Становление новой военной доктрины и существенное сокращение численности армии, негативное влияние на боеспособность вооруженных сил нестабильности общественно-государственных и политических ценностей требуют адекватных компенсирующих усилий по поддержанию высокой эффективности боевой деятельности личного состава. Совершенствование индивидуальной воспитательной работы с каждым воином, разработка путей повышения эффективности морально-политической, боевой и психологической подготовки, укрепление воинской дисциплины невозможны без серьезной работы по адаптации молодых солдат к условиям прохождения воинской службы. Самым важным периодом в военной службе является адаптационный период, в котором происходит перестройка внутреннего мира личности, приспособление его жизни и быта к требованиям воинской среды. От того, насколько успешно пройдет этот период, будет зависеть и дальнейшее протекание службы. Особым моментом в этот период является то, как личность выстраивает взаимоотношения с окружающими, как ведет себя в конфликтных ситуациях, как отстаивает свое достоинство, свое «Я», какие механизмы психологической защиты использует.
В настоящее время, большинство призывников не соответствуют высоким критериям физического, психического и социального развития, позволяющих безболезненно адаптироваться в новых условиях. В связи с этим на офицера подразделения возлагается задача поиска оптимальных путей осуществления процесса адаптации с учетом исходных качеств и возможностей личности и путей развития этих качеств в соответствии с нормой. Поэтому, выбранную тему можно считать актуальной и значимой.
Актуальность данной темы, на современном этапе, обуславливается:
- широкомасштабным и кардинальным реформированием ВС РФ;
- массовым сокращением офицерского состава и ряда должностей, в том числе и самой важной должности в этой проблеме - заместителя командира роты по воспитательной работе;
- замена данных должностей сержантским составом, не готовым к решению сложных вопросов социальной адаптации.
Проблема данной темы: это успех процесса адаптации военнослужащих в подразделении достижим в случае компетентной психолого-педагогической и организационной работы командиров воинских подразделений.
Цель: исследовать закономерности протекания процесса адаптации военнослужащих в современных условиях.
Сущность и содержание адаптации военнослужащего в подразделении к условиям службы.
Адаптация (от латинского «приспособлять») - приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом.
Понятие адаптации возникло в 19 веке и использовалось главным образом в биологии. Затем это понятие стали применять к различным сторонам жизнедеятельности организмов, к личности человека и даже коллективному поведению. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря адаптации создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушений ее регуляции.
Адаптация связана с перестройкой функционирования тех или иных органов, механизмов, с выработкой новых навыков, привычек, качеств, что приводит в соответствие организм, личность со средой. Регуляторами адаптации человека выступают мотивы, мышление, воля, способности, знания, опыт. В процессе адаптации не столько приобретаются новые свойства, качества, сколько перестраиваются уже имеющиеся, а сохранение эффективности деятельности происходит главным образом благодаря готовности, привыканию к новым условиям и их освоению.
Адаптация выражается не только в приспособлении организма к новым условиям, но главным образом в выработке фиксированных способов поведения, позволяющих справляться с трудностями.
В зависимости от того, в каких условиях и на основании каких механизмов осуществляется приспособление к среде, выделяют различные виды адаптации:
-физиологическую-взаимодействие различных систем организма;
- биологическая-изменение в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению воздействий;
-психологическую-приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний, например повышение чувствительности глаз в темноте;
-социально-психологическую -приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе.
Эти виды адаптации могут взаимодействовать и проявляться одновременно. Процесс адаптации к новой обстановке ускоряется, если человек предварительно ознакомлен с возможными ситуациями предстоящей деятельности, получил знания и сведения, необходимые для правильной ориентировки. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением, приводить в равновесие внутреннее состояние с требованиями среды, вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни.
Актуальность проблемы адаптации обусловила активный и плодотворный поиск ее сущности, содержания, особенностей и путей эффективного влияния на нее в интересах подготовки солдат для специфической, войсковой деятельности. Но вместе с тем, естественно, привела к появлению многочисленных попыток дать определение термину « адаптация».
В ходе адаптации военнослужащих происходит перестройка их психологических свойств и качеств в соответствии с требованиями, предъявляемыми новой деятельностью (службой в Вооруженных Силах). «В процессе адаптации личности… не столько приобретаются новые свойства, качества, сколько перестраиваются уже имеющиеся». Перестройке подвергается мотивационный комплекс, сложившаяся в прошлом система навыков, умений и привычек, ориентационная основа осуществления деятельности и поведения.
Перестройка мотивационного комплекса ведет к усилению или формированию у солдат профессиональных интересов, склонностей, идеалов, убеждений, появлению новых перспектив и жизненных целей. Значительным изменениям подвергаются их навыки, умения и привычки. Те из них, которые отвечают требования поведения в воинских коллективах, развиваются, не отвечающие - ослабевают и исчезают. Активно формируются и отсутствующие, но необходимые для деятельности способы и приемы ее осуществления.
