Актуальность исследования, определяется потребностью военной науки и практики в поиске путей совершенствования подготовки офицерских кадров.
В настоящее время российское общество переживает период кардинальных изменений и преобразований в политической, экономической, социальной и духовной сферах. Данный процесс в полной мере касается и Вооруженных сил как одного из институтов государства.
Одной из целей военной реформы является создание армии демократического правового государства, что требует перестройки отношений между государством и армией, обществом и армией. Новизна этой ситуации заключается в том, что в обществе продолжают развертываться процессы демократизации, которые предусматривают поиск нового содержания профессиональной подготовки офицера. В то же время существует острая необходимость обеспечения военной безопасности России в современной военно-политической обстановке, связанной с появлением новых дестабилизирующих факторов как в геополитической сфере, так и внутри страны.
Главным становится вопрос формирования в высших военных учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации профессионально подготовленной личности, выполняющей свои профессиональные обязанности в сфере государственного и военного управления, обладающей качествами гражданина России и офицера ее Вооруженных Сил. Это выдвигает особые требования к системе военного образования и определяет актуальность проблемы подготовки высокопрофессиональных кадров для Вооруженных Сил, обладающих высокой политической культурой. Несмотря на наметившиеся в последнее время изменения в системе военного образования, до сих пор нельзя утверждать, что в военных вузах сложилась достаточно действенная система политической социализации курсантов. Одна из причин этого заключается, на наш взгляд, в недостаточной разработанности научно-методического обеспечения процесса формирования политической культуры, отвечающего современным требованиям.
Сказанное определяет необходимость обогащения учебно-воспитательного процесса военного вуза новыми образовательными технологиями, направленными на оптимизацию процесса формирования политической культуры у курсантов военного вуза.
Цель исследования -выявить педагогические условия и средства формирования политической культуры военных кадров.
Объект исследования -процесс формирования политической культуры военных кадров.
Предмет исследования -педагогические условия и средства формирования политической культуры военных кадров.
Изучение литературы по данной проблеме, анализ предшествующего педагогического опыта подвели нас к выдвижению гипотезы, согласно которой эффективность формирования политической культуры военных кадров повышается, если
-осуществляются связи между отдельными элементами содержания гуманитарных дисциплин с учетом специфики и основных видов деятельности офицерских кадров;
-обеспечивается единство общего и военного компонентов в содержании политологической подготовки в военном вузе;
-достигается образование функциональных связей между отдельными элементами структуры политической культуры в соответствии с целями профессиональной подготовки курсанта;
-обеспечивается профессиональная направленность гуманитарных дисциплин; формируется субъектная позиция курсанта в процессе обучения; курсанты включаются в активную общественную деятельность.
Задачи исследования:
1. Определить сущность, особенности и структурно-функциональные компоненты политической культуры военных кадров.
2. Разработать модель педагогического процесса по формированию политической культуры у будущих офицеров.
3. Выявить и обосновать педагогические условия формирования политической культуры у военных специалистов.
4. Определить комплекс педагогических средств, способствующих формированию политической культуры у курсантов военных вузов.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
Термин «политическая культура» впервые употребил немецкий ученый И. Гердер в 18 в. С момента своего возникновения политика имела ценностно-нормативное измерение, содержание которого составляли представления индивидов о социальном благе и справедливом устройстве общества.
«Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни… политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества».
Но данное определение культуры было сформулировано не так давно. В процессе становления концепции политической культуры множественные споры вызывала проблема определения ее содержания.
Существовало две точки зрения:
1) политическая культура – объединенное множество политических позиций;
2) анализ политической культуры через поведение.
Однако обе точки зрения были неполноценны, так как не рассматривали данное понятие со всех сторон и всеобъемлюще.
Наибольшую известность получили идеи американского политолога Г. Алмонда. В анализе политической культуры он руководствовался функциональным подходом и поэтому рассматривал данное явление как политический феномен.
Наиболее полное определение политической культуры предложил С. Верба: «Политическая культура общества состоит из системы эмпирических убеждений, экспрессивных символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие. Она формирует субъективную ориентацию на политику» [2,с.65].
Современное определение политической культуры таково: «Политическая культура – это разнообразные, но устойчиво повторяющиеся, когнитивные, аффективные и оценочные ориентации относительно политической системы вообще, ее аспектов «на входе» и «на выходе» и себя как политического актера».
Можно сказать, что политическая культура – двигатель политических решений, но она в то же время и противостоит им. Это та среда, в которой принимаются политические решения.
