МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЧАЛЬНИКА СЛУЖБЫ МТО ПО ПОДДЕРЖАНИЮ УСТОЙЧИВОГО МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЧАЛЬНИКА СЛУЖБЫ МТО ПО ПОДДЕРЖАНИЮ УСТОЙЧИВОГО МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Литвинова В.Г. 1, Наумлюк А.Г. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Морально-психологическое обеспечение (МПО) служебно-боевой деятельности вооруженных сил представляет собой комплекс мероприятий, согласованный по целям, последовательности их выполнения, привлекаемым силам и средствам, проводимых командирами, штабами, органами по работе с личным составом, службами и другими органами управления и должностными лицами по формированию и поддержанию морально-психологического состояния личного состава, необходимого для успешного выполнения стоящих перед внутренними войсками служебно-боевых задач.Из представленного выше определения можно сделать вывод, что морально-психологическое состояние личного состава является одной из главных, основной целью МПО, отсюда становится понятным острота данной проблемы для войск, ведь от ее решения напрямую зависит качественное выполнение служебно-боевых задач.

Боевой потенциал войск определяется двумя взаимосвязанными факторами: качеством и количеством оружия и боевыми возможностями людей. Боевые возможности личного состава в решающей степени зависят от его морально-психологического состояния.В морально-психологическом факторе проявляется отношение людей к целям и задачам служебно-боевых действий, и обусловленные этим их стойкость и решимость в достижении успеха. Без грамотного, уверенного в своих силах военного человека самые современные техника и вооружение могут так и остаться грудой металла.

И в настоящее время, как подтверждает современная практика, без реальной оценки морально-психологического состояния войск нельзя успешно управлять духовными и социальными процессами в повседневной деятельности воинских коллективов, переходить к новым качественным параметрам в деятельности войск, достигать морального превосходства перед противником, правильно руководить боевыми действиями соединений, частей и подразделений, прогнозировать вероятный исход боя.

Особенно актуально проблема морально-психологического состояния в войсках проявляется на современном этапе развития России. Это обусловлено проводимыми в стране реформами, отсутствием идеологии, крайне низким экономическим положением граждан и общим, отрицательным моральным состоянием в обществе. Все это естественно, напрямую отражается на армии, ведь она в отношении морально-психологического состояния является точным срезом, сколом нашего общества.

Морально-психологическое состояние военнослужащего: сущность и содержание.

В современной литературе имеется более двадцати определений этой категории, например: морально-психологическое состояние - это целостное проявление совокупности морально-политических идей, взглядов, чувств, которые доминируют в сознании в этот момент и придают определенную конкретную качественную характеристику духовным возможностям людей; морально-психологическое состояние - это социально обусловленная целостная, интегральная характеристика проявлений нравственного сознания и психологических явлений для данного момента времени и в конкретных условиях. Наиболее приемлемой является формулировка: морально-психологическое состояние – это состояние психики отдельного военнослужащего или психологии воинского коллектива в данное время и в конкретной обстановке, проявляющееся в боевой (служебной) активности военнослужащих, их готовности к боевым действиям. Необходимо отметить, что кроме словосочетания морально-психологическое состояние, употребляются и другие: моральное состояние, настроение, дух, боевой дух, воинский дух, духовный фактор, моральный фактор, психологический климат, духовная атмосфера, моральный дух. Наиболее широким из перечисленных понятий является духовный фактор, то есть специфическое проявление общественного сознания, выражающее степень готовности масс решать конкретные социальные, экономические, политические и военные задачи. Духовную способность народа и армии решать различные социальные задачи, в том числе и вести войну, обычно называют моральным фактором, который является сердцевиной, основным элементом духовного фактора наряду с другими элементами, такими, как военно-технические и естественнонаучные знания. Моральный фактор - это политические и нравственные идеи, взгляды, качества и чувства, в которых проявляется отношение народных масс к войне, их готовность и решимость добиться победы в ней.