Воинские коллективы, в которые вливается молодое пополнение, имеют общие и отличительные черты, как по отношению к иным коллективам (школьным, учебным, производственным и т.д.), так и друг к другу. Они имеют свои специфические особенности, обуславливающие особенности социально-психологической адаптации молодых солдат к воинской службе: особая общественная значимость целей и задач воинской деятельности, выполнение которых связано с высокой ответственностью и опасностью для жизни; четкая, уставная, правовая регламентация всех сторон воинской жизни и деятельности, а это строгая субординация взаимоотношений, воинская дисциплина, внутренний порядок и т.п.; относительная обособленность воинских коллективов, обусловленная спецификой их деятельности; особенности полового, возрастного, национального состава подразделений и другие.
Воинские коллективы отличаются друг от друга военно-профессиональными особенностями содержания и организации воинской деятельности, типами внутриколлективного общения в зависимости от формы организации воинского труда: совместно-взаимодействующей, совместно-индивидуальной или совместно-последовательной, качественными характеристиками: уровнем нравственной зрелости, сплоченности, слаженности, состоянием дисциплины, морально-психологическим климатом, достижениями и результатами деятельности.
Расширяются и углубляются представления молодых солдат о поведении в новых условиях. Появляющиеся в результате этой перестройки поведения, появляются психологические новообразования, которые позволяют солдатам все с большей оптимальностью осуществлять учебную, служебную и общественную деятельность в условиях прохождения службы. А это в свою очередь свидетельствует о росте их адаптированности в воинских коллективах. Основными психологическими механизмами такой перестройки являются: самоубеждение, самовнушение, самопоощрение, подражание, самопринуждение, самоутверждение и другие. С их помощью личность осуществляет сознательную саморегуляцию своей деятельности в соответствии с ее новыми видами и условиями. Все эти механизмы взаимосвязаны и взаимодействуют, определяя психологическое содержание, формы деятельности и поведения человека в новых условиях деятельности.
Такой подход к сущности адаптации и механизмов ее осуществления позволяет считать, что адаптация является элементом социализации человека. Ведь «под социализацией понимается сложный многоуровневый процесс формирования основных личностных качеств индивида, необходимых ему для жизнедеятельности в обществе», а также усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Освоение человеком новых видов деятельности и поведения в процессе его социализации с необходимостью предполагает и адаптацию к ним.
Большое внимание в психологической литературе уделяется классификации видов адаптации по различным основаниям. В источниках выделяются ее виды как: биологическая, физиологическая, психофизиологическая, психологическая, социально-психологическая, социальная, биосоциальная и другие.
Исходя из видов деятельности солдат, в качестве основных видов их адаптации можно выделить: адаптацию к учебной деятельности (дидактическую), военно-функциональную (профессионально-боевую), адаптацию к служебной деятельности (служебно-функциональную), адаптацию к общественной деятельности в коллективе (общественную), адаптацию к условиям быта воинского коллектива (повседневно-бытовую).
Одним из важнейших интеграционных социально-психологических процессов, влияющих на сплоченность коллектива, является социально-психологическая адаптация солдат. От того, насколько быстро и эффективно будет осуществлено вхождение молодого пополнения в новые для него условия воинской службы, в новый коллектив, насколько прочно будут товарищеские отношения между новичками и старослужащими воинами, зависит успешность их воинской деятельности.
При социально-психологическом подходе адаптация военнослужащих может быть определена как процесс постепенного вхождения личности в конкретные условия воинской деятельности и усвоения психологии новой микросреды (воинского коллектива).
Сущностью процесса социально-психологической адаптации молодого солдата является разрешение противоречия между сложившимися у юноши ранее установками, ценностными ориентациями, навыками и привычками деятельности, поведения и общения и необходимостью изменения их в связи с новыми требованиями, которые предъявляются к личности молодого солдата в наше трудное время. Данное противоречие разрешается в процессе ломки (изменения) старых форм и способов поведения личности и установления новых навыков, привычек, установок солдата с учетом новой ведущей деятельности - воинской деятельности. Освоение новых условий жизни и деятельности сопряжено со значительными затратами нервной энергии, повышенной возбудимостью, напряженностью, нервозностью, переживанием отрицательных эмоций, конфликтностью во взаимоотношениях.
Многое зависит от качеств личности молодого солдата, преодолевающего трудности адаптационного периода, от его характера, темперамента, направленности личности. Большое значение в процессе социально-психологической адаптации имеет направленность ценностных ориентаций молодого солдата. Если молодой солдат еще до службы в армии ставил не узкокорыстные цели, активно участвовал в общественной жизни учебного или производственного коллектива, сознавал необходимость военной службы и проявлял к ней интерес, то такой солдат быстро адаптируется к воинскому коллективу в течение первых двух или трех месяцев.
