ПРИРОДА В ЖИЗНИ ГОРОДА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРИРОДА В ЖИЗНИ ГОРОДА

Андриенко И.Ю. 1, Хабарова Я.С. 1, Ткач Н.А. 1
1Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность. В работе рассматриваются современные проблемы озеленения городских структур, причины их появления, а также возможные методы их решения.

Проблема. Понимания основных современных проблем озеленения городских структур.

Цель. Выявить современные проблемы озеленения городских структур.

Объект исследования. Архитектура

Задания работы. Изучить и упорядочить информацию о современных проблемах озеленения городских структур.

Основная часть. Для проектировщика природа – это вечный, жи­вой, громадный и благоприятный фон и основа для каждого его проекта и схемы.

Проектировщик должен быть хорошо знаком с природой, со всеми ее деталями, силами и формами, чтобы суметь установить природные характеристики, ограничения и наиболее полные проектные возможности любого большого пространства земли, локального строительного участка или целой зоны ландшафта. При такой осведомленности его проектирование сможет достигнуть сознательного и гармоничного развития.

Человек, долгие годы, изгоняя природу из городов под предлогом необходимости развития производства и транспорта, не задумывался над тем, что наступит момент, когда ему придется возвращать ее, чтобы просто выжить.

На сегодняшний день, заказчики в большей степени пытаются воздействовать на архитектора так, что бы он из участка сделал максимально прибыльный объект, иногда забывая о том, что людям необходимо воздействие с природой. При застройке района во главе становится принцип «заселить как можно больше людей». Забывается главное – нужно воздействовать с окружающей средой, а не уничтожать ее.

Город состоит и различных структур, каждая из которых нуждается в особом подходе при проектировании и применении природных ресурсов. Рассмотрим некоторые из них.

Площади.

Пространство утраченных возможностей - так, наверное, можно назвать наши городские площади и набережные, где человеку сегодня стало неуютно и тесно. А между тем, именно с ними он связывал немалые надежды на свободу передвижения и выбора места отдыха без опасения натолкнуться на автомобиль.

Из всех общественных городских пространств, предназначенных для создания комфортной среды обитания человека, площади обладали и сегодня обладают максимальными возможностями. Они не случайно проектировались в местах, где оживленные людские потоки двигались в сторону расположенных вокруг зданий или созда­вали бурлящие оазисы под открытым небом. Погружаясь в живую атмосферу городской площади, человек, даже просто сидя на скамейке под деревьями и наблюдая за происходящим вокруг, ощущал полноту жизни и чувствовал себя в центре событий. Так было.

А как стало? Что изменилось и каким ресурсом мы располагаем сегодня для превращения главных городских общественных пространств в места, где человек мог бы отдохнуть и получить заряд положитель­ных эмоций?

Городская площадь - это часть имиджа города и одновременно инди­катор культурного уровня его населения.

На рубеже тысячелетий автомобильная зависимость привела к тому, что привычная жизнь площадей стала уходить в прошлое. Пядь за пядью теряя некогда привлекательное для движения и живого общения пространство, человек перестал ждать от него комфорта и разнообразия. Скорее всего, дело не только в автомобиле.

Конечно, довольно часто гораздо удобнее передвигаться по городу на собственном транспорте (по делам или ради посещения мест досуга). Но обязательно ли парковаться на площади? Нет ли вариантов, которые оставят это пространство людям? Царящее у нас представление о любом открытом участке как о доходном месте, которое можно застроить или превратить в парковку, не может привести к решению проблемы.

В сложившейся ситуации, чтобы восстановить прежние приоритеты и вернуть человеку утраченное пространство, необходимо наполнить площади природой и одновременно открыть многоэтажные и подземные парковки для автомобилей. А тем, кому по роду профессиональной деятельности поручено заниматься этими вопросами, впору прислушаться к аргументам в пользу альтернативных решений.

Не всегда, но довольно часто ресурсом для освобождения значительных участков земли на площадях становятся обустроенные подземные паркинги. (Рис. 1)

Рис. 1. Подземные паркинги

Подобные сооружения возможны и в старой части города, если грамотно решаются вопросы перемещения инженерных комму­никаций. Реконструкция подземного пространства позволяет создать на поверхности земли среду, в которой человек не испытывает дискомфорта от наличия стоящих вокруг машин.

Безусловным преимуществом такого варианта становится озелене­ние крыш подземных парковок и превращение их в сады и скверы. В этом случае человек непринужденно и безопасно может отдыхатьв окружении возвращенной природы и исторических зданий.

Улицы.

Задумываясь над проблемами современного города, чаще всего мы представляем наиболее характерную и привычную картину наших улиц, где места для людей или уже не осталось, или очень скоро не останется. Процесс вытеснения человека автомобилем из городского пространство приобрел настолько болезненные масштабы, что, находясь на улице, мы начинаем испытывать дискомфорт.

Человек вынужден использовать улицу такой, какой ее построили, передвигаясь туда, где он хотел бы отдыхать или работать, общаться со знакомыми и делать покупки.

