Для того, чтобы выяснить, как Екатерина II понимала цели и сущность просвещённого абсолютизма, стоит обратиться к созданному ею «Наказу» Уложенной комиссии – этот документ разрабатывался на протяжении двух лет, под воздействием трудов таких европейских просветителей, как Д’ Аламбер, Дидро, Монтескье и Беккариа.Сама императрица не скрывала авторства большей части идей данного труда, отмечая, что взяла лучшее из трудов западных просветителей и адаптировала под реалии общества Российской Империи.
Основные положения:
Самодержавие – единственная и наилучшая форма правления для Российской Империи
Общество разделено «естественным образом» на тех, кто правит (император + дворяне) и тех, кем правят (все остальные).
Закон должен главенствовать в государстве и одинаково применяться ко всем его гражданам.Законов не должно быть много, они должны быть неизменны и просты в понимании.
Свобода – это право делать все, что не запрещено законом.Абсолютная власть монарха не отнимает у людей свободу, а лишь направляет их для достижения общего блага.
Государь обязан заботиться о своих подданных – повышать их образованность, способствовать развитию медицины, искусств и науки.
Целью данной работы является определение вклада политики просвещенного абсолютизма Екатерины Великой в развитие Российской империи, атак же понимания соответствия реформ требованиям жизни российского общества XVIIIвека.
1. КЛЮЧЕВЫЕ СОБЫТИЯ ДеятельностИ Екатерины II
К политике просвещённого абсолютизма Екатерины II относится следующая деятельность:
Мероприятие |
Цель |
Содержание |
1763 Реформа Сената |
Императрица хотела единолично руководить процессом написания законов |
Законодательная функция перешла лично к Екатерине II, Сенат превратился в главный судебный и административный орган |
1764 Секуляризация церковных земель и имущества |
Ослабление церкви, увеличение налогов, повышение эффективности использования земель. |
Духовенство потеряло автономность и стало в финансовом плане полностью зависеть от государства |
1764Ликвидация гетманства на Украине |
Укрепление вертикали власти |
Вся власть перешла к Малороссийской коллегии и её президенту, генерал-губернатору П. Румянцеву, подчинённому лично Екатерине II |
1764 Начато строительство «воспитательного дома» для беспризорных детейОткрыт «Смольный институт благородных девиц» |
Решение «сиротского» вопроса и популяризация женского образования. |
Учреждения спонсировались из казны, также привлекались пожертвования дворян и деятелей. |
1765 Официальное разрешение на деятельность «Вольного Экономического Общества» |
Стимулирование экономики, продвижение использования новых технологий в быту, производстве и земледелии |
Одобрена деятельность уже существующего общества крупных землевладельцев, занимающихся разработкой и внедрением эффективных методов землепользования и хозяйства |
1765 Дворянам разрешено ссылать крестьян на каторгу |
Повышение лояльности правящего класса — дворян |
Утверждено личным указом |
1765Инаугурация Императорской Академии художеств |
Популяризация искусств |
Академия получила официальный статус и отделилась от Московского университета |
1766-1768 Созыв и заседания Уложенной Комиссии |
Разработка нового, единого свода законов, улучшающих положение крестьян. |
Попытка создания нового единого законодательного документа «Проект новаго уложения». Деятельность не была успешной, комиссия распущена в 1768. |
1767 Запрет крестьянам жаловаться на помещиков |
Удовлетворение запросов дворянства |
Жалоба признавалась преступлением и каралась ссылкой на каторгу в Сибирь |
1768 Введение обязательного оспопрививания |
Развитие здравоохранения |
Для пресечения слухов о пагубном действии процедуры, Екатерина II стала одной из первых кому поставили прививку от оспы. |
1771 Запрет на публичную продажу крестьян за долги помещика |
Попытка скрыть существующий рабовладельческий строй |
Прямой запрет императрицы не имел особой силы, объявления о продаже крестьян продолжали появляться в газетах |
1775 Ликвидация Запорожской Сечи |
Создание единой системы воинских частей, подчиняющихся императору. |
Исчезла угроза со стороны Крымского ханства, императрица опасалась повторной измены казаков после восстания Пугачёва и личным указом упразднила Сечь. |
1775 Губернская реформа |
Усиление власти императора и правящего класса – дворянства.Внедрение местного самоуправления.Разделение органов административной и судебной власти. |
Большая часть выборных должностей досталась дворянству. Генерал-губернаторы, назначаемые Екатериной II, получили практически неограниченную власть на вверенных им территориях. |
1775 Манифест о свободе предпринимательства |
Стимулирование экономики. Начало определения правового статуса купцов и мещан (горожан) |
Отмена налогов на промыслы, откупов (монополий) на добычу некоторых ресурсов, разрешение создавать кустарное производство без дополнительных разрешений. Купечество освобождено от податного налога. |
1782 Полицейская реформа |
Усиление вертикали власти, предотвращение возможных беспорядков |
Регламентирование иерархии и функций полиции в городах. |
