Изучив различные подходы к проблеме мотивации в освоении своей профессии Б.И. Додонова, П.В. Симонова, Е.П. Ильина и т.д., можно сделать вывод, что в современном мире нет основных, четко сформулированных критериев и понятий в области проблемы мотивации человека. Нет единого подхода в формировании мотивации.
Нам необходимо самим разобраться, как появляется и формируется мотивация в процессе учебной деятельности, и каким образом мы можем способствовать ее формированию. Для этого рассмотрим способы профессиональной мотивации студентов, и для чего это необходимо.
Чтобы разобраться в том, как и по какой системе формировать мотивацию у студентов, необходимо разобраться с самими понятиями «мотивация» и «профессиональная мотивация».
Мотивация – побуждение к действию, психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость, способность человека деятельно удовлетворить свои потребности.
В свою очередь профессиональная мотивация – это внутренняя движущая сила, которая толкает развивать себя как личность, осваивать и совершенствовать свой профессионализм. Какое значение она имеет для студента, и почему ее необходимо формировать в процессе обучения?
Во - первых, это будет стимулировать студента лучше осваивать учебную программу. Сформируется движущий интерес, за счет которого обучение будет восприниматься не обременительно, а с энтузиазмом.
Во-вторых, это позволит сформировать направленность на успех, в том числе и профессиональный. В дальнейшем замотивированные люди с большим интересом занимаются своей деятельностью, узнают все ее грани.
В - третьих. От профессиональной мотивации зависит, насколько человек будет удовлетворен своей деятельностью, ее результатами и жизнью в целом.
Следует отметить, что выделяют несколько видов мотивации:
социальная. Студент осознает социальную значимость обучения;
познавательная. Стремление к получению новых знаний, и чувство удовлетворенности от этого;
личностная. Персонализация себя, чувство самоуважения. Стремление занять авторитетную позицию.
Первых два пункта ориентированны на процесс, третий на результат, на оценку. Но нельзя утверждать, что та или иная мотивация лучше другой, так как именно в их совокупности можно достичь наиболее высоких результатов.
Выделим также факторы, которые могут способствовать снижению профессиональной мотивации:
слабый уровень обучаемости, неготовность к напряженному процессу обучения;
неверный выбор профессии, стремление поменять направление;
несоответствие ожиданий студента с реальностью, с тем, что он встретил в вузе.
В образовательных учреждениях, как правило, в основном ориентированны на получение знаний, и недостаточно уделяют внимание изучению и формированию профессиональной мотивации, в то время, когда согласно статистике низкую мотивацию имеют 27 % студентов, 54 % имеют среднюю мотивацию, и лишь 19 % - высокую.
Поэтому можно сделать вывод, что обучение в вузе нельзя рассматривать только как источник получения знаний, это многогранная система, где должны учитываться очень многие факторы, в контексте нашей проблемы – формирование профессиональной мотивации
Изучив проблему, можно предположить, что эффективными могут оказаться следующие меры:
сформировать устойчивую взаимосвязь между образовательным процессом и будущей профессиональной деятельностью;
формировать мотивацию, учитывая психологические особенности студента;
включить в образовательный процесс тренинги, курсы, семинары, связанные с будущей профессией, которые дают возможность увидеть перспективу развития себя в профессии, перспективу личностного и материально роста;
сотрудничать с перспективными работодателями, которые заинтересованы в профессионально мотивированных сотрудниках. Благодаря этому студент будет сразу видеть возможности, которые могут его ожидать, при мотивированном освоении будущей профессии.
Все эти меры должны благотворно сказаться на процессе обучения студента.
Список литературы:
Диагностика мотивационно-ценностной сферы в профессиональном самоопределении: Психологический практикум ШГПИ. Автор- соискатель: кандидат психологических наук Ю.Е. Иванова. Шадринск 2003.- 60с.
2. Бакшаева Н. А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов.- 2006, 368с.