Слабое развитие или отсутствие положительных качеств, наличие отрицательных черт характера, привычек поведения у некоторой части призывной молодежи значительно снижают адаптивную способность личности, тормозят процесс социально-психологической адаптации молодого солдата с подобными характеристиками. Таким людям трудно приходится в воинских коллективах. Они вынуждены приспосабливаться к непривычным для них требованиям, которые предъявляют не только командиры, но и большинство членов воинского коллектива. В этом случае возможны также варианты адаптивного поведения лиц с негативной направленностью, как конформизм, т.е. внешнее согласие с требованиями и нормами воинского коллектива при внутреннем неприятии их, или открытый конфликт с командирами и коллективом, сопровождающийся поиском «сторонников» - тех солдат, которые могли бы поддержать, одобрить недисциплинированное поведение.
Если воинский коллектив слабый, большинство членов коллектива пассивны в решении служебных и общественных задач, командиры не знают истинного положения дел, то можно увидеть и иную картину «адаптации» солдат. Военнослужащие, более старшего периода службы, пытаются создать себе комфортные условия службы, заставляя молодых солдат выполнять свои прихоти, перекладывая на них часть своих обязанностей. Отдельные молодые воины, особенно те, у кого преобладает отрицательное отношение к службе, пытаются, в свою очередь, завоевать хорошее отношение старослужащих, беспрекословно выполняя все их требования, всячески заискивая перед ними, рассчитывая на снисхождение и защиту в начальный период службы, а впоследствии - на возможность подобного же поведения и «льготы» под конец службы.
Основная тяжесть психологического давления падает тогда на молодых солдат с положительной направленностью, не желающих мириться с несправедливым положением, а также на тех слабых как в физическом, так и в моральном отношении солдат, которые не способные постоять за себя. Такая ситуация чревата серьезными конфликтами, если вовремя не принять самые решительные меры по наведению уставного порядка. Спецификой социально-психологической адаптации является то, что она пронизывает все сферы, которые мы рассматривали выше, выступает как бы «срезом» боевой, учебно-боевой, общественной и бытовой адаптации, отражает адаптацию новичков в сфере обучения. Поэтому основными видами социально-психологической адаптации солдат к воинской службе можно назвать: адаптацию к взаимоотношениям с командирами и начальниками; адаптацию к межличностным отношениям с равными по служебному положению в сфере быта, личным отношениям.
Молодым людям, приходящим на военную службу в современную армию, процесс адаптации приходится проходить как минимум дважды: при зачислении на учебу в специальные учебные подразделения и после их окончания - при назначении в боевые подразделения для дальнейшего прохождения службы. Эти основные этапы адаптации солдат по своему содержанию и значению не являются однозначными, имеют свои особенности.
В учебных подразделениях на первый план выдвигается адаптация солдат к относительно новой для них системе взаимоотношений «подчиненный - начальник». Именно здесь происходит формирование у солдат первичных навыков и привычек общения с командирами и начальниками на военном языке, беспрекословного выполнения их требований, приказов и распоряжений, уважительного отношения к старшим. Успех этого процесса целиком и полностью зависит от уровня подготовленности, компетентности в вопросах обучения и воспитания, знаний психологии адаптации солдат.
Установление межличностных отношений между солдатами обеспечено равным положением их в коллективе учебного подразделения, общим для всех статусом молодого бойца. Гораздо сложнее и, как правило, с большими трудностями адаптируются молодые воины после окончания учебных подразделений в коллективах боевых рот и подразделений, что объясняется особенностями внутриколлективной структуры данных подразделений, наличием в ней различных категорий военнослужащих с неодинаковым опытом службы, разделением на «молодых» и «стариков».
Вступая в армейскую жизнь, молодой человек уже имеет определенный опыт установления взаимоотношений в коллективе (в семье, школе, учебном заведении, на производстве, неформальном коллективе), систему ценностных ориентаций и установок по отношению к общественно-полезной деятельности, сформировавшийся характер. У него сложились также некоторые (не всегда адекватные) представления о службе в армии и своей роли военнослужащего. Личность с положительной направленностью ценностных ориентаций может быстрее адаптироваться в воинской микросреде, чем личность с отрицательной направленностью, так как последняя не совпадает с общей направленностью воинского коллектива. Совпадения (или несовпадение) ценностных ориентаций воинского коллектива и входящей в него личности является основой их адаптационного взаимодействия и взаимной адаптированности.
Таким образом, сущность социально-психологической адаптации личности в воинском коллективе состоит в том, что это двусторонний процесс установления официальных (служебных) и неофициальных (личных) взаимоотношений между личностью и коллективом на начальном этапе их взаимодействия, опосредованного ценностями, содержанием и организацией совместной воинской деятельности, результатом которого является, с одной стороны, адаптированность входящей в коллектив личности, а с другой стороны - принятие коллективом молодого солдата на основе взаимопонимания, согласования ценностных ориентаций нового члена и воинского коллектива.
Уровень адаптированности молодых воинов к условиям службы более объективно может быть определен по следующим признакам:
-самооценка к призыву на военную службу;
-степень удовлетворенности режимом воинской жизни;
-степень удовлетворенности характером взаимоотношений с командирами, коллективом;
-оценка своего статуса, готовности к выполнению новой роли.