1783 Введение крепостного права в Малороссии |
Создание единых правовых принципов рабовладения |
Официальное закрепление уже существующего «де-факто» крепостного положения местных крестьян |
1783 Повторное открытие Академии наук |
Популяризация и развитие наук и изысканий |
Было приглашено большое количество зарубежных преподавателей, курсы велись преимущественно на иностранных языках. |
1783 Разрешение на создание вольных типографий |
Показное снижение цензуры |
Личный указ |
1785Жалованная грамота дворянам |
Окончательное закрепощение крестьянства, обеспечение лояльности дворянства |
Закрепление дворянства, как высшего сословия. Отменены все возможные налоги и необходимость военной службы. |
1785 Жалованная грамота городам |
Официальное оформление правового статуса мещан и купцов, передача им незначительных административных функций. |
Введение разделения горожан на 6 разрядов, выборных органов – общей городской и шестигласной дум. |
1786 Создание народных училищ |
Популяризация образования в обществе |
Создание главных и малых училищ в разных городах. |
1789Арест Радищева |
Пресечение попыток распространения идей, ставящих под сомнение проводимые Екатриной II преобразования |
Личным указом, за издание книги «Путешествие из Петербурга в Москву |
1792Арест Новикова |
Личным указом, за распространение «вводящих в заблуждение идей» |
|
1796Введение крепостного права в Новороссии |
Создание единой правовой концепции рабовладения |
Официальное закрепление уже существующего «де-факто» крепостного положения местных крестьян |
По-разному трактуется понятие «просвещенного абсолютизма». Некоторые историки предпочитают называть его «просвещенным деспотизмом», а Екатерину – «просвещенным деспотом», и вообще ставится вопрос: применимо ли понятие «просвещенного абсолютизма» к правлениюЕкатерины?
В годы правления Екатерины II своего наивысшего расцвета достигает имперский характер России. Среди историков ведутся споры, насколько империя как форма организации человеческого сообщества отвечала интересам ее многонационального населения. Ряд историков считают, что империя являлась искусственным образованием, основанным на страхе покоренного населения и ее военной мощи. Другие придерживаются прямо противоположного мнения, отмечая, что такая форма государственности подрывала национальную обособленность населяющих ее народов и способствовала включению их в единый мировой процесс. Позднее император Николай I сказал: «Немец, финляндец, татарин, грузин – вот что такое Россия».
Закон, в концепции просвещённого абсолютизма, представляется единым для всех, без разделения на сословия и должности.Однако в выстроенной Екатериной II системе, дворяне если не стояли выше закона, то уж точно получили «особый» статус при рассмотрении дел в суде.Так, например, «грамота на права и выгоды благородному российскому дворянству» предусматривала запрет на конфискацию земель дворян, осужденных по уголовным делам, и предполагала передачу владений наследникам.Благородное сословие освобождалось от телесных наказаний и имело много других привилегий.
Введение местного самоуправления в городах и губерниях, на деле представлялось распределением главных административных должностей между дворянами, а также чрезмерным умножением бюрократии и взяточничества. Главной целью его, как и полицейской реформы, являлось предотвращение повторения крестьянского восстания 1773-1775 годов, вызванного жесткой эксплуатационной политикой по отношению к этому сословию.
Политика экономического либерализма, выражавшаяся в отмене монополий, снижении налогов и пошлин, а также разрешении свободного предпринимательства должна была серьёзно стимулировать развитие экономики Российской Империи.Однако, государство слишком сильно закостенело в феодальном строе и рабский труд крепостных серьёзно сковывал развитие и внедрение технологий. Весь период царствования Екатерины II Россия, в основном, занималась экспортом ресурсов и продуктов не требующих серьезных технологий – древесины, парусины, зерна и т.д.
Противоречия обнаруживаются и непосредственно в «просвещении». Рядом с популяризацией общественного образования, в политике Екатерины II стоят репрессии таких видных деятелей как Новиков (издавший более трети всех книг, выпущенных за время её правления) и Радищев (писатель, открыто критикующий Екатерину II).Сами же образовательные реформы, как и продвижение искусств и науки, никак не затрагивали большую часть населения государства – крестьянство (составляющего около 90% населения Российской Империи), а даже ухудшила его положение.Часть преобразований носили популистский характер, служили с целью представления императрицы в максимально благожелательном виде для иностранных монархов и деятелей.
Стоит отметить, что кардинальное изменение устоявшихся обычаев и особенностей общества не могло быть проведено с легкостью. Век просвещенного абсолютизма в России во время царствования Екатерины Великой стал скорее закладыванием основ будущим изменениям в государстве, нежели единым грандиозным его реформированием.
