БЛОК 1. Пастель. Мы обратимся к исключительно трепетной манере рисования пастелью. Пастель – это редкая и удивительная художественная техника, которую часто называют «падчерицей графики и живописи». Называют люди несведущие, хотя среди них, к сожалению, встречаются и журналисты, и даже искусствоведы. А вот художники, работающие с пастелью, скорее скажут, что она – любимое дитя, унаследовавшее от своих именитых родителей их лучшие качества.
Возникновение техники пастели относят ко второй половине 15 века. Кому принадлежит изобретение этого рода живописи - неизвестно, но один из редчайших ранних листов с использованием пастели принадлежит Леонардо да Винчи. В галерее Лувра (Париж) хранится пастельный портрет старушки монахини, рисованный художником Дюмутье (отцом) в 1615 году.
История пастели как самодостаточного материала в живописи насчитывает около 300 лет. В начале 16 века она заняла прочное место в практике живописцев и рисовальщиков. После Леонардо почти все великие художники, в разной степени отдали ей должное (собственно, сангина, сепия, соус – та же пастель). Возможно, первобытный человек, изобразивший оленя на стене пещеры, тоже отчасти сродни художнику-пастелисту [3].
Пастель – это тот самый минеральный пигмент, который является первоосновой всех известных натуральных красок. Просто для удобства он связан клеем.
Древний китайский трактат «Слово о живописи из сада с горчичное зерно», создававшийся в течение нескольких столетий, открывает нам тайны приготовления лучших красок: «Из малахита нужно готовить зеленую пасту, коралл даёт оранжевую, перламутр – белую, гранат – красную, жемчуг – светло-серую пасту. Основных цветов 5 – 7, а все изменения этих цветов сосчитать невозможно» [2].
Пастель влияниям времени не подвержена. Она не выгорает на солнце, не темнеет и не трескается, не боится температурных перепадов. Пожалуй, ее единственный недостаток – не терпит прикосновений: на холсте или бумаге она не «застывает», а продолжает «жить». Поэтому пастельные работы требуют хранения под стеклом. На наш взгляд, это такая маленькая жертва, когда любишь.
К тому же, в нынешних музеях под стеклом приходится хранить практически все шедевры, в том числе, написанные маслом. К сожалению, окружающая среда становится всё более токсичной и агрессивно-разрушающей.
Пастель представляет собой разноцветные мелки, которые прессуются в виде палочек из тонко размолотого пигмента. В составе такой пастели присутствует чистый пигмент, небольшое количество клея и разбеливатель, который добавляется для того, чтобы получить различные оттенки каждого цвета.
Пастельные краски получили такое название от слова а пастелло, что означает метод рисования одновременно черным итальянским карандашом и красной сангиной, порой с подкраской другими цветными карандашами, употреблявшийся итальянскими художниками 16 века для рисования.В 18 веке пастель и пастельная техника изображения получает признание как независимый метод изображения окружающей реальности. Техника пастель обретает большую известность во Франции.
Известны французские художники-пастелисты: Буше, Морис Кантен де ля Тур, Шарден, Грез, Лиотар, Делакруа. Самым известным художником, который предпочитал рисовать пастелью, признан специалистами итальянец Розальба Кариера. В России технику пастели использовали в своих работах Репин, Серов, Кустодиев, Петров-Водкин. Большинство художников последних трех столетий в своих работах обязательно использовали технику, осваивали пастельный метод рисования натуры. В настоящее время художники довольно часто применяют в своем творчестве пастель, она привлекает их своей неповторимой свежестью, плавностью красок и ласковой бархатной фактурой.
Пастель бывает трёх типов — «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путем прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты.
Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.
В электронной статье художник-педагог Д. Гаврилов отмечает, что начинающим не рекомендуется сразу браться за этот материал. Сперва следует научиться основам академического рисунка и живописи. Ценный опыт начинающие художники получают, работая сначала мягкими материалами. При работе пастелью поначалу следует ограничивать количество используемых мелков. Например, отложить мелки основных цветов для работы в отдельную коробочку. Это позволяет добиваться большей цельности работы [1].
По опросам посетителей выставок, работы, выполненные в технике «пастель», становятся предметом восторга у зрителя.
