ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС ДЛЯ СТУДЕНТОВ: ОПЫТ ПОИСКОВОГО МАРШРУТА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПРОЕКТНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДИЗАЙНА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС ДЛЯ СТУДЕНТОВ: ОПЫТ ПОИСКОВОГО МАРШРУТА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПРОЕКТНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДИЗАЙНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На кафедрах рисунка и живописи будущие педагоги изучают все тонкости мастерства, чтобы передать своим будущим ученикам. На кафедре, где доминирует дизайн, студенты на первых курсах активно ищут способы и приемы, чтобы разработать свой персональный стиль, не вникая в историко-культурный процесс развития, эволюции проектно-экологической культуры дизайна.

Но проходит время и постепенно становится понятно, что свой собственный стиль не рождается из пустых, хотя и очень привлекательных, ароматических мыльных пузырей. Надо потратить несколько лет, чтобы построить взлётную площадку из базовых и новых знаний, сформулировать концепцию, смоделировать технологию, разработать алгоритм методики и потом смело выходить на российский уровень профессиональных конкурсов педагогического мастерства.

Поиск инновационной тропы педагога-исследователя можно начинать в фондах отечественной культуры, где сегодня многие феномены научных достижений еще полностью не использованы в педагогической практике обучения дизайнеров.

Мы обратились к Мэтрам интеллектуально-художественной гуманитарной науки. Они стали известны своими смелыми для ХХ столетия выводами и терминами новых мыслительных достижений: Николай Евреинов, Густав Шпет, Юрий Лотман, Владимир Пропп, Михаил Бахтин, Умберто Эко, Жан Бодрийяр.

Их достижения понятны сегодня для педагогов и студентов, поэтому заслуживают внимания в практике организации коммуникаций между художником/дизайнером, участниками проектов и зрителем - потребителем визуальных моделей творчества.

Рассмотрим некоторые современные теоретические модели структурирования пространства, в котором происходит коммуникация. Всего таковых моделей в настоящее время 25, за каждой моделью стоит имя ученого, разработавшего персональную формулу исследования.

В нашем вспомогательном пособии предлагаются для изучения 7/семь моделей, наиболее приближенных к специфике художественно-творческого проектирования.

МОДЕЛЬ 1 - Николая Евреинова – театральная

Николай Николаевич Евреинов (1879 – 1953) был достаточно известен в дореволюционный период как создатель теории театральности. Одновременно он был режиссером-практиком, с его именем связаны такие театры, как «Кривое зеркало», «Старинный театр». С 1925 года Н.Евреинов жил за границей.

Одна из последних работ на территории России - статья «Оригинал о портретистах». Н. Евреинов рассмотрел визуальный язык своих портретов, которые писали художники И. Репин, В.Маяковский, М, Добужинский, Д.Бурлюк и другие (всего около 10 портретов). Н.Евреинов отмечает, что все портреты мало похожи друг на друга, так как несут «результат соития отца – оригинала и матери – портретиста». Он пишет далее, что «работа с меня является автопортретом художника, поскольку это искусство, а не простая копия, фотография, гипсовая маска». Н. Евреинов, анализируя свои портреты, сделал суммарную характеристику и увидел не себя, но свою прабабушку: «Сегодняшний портрет написан 100 лет назад, задолго до моего рождения».

В театре Н. Евреинова привлекала проблема взаимоотношений режиссера, актера, художника, то есть проблема соединения в одну структуру трех разных языков: «Платформа соглашения между режиссером и декоратором может иметь место лишь при осведомленности одного в искусстве другого. Нельзя говорить на разных языках, когда созидается единое целое, в противном случае постройку ожидает участь Вавилонской башни».