Список использованных источников и литературы
Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. М.: Мысль, 1986. 239 с.
Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. Ч. 1. М.: Владос, 2002. 400 с.
Брикнер А. История Екатерины II. М.: Сварог и К, 1998. 800 с.
Гусляров Е.Н. Екатерина II в жизни: Систематизир. свод воспоминаний современников, документов эпохи, версий историков. М.: ОЛМА-Пресс Звезд. мир, 2004. 543с.
История России с древнейших времен до 1861 г.: Учебник. М., 1998. 354 с.
История Отечества с древнейших времен до начала ХХ века: Учебник для вузов. М.: Изд-во МГУ, 1995.
Каптерев П. Ф. История русской педагогии //
Каус Г. Екатерина Великая: Биография. — М.:3ахаров,2002. 319с.
Ключевский В.О. Курс лекций по русской истории. Т. 5. М.: Наука, 1958. 404 с.
Лозинская Л.Я. Во главе двух академий. М.: Наука, 1983. 144 с.
Мадариага де И. Екатерина Великая и ее эпоха. М.: Омега, 2006. 448 с.
Омельченко О. А. «Законная монархия» Екатерины II. М., 1993.
Павленко Н. Екатерина Великая // Родина. 1995. № 10-11; 1996. №3. С.53-57.
Павленко Н. Екатерина II // Родина. 1996. № 6. С.32-36.
Пичета В.Внешняя политика Екатерины Второй // Три века: Россия от смуты до нашего времени. — М.,2005. Т.5. С.61-89.
История России. Теории изучения //
Митрошенков О.А. Философия русского Просвещения //
Платонов С.Ф. полный курс лекций по русской истории. Изд-е 3-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 396 с.
Российская империя. Исторический портал //
Русская наука и культура второй половины XVIII века // Всемирная история. Т. 5. М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1958.
Савинская Л.Ю. Коллекционеры – дипломаты Екатерининской эпохи: к истории коллекционирования живописи в России // Век Просвещения. М.: Наука, 2006. Вып. 1. С. 379-399.
Сатирические журналы Н.И.Новикова. М., 1951.
Семёнов А.К. Городская гражданская реформа Екатерины 2 и выборы в городах центрального Черноземья// Вопросы истории. 2006. № 5. С.97-103.
https://екатерина2.рф/политика/просвещённый-абсолютизм/
Приложение
Основныедатыисобытия |
|
1764 г. |
ОткрытИнститутблагородныхдевиц |
1764 г. |
РеформаСената |
1764 г. |
ЛиквидациягетманстванаУкраине |
1765 г. |
Всеземли, которымивладеютпомещики, признаютсяихзаконнымивладениями |
1765 г. |
ОткрытиеВольногоэкономическогообщества. Проводитсяконкурс работ, посвященныхсудьбекрестьянства |
1766 г. |
Екатерина II составляет «НаказУложеннойкомиссии» |
1766, 1782, 1796 гг. |
Принятиепротекционистскихтаможенныхуставов |
1767–1768 гг. |
ДеятельностьУложеннойкомиссии |
1768–1774 гг. |
Русско-турецкаявойна. Куйчук-Кайнарджийскиймир. Султанплатитконтрибуцию. РоссияполучаетКерчь, Еникале, КинбурниКабарду. МолдавияиВалахияоказываютсяподпротекциейРоссии. Русскиесудамогутбеспрепятственнопроходитьпроливы, уРоссиипоявляетсяЧерноморскийфлот. Крымобретаетнезависимость |
1769–1771 гг. |
Кижскоевосстаниеприписныхкрестьян |
1771 г. |
ЧумнойбунтвМоскве |
1773–1775 гг. |
ВосстаниеПугачёва |
1775 г. |
Губернская реформа Екатерины II: одна губерния − 300–400 тыс. душ, один уезд − 20–30 тыс. душ |
1775 г. |
Разгром Запорожской Сечи |
1775 г. |
Объявляется свобода предпринимательства |
1783 г. |
Крым включен в состав России |
1783 г. |
Георгиевский трактат. Грузия входит в состав России |
1787–1791 гг. |
Русско-турецкая война. Ясский мир |
1790 г. |
Ссылка Радищева в Тобольск |
1791 г. |
Запорожские казаки переселяются на Кубань |
1792 г. |
Новиков заточен в Шлиссельбургскую крепость |
1793 г. |
Второй раздел Польши. Россия получает часть Белоруссии, Подолье и Полесье |
1794 г. |
Польское восстание Т. Костюшко, подавленное А. В. Суворовым |
1795 г. |
Третий раздел Польши. Россия получает западную Белоруссию, Волынь, Литву и герцогство Курляндское |
1795 г. |
Создание Тройственного союза между Россией, Англией и Австрией |