Выделяют следующие составляющие политической культуры:
1) наличие системы знаний о политике;
2) умение самостоятельно оценивать те или иные политические события;
3) способность участвовать в политической жизни;
4) умение управлять эмоциональной стороной политических действий.
Г. Алмонд писал: «Когда мы говорим о политической культуре какого-либо общества, мы подразумеваем политическую систему, усвоенную в сознании, чувствах и оценках населения» [2,с.66].•
Структурные компоненты политической культуры:
1) когнитивная, связанная с пониманием современного мира, истолкованием его реальностей и тенденций;
2) мотивационная, связанная с особыми, эмоционально окрашенными стимулами политического поведения;
3) нормативная, связанная с выстраиванием определенного культурного (не опирающегося на юридические санкции) «законодательства» - эталонов поведения, воплощающих представление о должном и престижном;
4) проективная, связанная с ответами на вызовы будущего и представлениями о лучшем обществе, о перспективах собственной нации и всего человечества»•.
Таким образом, политическая культура общества зависит от многих факторов:
-от общей культуры и менталитета народа;
-от степени рациональности его представителей;
-от престижа политики в государстве;
-от прав и обязанностей граждан.
Но и от уровня политической культуры зависит политическое сознание отдельно взятых людей. Разумеется, что в настоящее время невозможно достичь такого высокого уровня политической культуры, какой был в Древней Греции в период существования городов-государств.
Со временем уровень политической культуры не повышается, а напротив, падает. Дело в том, что цель политики – управление массами населения. В кибернетике существует закон необходимого многообразия, в соответствии с которым эффективное управление возможно в том случае, если разнообразие управляющей подсистемы выше разнообразия управляемой подсистемы.
Чтобы сделать управление более эффективным, правящая элита стремится (обычно неосознанно) к уменьшению разнообразия подданных, то есть действует в сторону усреднения, унификации человеческих характеристик.
Но политическая элита стремится не только уменьшить политическое участие, но и интеллектуальный уровень людей, а стало быть, их способность разбираться в политических событиях, формировать собственную точку зрения на политику. Отсюда нацеленность на манипулирование общественным сознанием с помощью создания удобных политических мифов, пригодных для общего пользования.
Рассматривая формирование политической культуры у курсантов военных вузов нельзя не сказать о том, как осуществляется личностью курсанта процесс передачи и усвоения политического опыта прошлых поколений, который носит название политической социализации. Наиболее близкой нашему пониманию является позиция М.А. Василика, который рассматривает ее как «процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентации, освоения форм политического поведения, приемлемых для общества» [1,с.49].
Продолжая тезис М.А. Василика, можно сказать, что процессуальность политической культуры есть следствие ее динамичности и субъективной обусловленности.
В целом под политической социализацией понимается процесс интегрирования и освоения отдельным человеком как членом определенного общества и гражданином государства основных элементов соответствующей политической культуры.
Политическая социализация выполняет ряд функций:
-определяет политические ценности, к которым стремится и которые хочет постичь индивид;
-формирует представление о приемах и способах политического поведения;
-определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе;
-вырабатывает определенное отношение к политической символике;
-формирует способности к познанию окружающего мира.
Лишь высшая школа может реализовать заявленный функциональный ряд адекватно и комплексно. Она является самым массовым институтом политической социализации. Вузовская политическая социализация рассматривается нами как одна из сторон общей социализации личности. В то же время, говоря о политической социализации, нельзя не сказать о политическом образовании, которое ряд исследователей (К.С. Гаджиев, Т.Т. Сидельникова, Д.А. Темнинов, И.А. Шарагин и др.) рассматривают как один из факторов социализации личности, как целенаправленный процесс политического обучения и воспитания.
Образование представляет собой педагогический компонент процесса социализациии поэтому рассматривается нами как целенаправленная и сознательно контролируемая социализация.
Вузовское образование выступает своеобразным механизмом ускорения процесса социализации.
При самом поверхностном наблюдении становится ясно, что ценности, установки и позиции, а значит и политическая культура курсанта как будущего офицера, формируемые в учебно-воспитательном процессе, имеют значение для определения пути, по которому будет развиваться военное образование. Изменение содержания учебно-воспитательного процесса в военном вузе, повышение его влияния на эффективность формирования политической культуры у курсантов составляют один из главных аспектов совершенствования всего военно-педагогического процесса военного вуза. «Развитый духовный мир специалиста стал основой его производительной ценности, важнейшим фактором оптимизации военно-профессиональной деятельности».