Режиссер

Он же: преподаватель, переводчик

Пластика движений

(походка)

Декорации, костюмы:

эскизы

Свет, музыка, хореография

Жесты,

мимика, темпоритм речи

Рис. 3. Основные блоки действий при создании спектакля

В специальности режиссера Н.Евреинов увидел профессионала семиотического плана, который «делает перевод» с одного языка на другой: «Режиссер – это переводчик книжного текста на живой язык жестов и мимики;

режиссер - это художник, набрасывающий первоначальный эскиз декорации, режиссеру принадлежит общий красочный замысел, иллюминационные планы;

режиссер – это композитор, он сочиняет мелодию сценической речи, музыку ансамбля, темпы, паузы, нюансы;

режиссер – это скульптор живого материала, созидающий ценности в области пластического искусства;

режиссер – это актер и преподаватель, играющий на сцене через душу и тело других».

  • Новые понятия и термины

Семиотика – наука о знаках и знаковых системах.

Семиотический анализ предметно-образующей деятельности – исследование знаковых комплексов или единичных знаков на поверхности предметов.

Герменевтика – наука о способах истолкования многозначных символов.

МОДЕЛЬ 2 - Густава Шпета – герменевтическая

В работе «Введение в этническую психологию», написанной в 1989 году, Г. Шпет говорит: «Сфера этнической психологии априорно намечается как сфера некоторой системы знаков. Эта сфера постигается только путем расшифровки и интерпретации этих знаков. Знаки являются не только приметами вещей, но и сообщениями о них. Другими словами, мы имеем дело со знаками, которые служат не только указаниями на вещи, но и выражают значение. Показать, в чем состоит это значение – основная задача постановщика. Если удается показать это значение с помощью знаков, то можно сказать, что удалось раскрыть соответствующий предмет с его содержанием.

Поиск новой системы научности – так можно назвать это направление в области интерпретации знакового сообщения. Таковым сообщением может быть как «растянутое во времени» так и «сиюминутное» событие. Например: исторический период, легенда, встреча двух или более человек по поводу события (обмен, передача предметов, объяснение).

Этническая система знаков

Процесс коммуникации

Сообщение: система знаков

Интерпретация системы знаков

Рис. 4. Герменевтическая модель коммуникации.

Г. Шпет в качестве реальных участников коммуникативной цепочки включает элементы: слово, контекст, личность. В предисловии к данной работе он практически задает будущую методологию московско-тартуской школы Юрия Лотмана.

МОДЕЛЬ 3 - Юрия Лотмана – семиотическая

Лотман отмечает, что «язык – это код плюс его история». Термин «код» несет представление о структуре только что созданной, искусственной и введенной мгновенной договоренностью. Код не подразумевает истории, он ориентирует нас на искусственный язык. Лотман в своей модели коммуникации рассматривает следующий вопрос: каким образом удается порождать новое сообщение?

Его основополагающая идея состоит в том, что знаковая (семиотическая) коммуникация представляет собой связь между автономными единицами. Лотман рассматривает «фольклорное искусство» и «нефольклорное» и определяет еще один элемент – ритуальную коммуникацию.

Ритуальная коммуникация

История: постоянное наращивание текстов

Художественные коды –

универсальный механизм

Рис. 5. Семиотическая модель коммуникации

Он рассматривает информационные потоки современного человека и обращает внимание на то, что происходит наращивание текстов – информации. Получатель художественного сообщения не только слушатель, но и творец. Сообщение имеет способность быть информационно активным.

Лотман сделал очень много для развития коммуникативных идей. Он рассматривал универсальным механизмом особенности именно художественных кодов.

МОДЕЛЬ 4 - Владимира Проппа – фольклорная

Морфология сказки:

функции – запрет, отлучка, нарушение, выведывание и т.д.

Рассматриваются все элементы, даже запах

Рис. 6. Фольклорная модель коммуникации: система функций

Владимир Пропп получил наибольшую известность принесла книга «Морфология сказки», написанная в 1928 году. Она оказалась переведенной на многие языки за рубежом и только в 1968 году была издана на русском языке.