Морально-психологическое состояние имеет определенную структуру, в которой можно выделить ряд неразрывно связанных, взаимодействующих между собой элементов:

- моральные, отражающие представления о войне, ее характере, целях и сущности. В распространяемых государственными органами идеях отражаются общественные потребности народа и армии. Эти потребности выступают конкретными мотивами деятельности вооруженных сил по защите Отечества;

- общественно-психологические и индивидуально-психологические элементы (патриотизм и интернационализм, боевые традиции, социальные настроения и чувства; уровень развития черт характера, темперамент, воля к победе, готовность к самопожертвованию и другие);

- элементы профессионального плана, подразделяющиеся на три подгруппы: военно-профессиональной подготовки (уровень военно-технических знаний, степень овладения своей воинской специальностью), дисциплинированности (точность и качество выполнения боевых приказов и т.д.), взаимоотношений (с командирами, подчиненными, товарищами, местным населением и другими).

Составные части содержания морально-психологического состояния выступают в единстве. Моральные элементы, проникая в общественно-психологические, придают им нравственную направленность. Общественно-психологические элементы воздействуют на мировоззрение, придавая ему эмоциональную окраску. Обе группы, влияя на элементы профессионального плана, создают базу для реализации военно-профессиональных и морально-боевых качеств военнослужащих.

Таким образом по первому вопросу можно сделать вывод, что морально-психологическое состояние - это наличный уровень служебной (боевой) активности военнослужащих, подразделений и воинских частей, оцениваемый с точки зрения нравственных и психологических критериев. Таковы в кратком изложении сущность и содержание понятия морально-психологическое состояние.

Изучение и оценка морально-психологического состояния военнослужащих.

Исходя из требований документов, регламентирующих воинскую деятельность, командиры, офицеры воспитательных структур, в том числе и военные психологи, постоянно изучают и оценивают морально-психологическое состояние личного состава. В Уставе внутренней службы записано, что "командир в мирное и военное время отвечает: за ... воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава...". Согласно устава заместитель командира полка по воспитательной работе отвечает: "за воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние ... личного состава" и обязан: "изучать настроения, общественное мнение и психологическое состояние военнослужащих..., своевременно докладывать командиру о воинской дисциплине и морально-психологическом состоянии личного состава".Непосредственно психолог воинской части обязан знать социально-психологические процессы в подразделениях, личностные качества военнослужащих, их мнения, настроения, проводить индивидуальную и групповую психологическую профилактику.

Морально-психологическое состояние изучается в целях:

- определения его уровня и способности влиять на решение служебно-боевых задач;

- оценки морально-психологического состояния военнослужащих и воинских коллективов;

- прогнозирования реакций и действий личного состава при решении служебно-боевых задач;

- принятия эффективных мер по формированию и укреплению морально-психологического состояния.

В процессе изучения морально-психологического состояния могут использоваться следующие методы сбора информации:

А) предварительная беседа с командиром, его заместителем по работе с личным составом о возникших проблемах;

Б) опросы различных категорий личного состава (с использованием опросных листов и посредством групповых и индивидуальных бесед);

В) наблюдение за конкретным воинским коллективом или конкретными военнослужащими в процессе жизни и деятельности;

Г) психологическая диагностика;

Д) анализ собранной информации;

Е) тестирование;

Ж) сбор и анализ независимых характеристик;

З) социометрия и составление социограмм.

Творческое использование данных методов в сочетании с информацией, получаемой от должностных лиц, позволяет сформировать объективное представление об уровне морально-психологического состояния военнослужащих.Важным элементом изучения морально-психологического состояния военнослужащих и воинских коллективов являются выявление и анализ объективных и субъективных факторов, оказывающих положительное и отрицательное воздействие на личный состав.

Результатом изучения является приобретение знаний о морально-психологическом состоянии личного состава. На основе анализа этих знаний военнослужащих планируется и организуется его оценка.

В структуре оценки морально-психологического состояния различают следующие элементы:

А) субъект оценки (отдельные воинские коллективы и органы управления); моральный психологический состояние служебный

Б) объект оценки (морально-психологическое состояние своих войск, морально-психологическое состояние войск противника);

В) эквивалент оценки (специально разработанные показатели, критерии, шкалы, модели);

Г) соотношение между объектом и эквивалентом оценки (различные качественные и количественные характеристики и степень их соответствия).

Оценка морально-психологического состояния каждый раз находится в зависимости от конкретной цели. Выбранные показатели лишь указывают на те свойства морально-психологического состояния, которые должны учитываться в определении оценочного вывода, но они еще ничего не говорят о реальном состоянии тех свойств, которые предстоит изучить. В систему показателей включаются лишь те из них, для которых имеются критерии. Показатели без своих критериев на оценку не работают.

Следующим этапом является определение соответствующих методов оценки морально-психологического состояния.