Следовательно, система образования должна быть ориентирована на подготовку свободно мыслящей и ответственной личности, человека творческого, активного, настоящего гражданина.
Исходя из общих требований Закона «Об образовании» к содержанию образования, мы считаем, что политологическое образование курсантов военных вузов должно обеспечивать следующее:
-политическое самоопределение личности, создание условий для ее самореализации;
-формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира политики;
-формирование человека и гражданина, интегрированного в со временные политические отношения.
Таким образом, политологическое образование в военном вузе -это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения курсанта в мир политической культуры, освоения политических знаний и культурных ценностей.
Содержание понятия «образование» подразумевает овладение всеми основными элементами культуры, которые называет в своих исследованиях И.Л. Лернер. В соответствии с этой концепцией мы выделяем в политическом образовании курсантов основные компоненты.
1. Политические знания:
-о сущности и основных элементах политической системы общества, характер их функционирования и взаимодействия;
-права и обязанности человека и гражданина;
-сущность и структуру национальной безопасности и военной политики государства;
-основные принципы функционирования армии, как важнейшего института государства;
-сущность и типологию войн и вооруженных конфликтов.
В результате представления о политической системе у курсантов формируется ориентация, установка на определенные образцы служебной деятельности.
2. Опыт осуществления способов учебно-познавательной деятельности, включающий в себя наряду со знаниями интеллектуальные умения и навыки. Прежде всего, это умение определять связь политических знаний со спецификой и основными сферами деятельности офицера.
3. Опыт творческой деятельности, в данном случае опыт общественно-политической деятельности, а также политического поведения. Этот опыт включает умения и навыки анализа политических процессов и принятия решений в рамках конституционно-правового пространства, а также использование полученных знаний в системе общественно-государственной подготовки.
4. Опыт ценностного отношения к миру политики, политическим знаниям, политической деятельности. Ценностные ориентации являются элементом внутренней структуры личности и закреплены ее жизненным опытом, способствуют ограничению всего значимого и существенного для данного человека от всего остального. А.И. Титаренко считает, что ценностная ориентация «есть установка в действии в самом акте поступка», которая связывает нормативный, ценностный и познавательный аспекты установки; «Она закрепляет, связывает между собой ряд исходных ценностей, составляющих костяк нормативной позиции личности, связывает не только в субъективно-психологических формах -ценностной ассоциации, сознательной (и подсознательной) сопряженности главных элементов, но и в объективации, в общей направленности поведения, в системе поступков, скрывающих в себе определенную нормативную тенденциозность» [1,с.43].
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВОЕННЫХ КАДРОВ.
На основе междисциплинарного подхода нами разработана модель педагогического процесса по формированию у курсантов политической культуры в процессе вузовского образования.
Моделирование - это один из теоретических методов научного исследования, который характеризуется как воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения.
В науке (Б.С. Гершунский, А.Б. Горстко, В.А. Штофф и др.) установлено, что модель выполняет свою функцию в процессе познания лишь благодаря тому значению, которое она получает как заместитель исследуемого объекта. Соответствие модели оригиналу конкретизируется как соотнесенность некоторых свойств и отношений модели непосредственно интересующим исследователя свойствам и отношениями оригинала. В связи с этим под оригиналом следует понимать не целостный объект в его качественно-количественной специфике, во всем богатстве его разнообразных свойств, связей и отношений, а лишь некоторый ограниченный комплекс этих свойств, связей, отношений, именно тех, которые непосредственно интересуют исследователя. Моделью в этом случае считается соответственно не весь целостный объект, замещающий оригинал в процессе исследования, но лишь тот комплекс свойств, связей и отношений этого объекта, который сходен с соответствующим комплексом, называемым оригиналом.
Модель используется для получения таких данных об оригинале, которые затруднительно или невозможно получить путем непосредственного исследования оригинала. По словам Ю.К. Бабанского, моделирование «помогает систематизировать знания об изучаемом явлении или процессе, предсказывает пути их более целостного описания, намечает более полные связи между компонентами» [3, с.71].
На основании анализа и обобщения работ, посвященных теории v моделирования, под моделью мы понимаем мысленно представленный объект, который, будучи подобным оригиналу, отображает и воспроизводит в более простом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта.
В настоящем исследовании возможность моделирования возникла в связи с необходимостью изучения процесса формирования политической культуры у курсантов военных вузов, выделения существенных элементов и сторон этого процесса, получения новой информации, знаний о возможностях данного процесса.