В структуре волшебной сказки Пропп выделил элементарные составляющие единицы, получившие у него название «функций». Функции самостоятельны, не привязаны к персонажу. В одной сказке функцию может выполнять один герой, в другой сказке эту же функцию выполняет другой персонаж. Примеры функций в сказке: отлучка, запрет, нарушение, выведывание, и др. Предметом рассмотрения Проппа становится даже запах, который «чует» Баба яга при встрече с героем.

МОДЕЛЬ 5 - Михаила Бахтина – культурологическая

Бахтин вносит в свою модель коммуникации две идеи: диалогичность и карнавализацию. Диалогичность. Слово ориентировано на собеседника, на то, кто этот собеседник, какой социальной группы, какого ранга, какая связь с собеседником (родственная, служебная, иная). Карнавализация. Бахтин проводит системный анализ «праздника дураков» в Средневековье, и подчеркивает, что «карнавал не созерцают, в нем живут».

Диалогичность коммуникативного процесса

статус,

образование,

стиль взаимоотношений

Карнавализация коммуникативного

процесса

зритель в пространстве карнавала

зритель внутри коммуникативного пространства

Рис.7. Культурологическая модель коммуникации

МОДЕЛЬ 6 - Умберто Эко – семиотическая

Умберто Эко считает, что семиотика изучает культурные процессы как процессы коммуникации. Его определение коммуникативного процесса вытекает из принятого в технике перемещения сигнала, не обязательно знака, от источника к месту назначения через передатчик по каналу. Символ позволяет абстрактное понятие приблизить к человеку, сделать его понятным.

Эко обращает внимание на то, что современные культурные тексты имеют «открытость» к читателю, т.е. позволяют ему воображать, создавать свой вариант модели мира: ситуации, события. Такие тексты он называет «открытой структурой». Эко в своих многочисленных работах доказывает, что семиотика изучает культурные процессы как процессы коммуникации.

МОДЕЛЬ 7 - Жана Бодрийяра – вещественная

Бодрийяр обращает внимание на коммуникацию с помощью вещей. В своих работах он добавил в категорию объекта понимание «символического объекта». В качестве языка коммуникации он рассматривает язык красок, объемов, пространства, материала (субстанций).

Бодрийяр начинает свой анализ с особенностей расстановки мебели, где отражается социальная структура эпохи. Например, типичный буржуазный интерьер носит патриархальный характер столовой и спальни. Вся мебель здесь, хотя и включенная в систему, тяготеет к двум центральным предметам: кровати и буфету, действует тенденция занять, загромоздить все пространство, сделать его замкнутым. Всем вещам свойственна внушительность и многофункциональность.

Современный интерьер человека среднего статуса он называет «деструктурированным», так как ничто в нем не передает такую выразительную силу прежнего символического строя. Современный гарнитур облегченный, более обезличен, он не затемняется театральностью старинной мебели. Мебель не осложнена ритуалом, этикетом. Одновременно современный предмет является функционально богатым и знаково бедным объектом. Обыденная жизнь, поднятая на уровень научности, передает смену времени. Человек ХХ века оперирует вещами как опытный специалист по коммуникации.

Бодрийяр попытался проанализировать порноискусство. Он пишет, что «нагота, прикрытая одеждой, функционирует как тайный референт. Ничем не прикрытая, она всплывает на поверхность в качестве знака и вовлекается в циркуляцию знаков как дизайн наготы» (Почепцов Г. Теория и практика коммуникации. С.58.).

Вывод: ученые рассматривают коммуникационный процесс с разных точек зрения, что значительно обогащает наше понимание коммуникации, ее диалогичности, роли знака, предметов как знаковых элементов в определенной системе.

Научное осмысление коммуникации находит новые подходы к рассмотрению проблемы коммуникации. Примером является понятие «дифферанс» автора Деррида, где ученый предлагает выстраивать систему знаков не по принципу идентичности, а как структуру различий (Почепцов Г. Теория и практика коммуникации. С.58.).