И ему небезразлично, что она может предложить и что на ней происходит. Создать на улице полноценные условия для пребывания современного человека означает, как ни странно, вложить в ее организацию и душу, и интеллект.

Наспех асфальтированные, покрытые унылой бетонной плиткой уличные поверхности с эпизодическим озеленением в виде рядов деревьев и монотонной вереницей припаркованных где попало автомобилей никак не подтверждают того, что над организацией пространства кто-то успел подумать и попытаться «согреть» душу человека, находя­щегося вне дома.

Наблюдая за поведением людей в городе, можно достаточно легко определить, какие пространства дают возможность человеку чувст­вовать себя комфортно в уличном окружении и даже получать удовольствие.

Как правило, это бывает там, где есть радующие глаз краски природы или когда между человеком и транспортом специально создан хоть и очень «прозрачный» природный экран из живых растений. (Рис.2)

Рис. 2. Прозрачный зеленый экран

Дома.

Однотипные дома заполняют город и улицы. Чаще всего это многоэтажки, которые ничем не отличаются от своего характерного «соседа». В них нет уютного внутреннего дворика, яркой детской площадки, зеленой зоны, но зато есть места под парковку автомобилей. Такое направление в развитии жилищного проектирования должно исчезнуть из нашего понимания.

Никос Салингарос (математик и теоретик архитектуры) при своем опыте дал напутствие для решения глобальных проблем рядовой застройки: «Мы знаем такую математику, которая позволила бы строить очень человечные дома. И их можно строить миллионы и для миллионов. Они не обязательно должны быть нездоровые и бесчеловечные. Люди, которые строят дома на окраинах Петербурга, используют советский стиль блочный домов и нацистский стиль блочных домов из 1920-х годов. Они используют математическую модель, которая провалилась, люди никогда не чувствовали себя хорошо в этих блочных домах. Мы знаем, как за те же деньги построить дома с другой совсем геометрией, но большие строительные компании продолжают делать то, что они делают, даже понимая, что это плохо. [4] (Рис. 3)

Рис. 3. Зарисовка Никос Салингароса

Для того, чтобы понять, что же нужно человеку в его жизни, как не убить то, что уже существует на этом месте, нужно использовать топографию места, создавать связи, правильно использовать ограничения, использовать типологию зданий, как это делалось в прошлом — и тогда можно создавать очень человечную среду. Анализ места под застройку продолжается на протяжении многого времени и изменяется довольно часто, потому что появляются новые вопросы: как включить в архитектуру общественные пространства, как удачно использовать естественный свет, сколько этажей нужно, как создавать зеленые зоны, сажать деревья — их должно быть немного, но они должны быть правильно расположены.

«Нельзя просто поместить что-то новое в определенное место. Нужно проанализировать то, что видишь вокруг, что существует на земле, и затем использовать эти знания наряду с современными взглядами, чтобы выразить что-то свое» [3, стр 52]. Новый объект должен растворяться в среде, почти не нарушая ее первобытное состояние.

При современных реалиях, мечты проектировщиков о внутреннем озеленении дворов становятся лишь мечтой. Причина этого – стоимость земли. Особо не разгуляешься, если участок маленький, на который поместится только высотный дом при своих габаритах. В прошлом веке на такую проблему нашли ответ.

Примерно в 1931-1938 гг. профессор университета Urbana-Champaign Стэнли Харт Уайт занимался разработкой нового типа сада, призванного разрешить проблемы ландшафтно-паркового дизайна. В 1938 году он получил первый в мире патент на вертикальную фитостену. (Рис. 4)

Рис. 4. Вертикальная фитостена

В тексте патента был отмечен новый метод получения архитектурной структуры любой формы, высоты и размера, покрытой растительностью.

В одну ногу с вертикальным озеленением в тенденции проникают «зеленые кровли», которые могут возмещать ущерб занятой приземной территории. (Рис. 5)

«Зелёные крыши» были разработаны в Германии тридцать лет назад. Но только в последние годы началось массовое использование и строительство «зелёных крыш» в Европейских странах и США. Следует различать сады на крышах, где все растения находятся в обыкновенных цветочных горшках и кадках, а настоящая «зелёная крыша» - это в современной архитектуре специальный метод озеленения.

Рис. 5. «Зеленая кровля»

«Зеленая кровля» помогает уменьшить поток пыли, то есть растения могут удерживать и фильтровать пыль и испарения около здания. Понижает жару в городе – растения принимают весь поток солнечных лучей и излучения ультрафиолета на себя, помогая не нагреваться крышам и стенам домов, продлевая тем самым срок их эксплуатации, а также уменьшая количество использования кондиционеров и вентиляторов. Ведь недаром зеленые насаждения на крышах очень часто использовались жителями южных стран – чтобы спастись от жары и уберечь дома от самовозгорания. С помощью «зеленой кровли» легко можно создавать озелененные зоны для отдыха и улучшать архитектуру города.

Экологические приоритеты затронули и сами постройки жилого назначения. «Зеленые» здания как один из путей достижения экологичности среды стали в мире реальностью.

