ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Голядкина М.В. 1, Яковлева Л.А. 1
1ФГБОУ ВО МГТУ им.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Речевое развитие – важная составляющая всестороннего формирования личности ребенка дошкольного возраста, так как основной целью является овладение речью как средством общения. Владение родным языком предполагает всестороннее развитие ребенка в социальном, интеллектуальном, эмоционально-волевом, нравственно-эстетическом плане.

В дошкольных образовательных организациях (ДОО) в содержании образовательной области «речевое развитие» можно выделить основные направления: обогащение словаря, воспитание произносительной стороны речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, знакомство с художественной литературой, а также подготовка к обучению грамоте. Все вышеперечисленные направления тесно взаимосвязаны и необходимы для овладения родным языком.

Мы остановимся и раскроем одно направление – формирование грамматической стороны речи. По-нашему мнению, данная речевая категория является наиболее сложной, для овладения дошкольниками, так как в русском языке существует большое разнообразие грамматических форм, а также исключений из правил.

Для начала, раскроем термин «грамматика». В словаре С. И. Ожегова дается следующее толкование: «формальный строй языка (словообразование, морфология, синтаксис), образующий вместе с фонетикой и лексикой его целостную систему; наука об этом строе; книга, описывающая этот строй» [4].

На наш взгляд, А. М. Бородич в доступной для понимания форме преподносит термин «грамматика»: «во-первых, грамматический строй языка; во-вторых, наука, свод правил об изменении слов и их словосочетаний в предложении» [2, с 129].

М. М. Алексеева, Б. И. Яшина определяют, что грамматика - это наука о строе языка, его законах [1].

Грамматический строй речи представляет собой единую систему, объединяющую несколько подсистем: морфологию, синтаксис, словообразование. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова. Синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок слов. Словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова или других слов, с помощью средств, присущих языку.

Многие научные исследования посвящены изучению путей формирования грамматического строя речи детей. А. Н. Гвоздьевым в работе «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка» подробно описаны все компоненты грамматики: морфология, синтаксис, словообразование. Данный автор выделяет основные этапы овладения ребенком грамматической структуры родного языка: первый этап – однословные и двухсловные предложения (с 1г 3мес.); второй этап – формирование разных форм для выражения синтаксических отношений (с 1г.10 мес. до 3 лет); третий этап – усвоение морфологической структуры языка, оформление грамматических категорий (с 3 до 7 лет) [4].

Так же рассматривали проблему усвоения грамматического строя детьми, следующие исследователи: А. М. Шахнарович, Н. И. Лепская, С. Н. Цейтлин, Ф. А. Сохин, Д. Слобин и другие.

Охарактеризуем основные этапы развития грамматического строя речи [1].

Освоение детьми элементов морфологии как подсистемы грамматического строя родного языка начинается довольно рано. Раньше всего ребенок усваивает существительное в единственном и множественном числе в 1г.10мес., а также уменьшительные существительные («стол-столик»). В этом возрасте дети используют повелительную форму глагола. Сложнее дети усваивают падежные формы, времена и лица глаголов. Позднее в 2г.10мес. в речи появляются условные предложения. Исключительно сложным понятием, для овладения детьми, является категория рода. К 3м годам дошкольники осваивают наиболее типичные окончания таких категорий как: число, падеж, род и время, но допускают ошибки в сложных случаях употребления слов. На 5м году жизни наблюдается употребление правильных грамматических форм, наряду с большим количеством морфологических ошибок. Это связано с расширением общения и усложнением структуры речи. Дети этого возраста продолжают усваивать единственное и множественное число, а также падежи имени существительного, согласование существительных с прилагательными, использование разных форм глагола, употребление предлогов. К шести годам дети понимают основные закономерности согласования в роде, числе и падеже. В единичных, нетипичных формах старшие дошкольники испытывают затруднения, поэтому продолжается совершенствование грамматического строя речи.

Рассматривая синтаксис, можно отметить, что в 1г.3мес. появляются первые «слова-предложения». Ребенок словом обозначает людей, предметы действия при этом активно использует жесты, мимику. С 1г.8мес до 1г.10мес. уже появляются двухсловные предложения (простые неполные). К 2м годам – трех, четырехсловные предложения. Этот период является началом овладения простого распространенного предложения. В 1г.9мес. появляется предложение с однородными членами. В это же время возникают первые сложные бессоюзные предложения. Дети начиная с 2х лет, могут использовать в своей речи сложные предложения с союзами. Дети четвертого года жизни в повседневном общении редко употребляют сложные предложения. В случае использования сложных предложений, применяются сочинительные союзы или однородные члены предложений. («Мы с бабушкой остались дома, а они уехали по делам»). На пятом году жизни дошкольники используют придаточные времени, места, причины. («Он не ходил на работу, потому что у нас был выходной»). В пятилетнем возрасте дети могут пользоваться противительными союзами. («Она бросила иголку, а не воткнула»). Но также старшие дошкольники допускают ошибки в своей речи. Чаще всего ошибки связаны с нарушением порядка слов в предложении, например, ребенок ставит на первое место наиболее важное, с его точки зрения, слово («Куклу мама принесла?»). Иногда наблюдается неверное оформление союзной связи («Я надела теплую шубу, почему что на улице холодно»).

Усвоение способов словообразования происходит постепенно. Сначала происходит накопление словарного запаса. Интенсивное освоение способов словообразования происходит в возрасте от 3,5 лет до 6лет. В этот период характеризуется формированием представлений о нормах и правилах словообразования, а также детским словотворчеством. К концу дошкольного возраста словообразование приближается к норме, в связи со снижением словотворчества.

М. М Алексеева, Б. И Яшина и другие исследователи в своих научных трудах, выделяют основные психолого-педагогические условия необходимые для формирования грамматического строя для детей дошкольного возраста [1].

Создание благоприятной языковой среды – одно из условий грамотной речи детей. Необходимо осознавать, что речь окружающих может оказывать не только положительное, но и отрицательное влияние. Ребенок, подражая, заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом.

Повышение речевой культуры взрослых. Особенно важен пример культурной грамотной речи воспитателя и других сотрудников детского сада, а также повышение культуры речи родителей.

Обучение детей трудным грамматическим формам. Формирование грамматически правильной речи осуществляется на специальных занятиях по речевому развитию в детском саду и в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.

Формирование грамматических навыков в практике речевого общения. В детском саду ребенок общается с воспитателем и другими детьми во время игр, прогулок, в ходе режимных моментов, например, во время принятия пищи и т.д. В естественной обстановке, дети незаметно для себя упражняются в употребление правильных грамматических форм.

Исправление грамматических ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, то есть различать как надо говорить правильно. Неисправленная ошибка – подкрепление неверных речевых образцов.

Для качественного практического овладения детьми грамматического строя родного языка, педагогу следует соблюдать определенные психолого-педагогические условия необходимые для развития речи дошкольников.

Литература:

  1. Алексеева, М. М, Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

  2. Бородич, А. М. Методика развития речи – М.:Просвещение, 1981.- 256 с.

  3. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007. -472 с.

  4. Ожегов, С. И. Толковый словарь [Электронный ресурс]: Режим доступа http://www.ozhegov.org

Просмотров работы: 503