Вопрос для самоанализа профессиональной деятельности

1). Какая модель служит для Вас опорой в разработке смыслов графических композиций?

Понятие «Алфавит событий»

Событие– является таким же вариантом сообщения, как и вербальный текст. Любое событие отражает необходимую информацию, заложенную в его содержание с помощью знаковой символики. Например: встреча, ожидание, восторг от увиденного предмета, человека – все это кубики, из которых умелые специалисты складывают необходимый набор, позволяющий отразить задуманное.

Мифы – выступают в роли банка данных, из которого черпаются идеи и цели. Следует согласиться, что определенный набор сюжетов имеет высокую степень повторяемости, и новый сюжет возникает с опорой на их существование. Воздействие на зрителя или слушателя возможно лишь при условии, что самой формой произведение обращено к этим глубинным архаичным слоям сознания – так можно сформулировать основную проблему искусства, где ведутся поиски сочетания сознательного и глубинно чувственного.

Цирк, например, максимально эксплуатирует эту чувственную составляющую, поэтому его нельзя нагружать никаким содержанием. Детектив, как жанр мифологии, эмоционально нагружен, что отражается на бедности сюжета. Для детектива важными являются знаки – индексы, по которым восстанавливается преступление. Эстрадная песня, как отмечают специалисты, характеризуется бедностью сюжета.

Мифологическая модель сообщения интересна для коммуникации тем, что принимается всеми как данность, без проверки на истинность. Присоединение к мифам позволяет резко усилить эффективность сообщений.

*********

Мы рассмотрели 7=СЕМЬ из существующих 25-ти теоретических моделей коммуникации. Каждая из теоретических моделей опирается на знания в определенной области деятельности. Следовательно, каждая область деятельности использует свой конкретный набор кодов, позволяющих сообщать более конкретизированную информацию о ситуации, событии, форме и содержании объекта.

Теоретические модели, предлагаемые вышеназванными авторами, могут быть рассмотрены с точки зрения «практических моделей».

Выводы

  • Специфика художественно-творческого проектирования выделяет из существующих теоретических моделей коммуникации (их 25) ряд «специфических моделей». Авторы моделей рассматривают творчество через призму семиотики.

  1. Николай Евреинов (театральная модель коммуникации) рассматривал визуальный язык портретов; режиссера он видел как «профессионала семиотического плана».

  2. Густав Шпет (герменевтическая модель коммуникации) обратил внимание на систему знаков, связанных с этнической психологией, их интерпретацию и расшифровку.

  3. Юрий Лотман (семиотическая модель) отметил, что язык – это код + история. (До формулировки Ю. Лотмана термин «код» в работах специалистов не подразумевал истории. Ю. Лотман рассматривал категории художественной народной культуры «фольклор» и «не фольклор» и вычленил элемент ритуальной коммуникации; художественные коды определил «универсальным механизмом».

  4. Владимир Пропп (фольклорная модель коммуникации) ввел в качестве кода даже запах (Баба-Яга чует дух…).

  5. Михаил Бахтин (культурологическая модель коммуникации) отметил 2 особенности коммуникационного процесса – диалогичность и карнавализацию.

  6. Умберто Эко (семиотическая модель коммуникации) доказывает, что семиотика изучает культурные процессы как процессы коммуникации.

  7. Жан Бодрийяр (вещественная модель коммуникации) добавил в категорию понимания объекта значение «символического объекта». Он также обратил внимание на категорию объекта «дизайн наготы».

Вопросы для самоконтроля:

  1. Сколько теоретических моделей коммуникации существует сегодня в науке?

  2. Назовите модели коммуникации, известные Вам, имена авторов моделей.

  3. Какая модель Вам более интересна и понятна?

  • Новые понятия и термины

Коммуникация, информационно активное сообщение, художественные коды.

Просмотров работы: 122