НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Семья является социальным институтом воспроизводства и развития социально-культурного статуса, духовных и физических ценностей, социального здоровья и благополучия отдельных лиц и всего общества. Это саморегулирующаяся система с относительно стабильными структурами поведения и отношениями с окружающей средой, структурами коммуникации, процессами, структурой; важнейший объект социальной работы .

В зависимости от атмосферы семейных отношений семьи делятся на гармоничные и дисгармоничные семьи (в которых супруги имеют разные проблемы). Л.Я. Олиференко: «Неблагополучная семья – это такая семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод – т. е. неблагополучие. Под неблагополучием мы понимаем его разные проявления: психическое (угрозы, подавление личности, навязывание асоциального образа жизни и др.), физическое (жестокие наказания, побои, насилие, принуждение к заработку денег разными способами, отсутствие пищи), социальное (выживание из дома, отбирание документов, шантаж и др.)» М.М. Буянов: «Дефекты воспитания – это первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи, – а только отношение к ребенку»

Важнейшей характеристикой семьи является ее структура. Под структурой семьи понимается система отношений, родства, а также совокупность духовных, моральных, психологических отношений в семейных условиях, отношений власти и власти в семье . Структура семьи учитывает следующие компоненты:  количество членов семьи, их семейные связи, характер отношений; границы отношений; отношения между членами семьи и семьями как система с другими членами «большой» семьи (бабушки и дедушки, двоюродные братья и т. д.);  - отношения между семьей как системой и ближайшими друзьями;  - окружающая среда: это касается ситуации проживания, социологического статуса, влияния ссылочной группы «большой» семьи, сильных и слабых сторон этого влияния на семью;  - операция

семьи: она включает в себя роль ее членов - набор установок, норм и поведения, которые характеризуют некоторых членов семьи в их отношениях с другими членами (в ядерной модели семьи основные роли семьи - это роль мужа и жена, отец и мать, дети, братья, сестры, в модели «большой» семьи, роли бабушек и дедушек, тесть и свекровь, тесть и свекровь , зять и невестка добавляются и т. д.). Роль членов семьи (фермерство - кто - забота о детях - кто?) Учитывается при работе с семьей как объектом влияния. Структура семьи также разделена:  по числу детей: бездетным, одиноким ребенком, маленьким ребенком, крупным ребенком;  по поколениям: одно поколение, два поколения, между поколениями;  по полноте: полная, неполная. В качестве социального образования семья выполняет определенные функции, отражающие как социальные потребности в своей жизнедеятельности, так и индивидуальные потребности членов семейной группы. Основной функцией семьи является первичная (или базовая) социализация ребенка, его формирование и развитие [8]. В жизни семьи функции семьи выделяются для удовлетворения конкретных потребностей ее членов. Это такие функции, как: - первичный социальный контроль, который выражается в обеспечении реализации социальных норм поведения всеми членами семьи, прежде всего теми, кто в зависимости от ряда причин (возраст, болезни и т. Д.) Не может выполнять их самостоятельно;  Общение - это удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, образовании, самореализации у детей. Семья обеспечивает социализацию молодого поколения;  Социально-бытовая функция заключается в удовлетворении материальных потребностей в сохранении здоровья своих членов. Во время выполнения этой функции восстанавливаются силы, проведенные в трудовом процессе;  социально-эмоциональная функция заключается в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, поддержке, психологической защите;  социально-культурная функция заключается в удовлетворении потребностей в совместных досуговых мероприятиях, взаимном духовном обогащении. Способствует культурному, духовному и нравственному развитию личности;  Сексуально-эротическая функция заключается в удовлетворении сексуально-эротических потребностей супругов и обеспечении биологического воспроизводства. Со временем изменения в работе семьи: некоторые функции теряются, другие меняются в соответствии с новыми социальными условиями. Это зависит от социально-экономического и культурного развития страны. Семья несет ответственность за природную среду своих членов, особенно детей, молодежь и лиц пожилого возраста с ограниченными возможностями. Семья - это форма сообщества людей, в которых мужчина и женщина, их дети и родственники, связанные браком, связаны кровной связью. Общество меняется, семья меняется, улучшается семейная политика и работа с семьей. Семья является одним из основных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложную стадию эволюции - переход от традиционной модели к новой. Многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризис, что привело к снижению рождаемости, увеличению числа разводов и увеличению числа одиноких людей. Средний размер семьи составляет 3,2 человека в городе и 3,3 в деревне. Число бездетных и молодежных семей растет. Из-за уменьшения возраста вступления в брак, а также отделения молодых семей от их родителей образуются неполные семьи. Увеличивается доля семей с одним родителем, а также из-за развода и моды для гражданских браков. Рождение детей одной матерью приводит к росту неполных семей. Семья развивается вместе с обществом. Социальные проблемы семьи взаимосвязаны с проблемами общества. Поскольку семья выполняет важные социальные функции, государство, правительство, общественные организации и общество в целом заинтересованы в создании необходимых условий для жизни семьи. Это направлено на социальную работу по укреплению семьи,