Молодой воин становится полноправным членом контактного воинского коллектива, начинает жить интересами подразделения. Привыкает к разлуке с родными и близкими, устанавливает отношения с сослуживцами. Он в основном привыкает к режиму дня, к уставному воинскому порядку.Понимая важность и необходимость воинской дисциплины, молодые воины далеко не всегда подготовлены к внутреннему восприятию отдельных ее требований. Требовательность командиров, необходимость точного выполнения предписаний уставных норм поведения на первых порах тяготят некоторых молодых воинов. Чаще всего требование воинской дисциплины, строго уставного порядка осознается ими в виде трудностей, которые замедляют процесс их адаптирования. Именно эти трудности осознаются более длительно и проявляются более устойчиво в первые месяцы службы. Их наличие выступает своеобразным индикатором протекания процесса адаптации.
Одной из составляющих основ положительного или отрицательного настроя военнослужащих по прибытии в часть являются взаимоотношения с непосредственными командирами (начальниками).В большинстве воинских коллективов отмечаются здоровые уставные взаимоотношения командиров со своими подчиненными.
После прибытия на постоянное место службы, военнослужащие определенный период находятся в информационном вакууме, так как процесс адаптации в военную среду занимает практически все служебное время. В этот сложный период именно непосредственные командиры и начальники являются для вновь прибывших военнослужащих единственным источником получения достоверной информации о происходящих событиях в Вооруженных Силах, стране и за рубежом.От того, как организована воспитательная работа и проводятся мероприятия по укреплению правопорядка и воинской дисциплины в подразделении зависит количество морально-этических, социально-психологических и национальных проблем, присутствующих в военной среде.
В психологической науке сложилось два основных подхода к пониманию сущности адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Одни считают адаптацию процессом «приноравливания», «вживания», «приспособления», другие - процессом активного усвоения личностью социального опыта, овладения новыми социальными ролями. В том и другом случае имеет место односторонний подход к пониманию сущности адаптации. Приспособление является формой адаптации человека как организма. Адаптация же его как личности может протекать и в приспособительной форме, и в форме активного овладения новыми условиями и видами деятельности.
Сущность адаптации молодого солдата заключается в перестройке работы функциональных систем организма и личности в соответствии с новыми требованиями, позволяющей ему эффективно овладевать военной профессией. В процессе адаптации происходит перестройка потребностно-мотивационной сферы молодого солдата, комплекса имеющихся у него умений, навыков, привычек, расширения и углубления ориентировочной основы деятельности в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их реализации.В основе лежит ломка старых стереотипов и формирование новых, что нередко вызывает у молодых солдат напряженность, отрицательные психические состояния и эмоции, нервно-психическое утомление и т.п.Командиру подразделения необходимо учитывать данные факторы и на их основе выстраивать стойкую систему работы по адаптации молодых солдат.
Особенности адаптации военнослужащих в процессе прохождения военной службы.
Воинская служба представляет собой систему взаимосвязанных действий, осуществляемых для достижения общественно значимых целей (обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, охрана важных государственных объектов, специальных грузов, территориальная оборона государства и т.д.), основанных на реальном или потенциально возможном использовании оружия, боевой техники, психологического воздействия и других средств.
К многообразным условиям служебно-боевой деятельности должны быть отнесены следующие: опасность - осознание военнослужащим обстановки как угрожающей его здоровью и жизни; внезапность - неожиданные для военнослужащего изменения обстановки в ходе выполнения боевой задачи; неопределенность - отсутствие, недостаток или противоречивость информации о содержании и условиях выполнения боевой задачи; новизна - наличие раннее неизвестных военнослужащим элементов в условиях выполнения боевой задачи; увеличение темпа действий - сокращение времени на выполнение действий; дефицит времени - условия, в которых успешное выполнение задачи невозможно простым увеличением темпа действий, необходимо изменение содержания структуры деятельности.
Особый интерес к проблеме адаптации военнослужащих к условиям службы вытекает из специфики и высокой социальной значимости деятельности людей по защите государственных интересов и безопасности страны. Именно поэтому эта деятельность до сих пор привлекает особое внимание исследователей различных научных направлений (медиков, психологов, философов). Основные направления исследований по данной проблеме лежат в области физиологии, медицины и психологии.
Начальный (подготовительный) этап военной службы начинается с момента приписки юноши к военному комиссариату.Содержание этого этапа, с точки зрения адаптации, носит в основном познавательный характер. Его цель состоит в накоплении человеком определенного информационного запаса о среде его предстоящего обитания и условиях предстоящей деятельности. Тем самым происходит формирование информационного поля, которое играет большую роль в формировании адаптивного поведения личности.
Далее, начиная с момента получения повестки из военкомата и вплоть до прибытия в конкретную часть, происходит нарастание эмоциональных переживаний, которые формируют состояние психического напряжения.