БЛОК 2. Татуировка (тату, татуаж, англ. tattoo) - процесс нанесения постоянного (стойкого) рисунка на тело человека. Технику, с помощью которой наносят татуировку, специалисты называют «методом повреждения кожи с введением в подкожную ткань окрашивающего пигмента». Несомненно, это процедура не для слабонервных.
Тату - термин, заимствованный из полинезийского языка, в таитянском диалекте слово «татуировка» означает рисование. В английский язык это слово ввёл выдающийся английский путешественник Джеймс Кук. Он употребил его в отчёте о путешествии вокруг света, опубликованном в 1773 году.
До этого татуировка в Европе использовалась как «способ украсить человеческое тело», но не имела своего собственного названия. Используемый до Джеймса Кука термин определял татуировку в общей массе методов прямых украшений и символов человеческого тела.
Обычно татуировка и ее внешний вид, знаковая комбинаторика композиции определяются условиями окружающей среды, коллективом людей, где живет человек. В этой связи есть как литературные рассказы, так и описания свидетелей, побывавших в тех местах, где наличие татуировки помогает выстоять в коллективах или субкультурах, где правила выживания имеют свою «табель о рангах», иерархию соподчинения. Татуировка имеет отличительные характеристики, подразделяется по типам, стилям и методам изготовления. В ХХ веке татуировка была распространена в исправительных учреждениях. Татуировка рассматривалась как декоративно-опознавательный шифр сообщения, определяющее статус человека. Функциональная задача иерархической татуировки – это знаковый код, сообщение, который мгновенно считывается визуальным путем. Татуировка часто использовалась преступными группами (Мара Сальватруха, Якудза и т.д.) как метод идентификации внутри иерархии. В этой связи часто используется для идентификации трупов во время судебных расследований.
Наступил ХХ1 век, изменилась эстетические предпочтения в искусстве, моде, спорте, здоровом образе жизни. Но татуировка осталась знаковым кодом в обществе. Теперь это художественная композиция, которая может передать сообщение о профессии, занятиях спортом в свободное время, увлечении-хобби, даже демонстрирует слоган-кредо её носителя.
В городской среде большое количество салонов тату. Современные мастера используют профессиональное тату-оборудование для татуировки, наиболее распространенным является индукционная машина и ротор.
. Сегодня татуировка - это тип боди-арта, то есть вид авангардного искусства. Татуировки делают не только мужчины, но и девушки, женщины. Так проявляется желание привлечь в себе внимание артистов на сцене. Татуировка стала акцентом неординарности, привлекающей внимание к её носителю.
Однако не все слои общества с такой однолинейной сигнальной информацией о художественно-графических достижениях народов нашей страны согласны. Есть педагоги-исследователи, которые научно обосновывают, что изучать петроглифы, пиктографическое письмо народов России, метафорический изыск орнаментального искусства народов Якутии-Саха, Крайнего Северо-Востока, Дальнего Востока, Кавказа, Зауралья необходимо более детально. Мы согласны с такой постановкой вопроса [4,5]. Например, татуировка как особый адресный знак места жительства в тундре или на побережье Берингова пролива, сообщения на гладкой внутренней поверхности коры дерева, на кусках выделанной вручную коже животных, использовались в дописьменный период с помощью натуральных красителей. Эти уникальные достижения должны использовать и художники, и дизайнеры, чтобы связующая нить поколений через художественно-графическое выражение самоидентификации не прервалась.
Литература
Гаврилов Д.В. (выпускник художественно-графического факультета МПГУ). Техника пастели. Курс лекций. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www@gavrilov-art.ru.
Китайский трактат. Обзор трактата "Слово о живописи из Cада c горчичное зерно". Режим доступа: http://dveimperii.ru/articles/2.
Малиновский К.В. История коллекционирования живописи в Санкт-Петербурге в XVIII веке. — СПб.: Издательство «Крига», 2012. — С. 536. — ISBN 978-5-901805-49-7.
Ткалич С.К. Научно-исследовательская и творческая деятельность дизайнеров на примере создания профессионального софт-продукта «Графическое наследие России». Пособие для педагогов. – М., 2012. – 160с. Диплом и Золотая Медаль ВДНХ. 2015 год.
Ткалич С.К. Дисциплина «Научные исследования в дизайне». Курс лекций и практикум. ХГФ Институт искусств МПГУ. Осенний семестр 2017.