Понятно, что далеко не в каждом здании удается сделать так, чтобы или стены, или крыши были выполнены непременно из природных материалов. Но думать об этом стоит, поскольку привлекательность среды для человека от этого заметно повышается.

Комфортность, экологичность, наличие социальной инфраструктуры, технологичность, выразительность и разнообразие - все эти качества мы, скорее всего, хотели бы видеть там, где живем.

Многие наверняка зададутся вопросом: если даже стало понятно, как должно выглядеть нормальное пространство для жизни человека в городе, то как это реали­зовать? Что зависит от каждого из нас?

Прежде всего нужно научиться обращать внимание на вещи, которые раньше казались нормальными и привычными. Понимание проблем наших городов зависит от преодоления застывших представлений. Продвижение в сторону ландшафтного урбанизма требует времени и усилий, но в случае бездействия не только живущее ныне, но и следующие поколения могут остаться без полноценной среды для жизни в городе. Необходимо информировать население о том, как сегодня может выглядеть город, как должна быть обустроена городская среда.

Как итог, возникает вопрос: когда мы сможем сказать, что и у нас город начинает возвра­щаться людям, отдавая приоритет природе?

Когда, выходя на улицу, не надо будет пробираться между случайно расставленными на тротуаре автомобилями, ощущая устойчивый запах бензина, и когда появится возможность спокойно гулять по широким, озелененным улицам, останавливаясь и располагаясь в уличных кафе.

Когда свободно, не пережидая, пока проедут сотни машин, можно будет подойти к набережной и найти уютные места для отдыха у воды в окружении кустарников и деревьев.

Когда во дворе вместо плотных рядов из автомобилей появятся удоб­ные зеленые пространства и площадки с адекватным оборудованием и вечерней подсветкой для прогулок молодых мам с колясками, малень­ких ребятишек, подростков, молодежи и пенсионеров.

Когда многоэтажные дома будут окружены природой, а не парковками, и не надо будет бежать из города далеко-далеко в пригород на дачу, чтобы глотнуть свежего воздуха.

Когда благодаря наличию непрерывной природной инфраструктуры и обустроенным коммуникациям станет возможным свободное передвижение по городу на велосипеде или пешком.

Город - это люди. Создание пространств для комфортной жизни чело­века, а не состязание в застройке - кто выше и плотнее построит - составляет смысл его развития.

Для того чтобы реально изменить ситуацию, нужен социальный запрос на другое качество среды. Без этого важнейшего фактора преобра­зования никакие мечты о нормальной городской среде исполниться не смогут.

Конечно, важно иметь профессионалов, которые знают, что и как нужно менять.

Конечно, важно, чтобы люди хотели сделать свой город непохожим на каменные джунгли и вели диалог с властью, прежде всего с муниципальной, которая способна слышать население и готова реагировать на разумные предложения.

Но есть еще одно, самое важное условие - политическая воля руководства наших городов. А политическая воля зависит напрямую от первых лиц, которые, в частности, и своим примером могут показать, как можно изменить жизнь к лучшему. Так, мэры многих городов мира, периодически садясь на велосипед или общественный транспорт или предлагая разбить новые парки, инициировали необходимые преобразования в своих городах.

Главное - последовательно менять менталитет, осваивая мировой опыт, постигая его гуманные приоритеты. И момент для этого уже настал.

Для изменения обстановки в городе необходимо: 1) Заинтересованные люди, которые будут готовы идти на большее, чем просто на разговоры о продвижении своей идеи; 2) Создание такими людьми инициативной группы, которая разработает решения по поводу проблемы благоустройства города; 3) Продвижение решений политическому руководству города и настоять на их исполнении.

Не так и много нужно для того, что бы сделать город лучше и чище. Очнитесь, люди, жизнь в городе может быть намного комфортнее, если надавить на политических деятелей города. Ведь все мы в курсе, где они сидят, нужно лишь только объединиться и прийти к ним с настоятельными предложениями.

Тем не менее, нужно жить реалиями и понимать, что для обустройства города нужны средства. Необходим сбор средств среди неравнодушных граждан. При сборе определенной суммы, можно обратиться к спонсорам, которые поддержат проект на данном этапе. И далее предстоит выделение средств из бюджета города.

Не все так просто, как кажется, но изменения того стоят. Так почему бы не рискнуть и не сделать свой город лучше?

ЛИТЕРАТУРА

1. Джон Ормсби Саймондс «Ландшафт и архитектура»

2. К. Линч «Образ города». Перевод с английского канд. архит. В. Л. Глазычева. Под редакцией д-ра архит. А. В. Иконникова

3. Фуруяма Масао / Тадао Андо. Геометрия жизненного пространства / М. Фуруяма, - Tachen /Арт-родник, 2008. - 96с.

4. http://archspeech.com/article/nikos-salingaros-vy-pokoleniyami-budete-zhit-v-etih-tyur-mah

5.http://krovlia.com.ua/article/zelenaja_krovljz_novoe_napravlenie_starye_vozmozhnosti_107.html

Просмотров работы: 218