Следующий этап служебно-боевой деятельности начинается с первых минут пребывания юноши в условиях конкретной части, когда он непосредственно начинает испытывать на себе влияние факторов изменившихся условий существования. На данном этапе службы молодым военнослужащим предстоит адаптироваться к воинской среде, новым требованиям и условиям службы по призыву, освоить воинскую специальность. Временной диапазон (как правило, 4 - 6 месяцев), в ходе которого происходит адаптация к этим условиям, составляет этап первичной адаптации.
Содержание этого этапа, с точки зрения адаптации, состоит в формировании нового мировоззрения (общественно-политическая адаптация); приобретении военно-технических знаний и умений, овладении воинской специальностью, приспособлении к условиям технического обслуживания (военно-техническая адаптация); изучении личного оружия, формировании навыков стрельбы и вооруженной борьбы с противником (учебно-боевая адаптация); включении в конкретный воинский коллектив, установлении отношений с командирами, старшими и равными по должности (социальная адаптация).
Этап острых психических реакций входа (первичная дезадаптация) является стадией адаптационного процесса, на которой личность начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов измененных условий существования.
Призыв и прохождение военной службы «является мощным психоэмоциональным фактором», воздействующим на психику и заставляющим приспосабливаться индивида к новым условиям жизни и быта. Военная служба представляет собой важный, но трудный (часто - экстремальный) этап развития личности. Преобладающее большинство военнослужащих сразу начинают испытывать субъективный дискомфорт, эмоциональное угнетение или напряжение, проявляют признаки повышенной тревожности, некоторой заторможенности. Субъективное неблагополучие отражает происходящие в организме в экстремальных ситуациях изменения.
Организм военнослужащих подвергается воздействию комплекса факторов, нередко значительно снижающих уровень работоспособности. При наличии акцентуации характера, эмоционально-волевой или нервно-психической неустойчивости, неразвитости способности к саморегуляции психофизиологических состояний, воздействие стрессогенных факторов может привести к срыву регуляторных механизмов, дезадаптации поведения и деятельности военнослужащего. Происходит перестройка деятельности сердечно-сосудистой системы, изменение артериального давления, частоты сердцебиения. Именно в этот период, как отмечают исследователи, увеличивается количество заболеваний различной природы среди молодого пополнения.
Определяя психогенное влияние условий военной службы как фрустрирующее, можно отметить, что дезадаптация к данным условиям выражается в нервно-психической неустойчивости. Нервно-психическая неустойчивость у военнослужащих понимается как неспособность индивида сохранять психическую работоспособность, адекватный выполняемой деятельности уровень нервно-эмоционального напряжения, стабильность психических функций при действии эмоциогенных, стрессирующих воздействий. Подавляющая часть нервно-психических расстройств у молодых военнослужащих носит адаптационный характер, то есть обусловлена трудностью их адаптации к новым условиям жизни и деятельности, характерным для военной службы.
Таким образом, новые условия жизни, обусловленные переходом солдат на военную службу, изменение коллектива, режима жизни (труда и отдыха), увеличенный объем нагрузок предъявляют к организму человека, его адаптивным возможностям повышенные требования. При этом следует учитывать то обстоятельство, что военнослужащие - это специфическая категория, суть которой состоит в том, что это в основном практически здоровые молодые люди. В результате функциональные резервы и адаптационные возможности снижаются, что существенно влияет на эффективность выполнения служебных обязанностей и ведет к возникновению психосоматических заболеваний.
Основой такого процесса является особое состояние функционального напряжения, приводящее к изменению нервной и эндокринной регуляции, уменьшению энергетических резервов и неблагоприятным метаболическим сдвигам, нарушающее деятельность физиологических систем и в итоге - снижение неспецифической резистентности организма.
В настоящее время в военной медицине широкое распространение получила концепция «профессионального здоровья», ориентированная не столько на установление диагноза заболевания в процессе профессиональной деятельности, сколько на его предупреждение. Под профессиональным здоровьем понимается процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и социального благополучия, обеспечивающий высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную продолжительность жизни. Состояние профессионального здоровья должно оцениваться на основе системного подхода, объединяющего три основных направления: оценку физического и психического статуса, функциональных резервов индивида и адекватности функционального состояния организма. При этом основным медико-биологическим параметром, обеспечивающим целостность системы взглядов на концепцию профессионального здоровья, является профессиональное долголетие.
Методика работы должностных лиц подразделения по созданию условий для адаптации военнослужащих.
Подготовка к приему молодого пополнения начинается задолго до того, как призывник переступит контрольно-пропускной пункт воинской части. Накануне поступления нового пополнения командирам и их помощникам по работе с личным составом рекомендуется организовать и провести:
- с солдатами старших периодов военной службы разъяснительную работу о сущности и значении войскового товарищества и дружбы, об оказании помощи молодому пополнению в адаптации к службе;
- с сержантами (старшинами) - занятия по изучению методики работы с молодым пополнением;
- с офицерами - занятия по методике изучения молодого пополнения и недопущению в подразделениях случаев неуставных взаимоотношений.