Среди методов оценки морально-психологического состояния военнослужащих и воинских коллективов можно выделить основной - метод диалектики, который сам непосредственно морально-психологическое состояние не оценивает, но позволяет сформулировать требования, соблюдение которых обеспечивает научный характер оценки. Активно используются также общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, интуиция, обращение к прежнему опыту), с помощью которых определяются конкретные количественные характеристики показателей морального духа войск. Например, прямое наблюдение проявлений деловых, моральных, психологических качеств военнослужащих, изучение документальных источников, проведение анкетных опросов и интервью /бесед/, изучение формальной и неформальной структур воинских коллективов, социологические эксперименты, которые усиливают общенаучные методы.

Аналогия как метод оценки морально-психологических состояний наиболее широко используется командирами и офицерами воспитательных структур, которые накопили большой опыт работы, для большинства жизненных ситуаций располагают аналогом их объективной оценки и осуществляют ее безошибочно даже на основе неполных данных.

Офицеры применяют часто и такой метод оценки, как обращение к прошлому опыту. Процесс оценки в данном случае осуществляется по принципу: если морально-психологическое состояние при решении предыдущей задачи было оценено верно и это обеспечило ее выполнение, значит, есть вероятность правильной оценки состояния военнослужащих и при выполнении новой задачи. Этот метод нередко оказывается достаточным для преодоления неопределенности в оценке.

Так, в войсках нашел широкое применение метод наблюдения. Наблюдение обеспечивает сбор первичной информации путем непосредственного восприятия различных сторон морального состояния. Оно планируется по заранее продуманной методике, данные фиксируются в дневниках по определенной системе. Более объективная оценка достигается независимой работой нескольких военнослужащих.

Изучение документов - важный метод сбора информации о морально-психологическом состоянии. Искусство качественного анализа документов сводится к тому, чтобы из многих данных уметь отобрать две-три группы, наиболее полно характеризующие духовное состояние воинского коллектива, и с ними воспроизвести все стороны морального состояния, дать его оценку на конкретный момент времени.

Особого внимания заслуживает процесс выработки итогового результата, формирования оценочного вывода.

Тут очень важную роль играет форма вывода. Каким ему быть пространным суждением или балльным выражением, обстоятельным выводом или коротким заключением, зависит как от цели оценки, так и от предмета.

Приведу пример оценочного вывода, чаще всего определяется степень соответствия текущего уровня морально-психологического состояния личного состава решаемой задаче, и для этого офицерами используются следующие качественные определения этого состояния:

- высокое, когда оно позволяет с большой эффективностью выполнить задачу сохранив боеспособность части /подразделения/;

- среднее, когда оно позволяет в основном выполнить задачу;

- низкое, когда задача наверняка выполнена не будет.

Качественными определениями, используемые в войсках (силах), могут быть и такие, как здоровое или нездоровое морально-психологическое состояние. При проверках и инспектировании войск морально-психологическое состояние личного состава оценивается как "удовлетворительное" если военнослужащие соединения, части, подразделения знают и поддерживают государственную политику в области обороны Российской Федерации; морально и психологически подготовлены к выполнению задач боевой готовности, боевого дежурства /боевой службы/, боевой подготовки; не менее 70% проверенных военнослужащих усвоили учебные планы по общественно-государственной подготовке; состояние воинской дисциплины оценивается "удовлетворительно"; выполняются требования законодательства, воинских уставов, приказов и директив министра обороны Российской Федерации по вопросам обеспечения прав и реализации установленных льгот, защиты чести и достоинства военнослужащих и членов их семей. Оценка ''неудовлетворительно", ставится, если не выполняются требования на оценку "удовлетворительно".

Деятельность начальника службы МТО по поддержанию устойчивого морально – психологического состояния военнослужащих.

Формирование морально-психологического состояния военнослужащих - важное направление деятельности всех офицеров, в том числе и начальника службы материально – технического обеспечения.

Последовательность работы по формированию здорового морально-психологического состояния может включать в себя следующие этапы:

- оценку морально-психологического состояния, позитивных и негативных моментов, тенденций их развития;

- определение причин данного /прежде всего недостаточно высокого/ морально-психологического состояния, выделение среди них главных и второстепенных;

- прогноз возможных вариантов развития морально-психологического состояния в будущем;

- определение ближайших и перспективных целей в совершенствовании уровня морально-психологического состояния;

- деятельность офицеров по управлению морально-психологическим состоянием в воинском коллективе;

- оценку результатов работы, обобщение полученного опыта.