повысить свой образовательный потенциал, выполнить свои демографические и социальные функции. Среди социальных проблем семьи можно выделить следующие:  проблемы финансового положения и благосостояния семьи;  ухудшение состояния здоровья населения из-за плохой экологии, ухудшение качества продуктов питания;  Злоупотребление алкоголем и наркотиками;  жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;  антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;  социальное сиротство как следствие недостатка семей. Следует отметить, что объективная социальная причина ухудшения семейных отношений, увеличение числа неблагополучных семей - это недостатки социальных услуг, низкий уровень социальных услуг, недостаточная социальная работа с семьями. Дисфункциональными семьями являются семьи с низким социальным статусом, в некоторых сферах жизни или в нескольких одновременно, они не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности значительно сокращаются, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, неэффективно. Учитывая доминирующие факторы, которые оказывают негативное влияние на развитие личности ребенка, обездоленные семьи условно делятся на две большие группы. Одной из групп неблагополучных семей являются семьи, которые внешне уважительны, чей образ жизни не вызывает беспокойства и осуждения со стороны общественности. Но ценности и поведение родителей противоречат универсальным моральным нормам, которые не могут не влиять на моральный образ детей, воспитываемых в таких семьях. Отличительной чертой этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем социальном уровне создают благоприятное впечатление, а последствия ненадлежащего образования на первый взгляд незаметны, что иногда обманывает окружающих, тем не менее они имеют разрушительный влияние на личное образование детей. Эти семьи относятся к категории семей, страдающих от внутренних проблем (со скрытой формой недуга). Вторая группа состоит из семей с открытой формой плохого самочувствия. Особенность таких семей заключается в том, что они имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизни (например, на социальном и материальном уровне) или только на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату. Как правило, в неблагополучной семье ребенок испытывает физическое и эмоциональное отклонение от родителей (недостаточная забота о нем, ненадлежащий уход и питание, различные формы домашнего насилия, игнорирование его душевного спокойствия, переживаний). В результате этих неблагоприятных семейных факторов ребенок испытывает чувство неадекватности, стыда за себя и своих родителей перед другими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Мы можем выделить некоторые типы семей с открытой формой недостатка:  социально некомпетентные - с низким уровнем общего и отсутствием культуры социализации; характеризуются не только ошибками и недостатками воспитания детей, но и нежеланием изменять или корректировать что-либо в содержании и методах обучения. Такая семья сознательно или невольно устанавливает ребенка, чтобы не подчиняться социальным нормам и требованиям, противостоять миру; это семьи с низким социальным статусом;  Asocial - в них дети с раннего возраста находятся в среде пренебрежения общепринятыми социальными и моральными нормами, воспринимают навыки девиантного и противоправного поведения. Среди семей с открытой формой дистресса распространены те, в которых один или несколько членов пристрастились к использованию психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркомании, включает всех близких людей в его болезнь. Не случайно специалисты стали обращать внимание не только на самого пациента, но и на его семью, признавая, что зависимость от алкоголя и наркотиков - это семейное заболевание, семейная проблема . Одним из дисфункциональных факторов, которые разрушают не только семью, но и эмоциональный баланс ребенка, является алкоголизм родителей;  семьи с алкогольной зависимостью становятся социально и психологически безуспешными. Жизнь детей в такой семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот с живыми родителями. Созависимость возникает в ответ на длительную стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом отношении дети уязвимы. Отсутствие необходимого жизненного опыта, хрупкая психика - все это приводит к тому, что преобладающая дисгармония в доме, ссоры и скандалы, непредсказуемость и неуверенность, а также отчужденное поведение родителей глубоко травмируют душу ребенка и последствия этой моральной и психологическая травма часто налагают глубокий отпечаток на остальную часть жизни. Особенности процесса воспитания детей из «алкогольных» семей - это не только социально-экономический недостаток, но и то, что: дети растут с убежденностью в том, что мир не является безопасным местом, и людям нельзя доверять;  дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы их приняли взрослые; они не осознают своих чувств, не знают, в чем их причина и что с этим делать, но по их словам, они строят свою жизнь, отношения с другими людьми, алкоголем и наркотиками. Дети переносят свои раны и переживают во взрослую жизнь, часто становясь химически зависимыми. И снова появляются те же проблемы, что и в доме их пьющих родителей;  дети чувствуют эмоциональное отклонение взрослых, когда они совершают ошибки непреднамеренно, когда они не оправдывают ожиданий взрослых, когда они открыто выражают свои чувства и заявляют о своих потребностях;  дети, особенно старшие в семье, вынуждены брать на себя ответственность за поведение своих родителей;  Родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо с собственной ценностью, считают, что ребенок должен чувствовать, смотреть и делать то же, что и они;  Самооценка родителей может зависеть от ребенка. Родители могут относиться к нему как к равному, не предоставляя ему возможности быть ребенком. Семья с зависимыми от алкоголя родителями опасна для своего десоциалистического влияния не только на собственных детей, но и на распространение деструктивного влияния на личное развитие детей из других семей. Как правило, вокруг этих домов есть целые компании детей соседей. Благодаря взрослым, они привязаны к алкоголю и криминально-аморальной субкультуре, которая царит среди пьющих. Конфликтная семья - наиболее распространенный тип (до 60% всех неблагополучных семей) с преобладанием конфронтационных отношений. Необходимо различать такие понятия, как «семейные конфликты» и «конфликтные семьи», поскольку конфликт в семье, хотя и довольно бурный, не означает, что это конфликтная семья, не всегда указывает на ее нестабильность. Конфликт также относится к таким семьям, в которых всегда есть области, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи (супругов, детей, других родственников, живущих вместе), создавая сильные и длительные негативные эмоциональные состояния, неизменную враждебность супруги друг другу. В результате конфликт формируется как хроническое состояние такой семьи. Независимо от того, является ли конфликтная семья шумной, скандальной, где повышенные тона, раздражение становится нормой отношений супругов или тишиной, где супружеские отношения отмечены полным отчуждением, желанием избежать какого-либо взаимодействия, оно отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может вызывать различные антиобщественные проявления в виде девиантного поведения. В конфликтных семьях часто не хватает доброты, сострадания, выносливости, поддержки. Характерной особенностью конфликтных семей является также нарушение связи между ее членами. Как правило, за длительным, неразрешенным конфликтом или ссорой лежит неспособность общаться. В таких семьях мы почти никогда не говорили «мы», предпочитая говорить только «я», что указывает на разъединение, изоляцию и их эмоциональную возбудимость. Среди неблагополучных семей большая группа состоит из семей с нарушением отношений между родителями и детьми. В них влияние на детей не проявляется непосредственно через модели аморального поведения родителей, как это происходит в «алкогольных» семьях, но косвенно, из-за хронических, сложных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимное уважение, усиление эмоционального отчуждения и преобладание конфликтного взаимодействия. Дети, находящиеся в таких семьях, получают неблагоприятный жизненный опыт. Отрицательные образы детства обусловливают мышление, чувства и действия детей. Поэтому родители, которые не могут найти взаимопонимания друг с другом, должны всегда помнить, что даже при неудачном браке дети не должны участвовать в семейных конфликтах. Поведение ребенка - это своего рода показатель благополучия или плохого состояния семьи. Корни проблем в поведении детей можно легко увидеть, если дети вырастут в семьях, которые явно находятся в невыгодном положении. Гораздо сложнее сделать это со ссылкой на тех «трудных» детей и подростков, которые были воспитаны в состоятельных семьях. И только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой жизнь ребенка, находящегося в «группе риска», позволяет узнать, что благополучие относительное. Внешне регулируемые отношения в семьях часто являются своего рода прикрытием для эмоционального исключения в них как на уровне супружеских отношений, так и отношений между родителями и родителями. Эта связь между родителями может быть перенесена в сферу отношений между родителями и детьми, что не может не повлиять на формирование личности ребенка. Он не столько учится чувствовать «играть чувства» и фокусироваться только на положительной стороне своего проявления, оставаясь эмоционально холодным и отчужденным. В различных типах неблагополучных семей существует соперничество, проявляющееся в стремлении двух или более членов семьи обеспечить доминирующее положение в доме. На первый