В системе воспитательных мер в этот период предусматривается:
- подготовка информационного материала о виде Вооруженных Сил, военном округе, объединении, соединении и воинской части, подразделении в котором предстоит проходить службу молодому пополнению;
- разработка памяток и рекомендаций молодым воинам, практические советы по активному вхождению в ритм армейской жизни и службы;
- ознакомление с учетными картами, личными делами, объективными листами изучения и др. документами;
- проведение индивидуальных бесед с молодыми воинами, формирование общего мнения о личных качествах призванного молодого пополнения;
- выявление лиц, от которых можно ожидать отклонений в поведении, совершения ими различного рода проступков;
- отработка вариантов профилактических и иных действий на случаи возникновения каких-либо конфликтных ситуаций.
Процесс формирования позитивного отношения молодых солдат к службе и дисциплине в немалой степени зависит от того, как организованы первые дни их пребывания в воинской части, первое знакомство.
Прибывая в воинскую часть, молодой воин проявляет ко всему повышенный интерес, любознательность. Он буквально «фотографирует», впитывает все, что видит и слышит. Весьма важны первые впечатления о казарме, уставном порядке, боевой технике и оружии, о командирах, обо всем том, с чем встречается молодой воин в эти дни.
Складывающиеся в первоначальный период службы отношения воинов к различным сторонам армейской жизни прямо связаны с их адаптацией. В данный период целесообразно провести следующие мероприятия:
- для работы с молодым пополнением выделить наиболее подготовленных и способных офицеров, прапорщиков, сержантов, имеющих практический опыт обучения и воспитания подчиненных;
- с должностными лицами, привлекаемыми к приему и изучению пополнения провести комплекс подготовительных мероприятий: учебно-методические сборы, семинары, показательные занятия, инструктажи, зачеты. Здесь важное значение имеет использование положительного опыта работы с молодым пополнением в предыдущие периоды.
- задачи, связанные с прибытием в подразделение молодого пополнения, необходимо обсудить на совещаниях руководящего состава;
- помещение, где будет размещаться молодое пополнение, оформить в строгом соответствии с требованиями Устава внутренней службы.
Действующие ныне руководящие документы Министерства обороны РФ возлагают на командира части обязанности по организации приема молодого пополнения в торжественной обстановке. В соответствии с этим в большинстве воинских частей сложился и действует следующий порядок.Прибывшее молодое пополнение обычно встречают лично командир части и его заместители. Для придания мероприятию большей торжественности привлекается военный оркестр. Красочно оформляется клуб части и территория военного городка. Вывешиваются транспаранты с приветствиями, обращенными к молодому пополнению.По прибытию пополнения проводится митинг. В подобных митингах обычно принимают участие представители местной власти, родительской общественности, религиозных объединений, офицеры и ветераны воинской части, один-два военнослужащих старших периодов службы.По окончании митинга молодое пополнение проходит торжественным маршем перед трибуной и направляется в отведенную для него казарму для обустройства.В последующие дни командир лично или через своих заместителей, офицеров штаба и воспитательных структур контролирует проведение с молодым пополнением санитарной обработки, медицинского обследования и социально-психологического изучения, выдачу и подгонку обмундирования и обуви, организацию и проведение занятий по совершенствованию военной подготовки, полученной до призыва на военную службу.Период проведения начальной военной подготовки молодого пополнения - это психологически переломный этап в жизни молодого воина. В это время резко изменяются условия его жизни, характер деятельности, непосредственное окружение, система взаимоотношений, его правовое положение, статус в воинском коллективе.
Перестройка динамических стереотипов обычно сопровождается повышенной нервно-психической напряженностью, эмоциональной возбудимостью, проявляется в нервозности, скованности, излишней суете при выполнении простых, обыденных действий.
Основная задача заключается в обеспечении эффективной адаптации молодых воинов к армейским условиям жизни и деятельности. В этот период в воспитательной работе с молодыми солдатами предусматривается:
- активное формирование у них первичных установок и навыков военной службы, осознанного выполнения воинского долга, уставных требований, организованности, исполнительности, дисциплинированности, уважительного отношения к командирам и начальникам;
- ознакомление с историей части, ее традициями, различными воинскими специальностями;
- изучение в системе общественно-государственной подготовки установочных учебных тем, доведение им общих положений о военной службе, воинских законах и уставах, о нормах и правилах взаимоотношений в воинском коллективе, о роли и значении дружбы и войскового товарищества;
- разъяснение молодым воинам требований военной присяги и уставов, сути и содержания героизма и мужества, верности Боевому знамени части;
- проявление постоянной заботы о молодых солдатах, обеспечение обстановки доброжелательности и внимания к ним, четкой организации работы всех довольствующих служб воинской части;
- непрерывное изучение морально-психологических и деловых качеств молодых солдат, проведение индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими, отличающимися замкнутостью, имеющими отклонения в психике и поведении, ставшими объектом шуток и насмешек, остро испытывающими тоску по дому;
- организация изучения и разъяснения положений общевоинских уставов, проведение бесед и информирований на темы патриотического, воинского, правового, нравственного воспитания. Доведение до молодых воинов мер ответственности за дисциплинарные проступки и воинские преступления, разъяснение порядка поведения в случаях посягательств со стороны недисциплинированных воинов;
- решительное пресечение любых попыток солдат и сержантов старшего призыва оказать психологическое воздействие на молодых солдат оскорблением их достоинства, грубостью, сквернословием, материальным ущемлением и т.д.;
- подготовка и проведение торжественного принятия молодыми солдатами военной присяги, приглашение на это мероприятие их родных и близких.