Содержанием работы по формированию здорового морально-психологического состояния может быть:

постоянное воспитательное воздействие на коллектив и личность в целях формирования привычек уставного поведения;

практическое ознакомление личного состава с характером задач и условий их выполнения;

непрерывное руководство личным составом, отдача четких команд и указаний, энергичные, решительные действия офицеров;

личный пример командиров, офицеров воспитательных структур, активистов;

забота о быте военнослужащих;

формирование воинских коллективов с учетом обеспечении психологической совместимости военнослужащих, создание оптимальных условий для доверия и взаимопонимания;

совершенствование организации и условий воинской службы;

повышение психолого-педагогической компетентности военных руководителей;

обеспечение групповой сплоченности военнослужащих вокруг решаемых задач, командиров и начальников, возникающих трудностей, коллективных мнении и суждений;

развитие и коррекция делового и эмоционального общения между военнослужащими, должностными лицами.

устранение противоречий и конфликтов, дестабилизирующих коллектив, предотвращение отношений неприязни, изоляции, антипатий, унижения человеческого достоинства;

формирование сплоченности и готовности к бою;

воспитание высоких морально-боевых качеств;

опора на тех воинов, которые могут показать пример отваги и героизма.

Таким образом по этому вопросу можно сделать вывод, что в мирное и военное время высокое морально-психологическое состояние формируется и поддерживается путем организации морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности войск, в том числе и организацией морально-психологической подготовки.

В целях поддержания и укрепления морально-психологического состояния личного состава командиры, офицеры воспитательных структур, используют организованные формы учебы, информационно-воспитательную работу, лекции, доклады, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, встречи с ветеранами и т.п.

Заключение.

Морально-психологическое состояние воинского коллектива является динамической стороной политической сознательности и нравственной зрелости воинов, состоянием мобилизованности и нацеленности на выполнение служебно-боевых задач стоящих перед Отечеством. Моральное состояние характеризуется не только общественной направленностью и энергичностью действий, но и содержанием мотивов, которыми воины при этом руководствуются.

Психологический аспект морально-психологического состояния заключается в тех психических явлениях, которые обеспечивают закрепление в сознании воинов политических идей и нравственных принципов, их активное проявление в повседневной деятельности и особенно в критических ситуациях мирного и военного времени. В этой роли выступают прежде всего мотивы и цели, которые рождаются в конкретных условиях под влиянием политических и нравственных убеждений. Важным психологическим элементом морального состояния воинов является их эмоциональное состояние, а также состояние взаимоотношений, отражающее уровень и идейные основы сплоченности и единства воинского коллектива. Большое влияние на моральное состояние оказывают такие факторы, как коллективные потребности, интересы и запросы, уровень психологической закалки личного состава, традиции подразделения, авторитет и стиль руководства.

Морально-психологическое состояние коллектива в целом испытывает на себе влияние морального состояния отдельных его членов, групп, а также других коллективов. Общей основой морально психологического состояния является общественно-экономический и политический строй общества, политика и идеология, характер и политические цели войны.

Деятельность командиров, штабов, органов по работе с личным составом по формированию и поддержанию морально-психологического состояния представляет собой комплекс постоянно осуществляемых мероприятий, построенных на основе точного знания особенностей текущего состояния и направленных не только на сознание военнослужащих, но и на условия, в которых они живут и действуют. Изучение морально-психологического состояния воинского коллектива должно быть таким, чтобы командир, его заместитель по работе с личным составом постоянно знали все тенденции и перемены в его динамике и могли уверенно прогнозировать его. Мероприятия по укреплению морально-психологического состояния коллектива проводятся постоянно, являясь органическим звеном духовного климата и образа жизни подразделения и части.

Список использованной литературы.

1. Тютченко А.М. Морально-психологическое состояние военнослужащих: оценка и пути формирования. – М.: ГА ВС, 1994.

2. Арзамаскин Ю.Н. МПО деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. - Ч-1, М.: ВУ, 1997.

3. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М., 2016.

4. Бублик Л.А., Черных И.И. Морально-психологическое обеспечение деятельности частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: ГА ВС, 1994.

5. Сергеев В.П. Формирование политико-морального состояния воинских коллективов. – М.: ВПА, 1988.

Просмотров работы: 4761