взгляд, это первенство в принятии решений: финансовом, экономическом, педагогическом (в отношении воспитания детей), организационном и т. Д. Ребенок в такой семье растет с отсутствием традиционного разделения ролей в семье, он является нормой, чтобы выяснить, кто в «семейной» основной »при каждой возможности. Ребенок формирует мнение о том, что конфликты являются нормой. Воображаемое сотрудничество. Это форма семейного несчастья. Хотя на внешнем социальном уровне , он «покрыт» кажущимися гармоничными отношениями между супругами и другими членами семьи. Воображаемое сотрудничество может быть явно проявлено в ситуации, когда, напротив, один из членов семьи (чаще жены) после длительного периода Занятость только домашними делами решает заняться профессиональной деятельностью. Карьера требует больших усилий и времени, поэтому, конечно, домашние дела, которые выполняла только жена, должны быть перераспределены между другими членами семьи, чтобы что они не готовы. В такой семье создается ребенок, чтобы сотрудничать со своими членами семьи, чтобы найти компромисс. Напротив, он считает, что каждый должен поддерживать другого, если он не противоречит его личным интересам. Изоляция. Относительно простой вариант дисфункциональной семьи. Это показывает психологическую изоляцию одного человека в семье от других. В воспитании своих детей один из членов семьи не принимает, не интересуется мнением ребенка по различным вопросам, не затрагивает важные семейные проблемы в обсуждении и не заинтересован в его самочувствии. Внимание к ребенку ограничено его кормлением и одеждой. Возможен вариант взаимной изоляции двух или более членов семьи. Оставаясь замуж просто формально, они оба уходят, а не проводят время дома. Семья поддерживает либо необходимость воспитывать детей, либо из престижных, финансовых и других подобных соображений. В такой семье ребенок наблюдает за ситуацией эмоционального, психологического, а также в течение часа и физической изоляции членов семьи. У такого ребенка нет чувства привязанности к семье, он не знает, что такое опыт для другого члена семьи, если он старый или больной. Различные типы дисфункциональных семей и установленные стили взаимоотношений, семейная атмосфера влияют на формирование личности дошкольника, его взаимодействие с другими. На развитие личности ребенка влияет семейная атмосфера. Семьи, сосредоточенные на успехе ребенка, уделяют достаточно внимания детям и придают им значение. Весь диапазон семейных отношений разворачивается в пространстве между возрастом и индивидуальными особенностями детей и ожиданиями родителей, которые, в конечном счете, формируют отношение ребенка к себе и окружающей среде. В атмосфере нездоровых семейных отношений дети оказываются лишенными тепла и внимания. В таких семействах развиваются отношения псевдо-взаимности и псевдо-рациональности. Это предотвращает личное и психологическое развитие ребенка. Псевдо-взаимные семьи поощряют выражение только теплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства скрываются и подавляются всеми возможными способами. В семьях с псевдо-хозяевами, наоборот, принято выражать только враждебные чувства, а нежные - отвергать. Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится человеком, а его формирование требует целенаправленного, систематического влияния. Это семья с ее постоянной и естественной природой, которая призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка, готовить его к жизни в обществе.

Таким образом, неблагополучная семья – это семья, имеющая низкий социальный статус в различных сферах жизнедеятельности; семья, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, присутствуют скрытые или явные дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Таким образом, главной особенностью неблагополучной семьи является ее отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое приводит к его виктимизации и поведенческим отклонениям.

Список литературы:

  • Романенко Н.М. Место и роль семьи в социокультурной реальности : учеб. пособие / Романенко Надежда Михайловна. - М.: Медиа-принт, 2010. - 110 с.
  • Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей 2004г - 272с
  • Ульянова И.В. Педагогика смысложизненных ориентаций (Учебное пособие). — Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015. 235 с.
  • Ступакова Л. В., Ильинский В. В., Масанова М. Д. Семья как социальный институт. Неблагополучная семья как объект социальной работы [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 188-193.
  • Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 528 с
  • Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие / Л.Я. Олиференко [и др.]. – М.: Академия, 2002. – 256 с.
  • Буянов, М.М. Ребенок из неблагополучной семьи: записки дет. психиатра: кн. для учителей и родителей / М.М. Буянов. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
Просмотров работы: 1061