Строгое соблюдение условий воинской службы и быта, единая постоянная высокая требовательность и контроль со стороны командиров и начальников, систематичность упражнений постепенно втягивают молодых солдат в режим и уставной порядок и в тоже время выступают как весьма важные факторы формирования морально-психологических качеств. Благодаря воздействию этих факторов происходит быстрое накопление опыта, необходимых умений и привычек воинского поведения.Формирование привычек воинского поведения - одна из важнейших целей воспитательной работы в начальный период службы.
С прибытием в подразделение молодых солдат в воспитательной работе основные усилия направляются на активный их ввод в строй согласно штатно-должностного предназначения. Им доводятся ближайшие и перспективные задачи подразделения и части. Обращается внимание на исключение неуставных взаимоотношений со стороны военнослужащих старших сроков призыва.
Большое воспитательное значение имеет торжественное вручение оружия и передача боевой техники. Этот ритуал предполагает воспитание у военнослужащих любви к вверенному вооружению и военной технике, веры в их эффективность и надежность.С этой целью, еще до торжественного ритуала проводятся занятия по изучению их тактико-технических характеристик, возможностей, демонстрация техники и вооружения, встречи с мастерами военного дела и другие мероприятия.
Встречаясь с необходимостью овладеть сложной военной специальностью, отдельные воины на первых порах могут проявлять неуверенность в успешном овладении военным делом, тяжело переживать первые неудачи, проявлять замкнутость, повышенную раздражительность. В такой ситуации необходимо помочь таким военнослужащим приобрести уверенность в овладении военной специальностью.С первых же занятий важно сразу же приучить молодых воинов действовать с полным напряжением сил в условиях, максимально приближенных к боевым, развивать у них такие качества, как настойчивость, решительность, упорство, инициативу, коллективизм, учить выполнять приказы и боевые задачи, несмотря ни на какие трудности.
В целях психологической закалки в ходе занятий применять средства имитации, звуковые эффекты боя, введение элементов риска, преодоление полос препятствий, огня задымлений и т.п. Опыт показывает, что такие занятия повышают интерес, позволяют проверить свои волевые качества, психологически настраивают на решение сложных учебно-боевых задач. Молодые воины начинают испытывать чувство удовлетворенности от выполненной задачи, утверждаются в своих силах и возможностях. Вместе с тем следует подчеркнуть, что введение элементов психологической закалки оправдано лишь тогда, когда это делается после тщательной подготовки воинов, обеспечения мер безопасности.
Для превращения новичка в надежного воина важную роль призваны сыграть занятия по физической подготовке и другие формы физической закалки. Здесь необходимо учитывать, что значительные физические нагрузки вызывают у части воинов болезненность мышц. В тоже время большинству импонирует обладание высокими физическими качествами, и как показывает опыт, что уже через 6-8 недель военнослужащие втягиваются в ритм физических нагрузок. Индикатор тому - снижение количества обращений в медицинские учреждения.
В воспитании исполнительности, подтянутости, организованности важная роль принадлежит строевой подготовке. Вместе с тем практика свидетельствует, что отношение к ней у молодых воинов далеко не всегда положительное. Более того, значительная часть из них считает, что при современной технике строевая выучка утратила значение и не нужна. Поэтому совершенно очевидна важность убедительного разъяснения молодым солдатам значения строевой подготовки, ее роли в формировании морально-боевых качеств. С этой цель оправданы просмотры фрагментов из фильмов, где демонстрируется образцовая строевая выучка, парады, воинские ритуалы, торжественные церемонии, пропаганда высказываний прославленных полководцев, участников парадов и церемоний, привлечение молодых воинов к торжественным мероприятиям с элементами строевой подготовки.
При изучении воинских уставов необходимо учитывать, что молодые воины впервые столкнулись с необходимость практически выполнять их требования, требования норм воинской жизни. Одна из важных воспитательных задач как раз и состоит в том, чтобы помочь воину усвоить их требования, преодолеть своеобразный психологический барьер, тормозящий процесс адаптации, формирование высокой дисциплинированности. В организации боевой подготовки, несении службы суточном наряде учитываются особенности молодых солдат, складывающиеся межличностные связи, их положительные стороны характера и недостатки.
