимых общественных задач. Педагогический коллектив организовывает необходимую внеклассную работу, развивает систему работы с родителями, повышает методическую и профессиональную подготовку.

Важным условием эффективной педагогической работы является наличие современных методических разработок, задач, памяток, алгоритмов и других документов, обеспечивающих механизм передачи научных знаний молодому поколению. Соблюдение этики взаимоотношений, ответственное отношение к своей работе способствуют созданию в коллективе благоприятной морально-психологической обстановки.

Образование — это единый целенаправленный процесс обучения и воспитания, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции. Кроме того, образование — сфера общественной жизни, в которой тесным образом переплетаются интересы граждан и государства. Поэтому этот вопрос представляет интерес для всех слоёв населения.

Государственная политика — это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер.

Государство заинтересовано в развитии сферы образования, так как с этим напрямую связано развитие науки, экономики и.т.д. От состояния образования зависит будущее страны.

Приоритетность сферы образования реализуется с помощью мероприятий: 1) финансирование системы образования; 2) подготовка высококвалифицированных рабочих кадров; 3) укрепление связи образования и науки; 4) формирование оптимальной структуры организации и управления образованием; 5) обеспечение достойного уровня жизни населения; 6) воспитание бережного отношения к культурному и историческому наследию России; 7) развитие творческих способностей школьников; 8) обеспечение качественными образовательными программами; 9) воспитание здорового образа жизни; 10) обеспечение стабильности в развитии системы образования; 11) участие педагогических работников в воспитательной деятельности; 12) развитие методик работы с детьми с девиантным поведением; 13) преемственность уровней и ступеней образования; 14) ориентация образования на развитие познавательных и созидательных способностей учащихся; 15) создание условий для инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; 16) повышение престижа педагогической профессии; 17) привлечение в образовательную сферу молодых специалистов.

Государственные изменения в образовательной сфере должны быть направлены на достижение конкретных целей и задач. Необходимость введения образовательных реформ обусловлена стремительным развитием науки и связанных с ней технологий. От состояния сферы образования зависит развитие всех научных отраслей. Совокупность различных мероприятий, действий, решений направлена на поступательное развитие российского образования.

Достижение высокого уровня образования, его гуманизация и ориентация на развитие личности — важные принципы, лежащие в основе проекта изменений в педагогической сфере на уровне государственной политики. Формирование общей культуры представляет собой неотъемлемое условие педагогического процесса, создающее предпосылки для развития компетентных специалистов.

Принципы государственной политики основываются на конституционных нормах. Комплексный подход к решению задач, составляющих основу образования, ведёт к формированию инновационных методов обучения, способствующих решению множества образовательных задач.

Таким образом, социальный образ учителя может быть выявлен системой требований, которые предъявляются ему современным обществом. Роль педагога в образовательном процессе имеет особый смысл: он является транслятором культурных ценностей. Гармоничное взаимодействие целей и задач педагогической деятельности способствует самосовершенствованию педагога, успешному развитию его творческого потенциала и актуализации эмпатических способностей.

Список использованной литературы

  1. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций. — М., 2000.

  2. Арламов, А.А. Педагогический риск как проблема методологии социальной педагогики/ Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010.

Просмотров работы: 491