Немаловажное значение для быстрой адаптации молодых воинов имеет вовлечение их в активную общественную жизнь. Сейчас, когда увольнение из рядов армии происходит два раза в год, а срок службы сокращен до одного года, особенно необходимо заблаговременно подготовить замену активу подразделения, сохранять преемственность в работе активистов. Заслуживает внимания практика поручения уже на начальном этапе службы наиболее образованным, эрудированным воинам выступить с информацией, докладом перед сослуживцами, принять участие в работе совета комнаты информирования и досуга, редколлегий стенгазет подразделения, различных общественных поручений.
Сегодня, в войсковую практику вошла традиция отмечать завершение процесса адаптации молодого пополнения проведением в виде торжества, праздника Дня молодого солдата. Назначение данной формы воспитательной работы - подвести некоторые итоги начального периода службы молодых солдат, вызвать у них желание служить добросовестно. Этому мероприятию предшествует значительная подготовительная работа. Суть ее - объективно оценить успехи молодого пополнения в учебе и службе.
Заключение.
Усложнение задач, стоящих перед Вооруженными Силами, определяют все более высокие требования к профессиональной деятельности солдат. Одной из проблем эффективного выполнения молодыми солдатами и вновь прибывающими военнослужащими по контракту своих функциональных обязанностей является достижение ими высокой адаптированности к условиям воинской службы. В этой связи процесс социально-психологической адаптации к условиям военной службы приобретает очень важное значение.
Качество решения задач, поставленных перед командирами подразделений, во многом зависит от умения правильно организовать работу с первых дней службы. Не случайно проблема адаптации военнослужащих к воинской службе представляет собой одну из важных общетеоретических проблем, исследуемых в настоящее время на психофизиологическом, индивидуально-психологическом, социально-психологическом уровнях, и до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий.
Ускорение процессов адаптации военнослужащих к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей психических состояний, возникающих на начальном этапе, а также выявление психолого-педагогических условий оптимизации данного процесса - чрезвычайно важные задачи. От того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи военнослужащих, процесс их профессионального становления.
Специфика процесса адаптации в подразделениях определяется различием в методах обучения и в его организации, что порождает своеобразный отрицательный эффект, называемый в педагогике дидактическим барьером между командиром и подчинённым. Новая дидактическая обстановка во многом обесценивает приобретенные в школе способы усвоения материала военнослужащего в начальный период службы недостает различных навыков и умений, которые необходимы в подразделении для успешного овладения программой. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем военнослужащий приспособится к требованиям общевоинских уставов и командиров. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда и низкая успеваемость на первоначальном этапе прохождения воинской службы, большой объем информации, отсутствие навыков самостоятельной работы вызывают большое эмоциональное напряжение, что приводит к разочарованию. Поскольку все эти трудности вызываются «дидактическим барьером», можно заключить, что одной из причин низких темпов адаптации военнослужащих является несогласованность в педагогическом взаимодействии между командиром и подчинённым при организации способов учения.Взаимодействие командира и подчинённого в процессе обучения долгое время рассматривалось как система, в которой управляющие функции принадлежат командиру, что задерживало формирование активной позиции военнослужащего в учебном процессе.
С самого начала службы молодой солдат сталкивается с серьезной проблемой нравственного выбора. В коллективе он видит и отличников и отстающих, дисциплинированных и нарушителей порядка. Обстановка заставляет его принять решение, на кого ориентироваться, кого взять себе в пример. Конечно, хотелось, чтобы такой выбор был однозначно позитивным, но не всегда так бывает. Потому каждому командиру и офицеру-воспитателю немаловажно знать, кто стал для молодого воина гласным или негласным наставником, каков круг его сегодняшних друзей. И не только знать, но и не упускать из-под своего влияния управления процессами адаптации воинов военнослужащий коллектив адаптация служба.
Список использованной литературы.
1.Авдеев В.В., Чернов С.А., Глемба Л.В. Теория и практика воспитательной работы: Учебное пособие. - Новосибирск: Новосибирское ВВКУ, Ч. 1, 2008. - 200 с.
2.Александрович П.И., Малютин А.Г., Сенокосов Ж.Г. Психологический анализ трудностей адаптации военнослужащих к армейской жизнедеятельности. - Рига: Рижское высшее военно-политическое училище им. Бирюзова С.С., 1991. - 89 с.
3.Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в Вузе. В кн.: Человек и общество: Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества. - Л.: ЛГУ, 1973. - 34 с.
4.Артемьева Е.Ю., Мартынов Е.М. Вероятностные методы в психологии. - М.: 1975. - 206 с.
5.Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. Вопросы психологии. - М.: 1989. - с. 92-100.
7.Бачерников Н.Е. Ситуационные реакции у военнослужащих: Дисс. д-ра мед.наук. - Л.: ВМедА, 1965. - 545 с.
8.Маклаков А.Г. Военная психология. - СПб, 2004. - 65 с.
9.Медведев Г.П., Бубин Б.Г., Колесников Ю.С. Адаптация - важная проблема педагогики высшей школы. - М.: Советская педагогика, 1969. - 31 с.
10.Муцинов С.С. Молодые воины: воспитание и адаптация в коллективе. - М.: Институт военной истории МО СССР, 1989. - 86 с.