Именно использование модели в нашем случае позволяет сохранить представление об изучаемом предмете как о целостном явлении и облегчает проникновение в его сущность. Метод моделирования мы применили на теоретическом уровне с тем, чтобы впоследствии организовать педагогическую работу по формированию у курсантов военных вузов политической культуры и выявить эффективные педагогические условия и средства, основываясь на построенной нами структурно-функциональной модели.
Для разработки модели, которая отражает процесс формирования политической культуры у курсантов и представлена как сложная, динамическая система, нам необходимы критерии определения ее структуры. В современной теоретической педагогике существует множество критериев, по которым можно выделять и анализировать системы в образовательном процессе. Наиболее известны модели педагогических систем, построенные по следующей структуре: цели и задачи; содержание учебно-воспитательного процесса; приемлемые методы, формы учебно-воспитательной деятельности; этапы развития процесса и др.
Рассматривая процесс формирования политической культуры курсантов как сложную многоуровневую педагогическую систему, как составную часть образовательного процесса военного вуза, мы выделили в нём следующие основные компоненты: целевой, содержательный, организационный, результативный.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
1. Изучение гуманитарных и социально-экономических дисциплин в военном вузе - это один из интенсивных способов вхождения курсанта в мир политической культуры, освоения политических знаний и культурных ценностей, необходимых в профессиональной деятельности.
2. Формирование политической культуры у курсантов военных вузов - сложный, многоэтапный процесс активного освоения политических знаний, ценностей и норм, существующих в обществе, формирования ценностных ориентаций, которые проявляются в ответственном выполнении воинского долга, обязанностей по защите Отечества и участии в общественно-политической жизни страны.
3. Процесс формирования политической культуры у курсантов строится на основе интеграции знаний гуманитарных и социально-экономических дисциплин и рассматривается как сложная многоуровневая педагогическая система, в которой мы выделили следующие основные компоненты: целевой (определение комплекса педагогических задач, решение которых направлено на формирование сознания и поведения курсанта как защитника и гражданина своей страны); содержательный (учебная и внеучебная деятельность, которые должны способствовать осознанию курсантом своих обязанностей по защите Отечества и своего участия в общественно-политической жизни страны); организационный (использование активных форм проведения занятий, решение системы учебно-политологических задач) и результативный (изучение и анализ эффективности формирования политической культуры).
4. Критериями и показателями сформированной политической культуры курсантов являются следующие: когнитивной критерий — предполагает выявление уровня политических знаний курсантов, информированности о политических событиях и явлениях; ценностно-мотивационный критерий показывает отношение (интерес) курсантов к политической и военно-политической проблематике, ориентации, характеризующие отношение курсантов к социально-политическим ценностям военной службы, наличие у них убеждений, необходимых для обеспечения политического выбора; операционно-деятелъностный критерий характеризуется сформированностью умений применять полученные знания в профессиональной и общественной деятельности, правильно выбрать модель поведения в служебных и социально-политических ситуациях, степень участия в общественной работе подразделения.
5. Эффективность формирования политической культуры достигается, если обеспечиваются: профессиональная направленность гуманитарных дисциплин; субъектная позиция курсанта в процессе изучения гуманитарных дисциплин; включение курсантов в активную общественную деятельность, эвристичность образовательной среды.
6. Эффективными средствами формирования политической культуры у курсантов являются дискуссии, дебаты, «круглые столы», учебные игры, которые обеспечивают проблемность, диалогичность, дискуссионность процесса обучения и формирование субъектной позиции у курсантов.
В дальнейшем актуальным представляются исследования: политической социализации курсантов, формирования гражданской позиции курсантов, организации внеучебной деятельности как деятельности элемента формирования политической культуры курсанта. Научное и практическое значение имеет дальнейшая разработка современных подходов к формированию политической культуры.
Заключение.
Формирование в стране гражданского общества, создание армии правового демократического государства ориентирует высшую военную школу на общекультурную подготовку будущего офицера, на повышение эффективности его политологической подготовки.
Вместе с тем в реальной практике и теории образования курсантов сложилась противоречивая, нестабильная политико-культурная ситуация. Возникший вследствие прошедших в начале 90-х годов кампаний деполитизации и деидеологизации вузовского образования исследовательско-педагогический «вакуум» и ряд других причин обусловили низкий уровень политической культуры курсантов.
Новизна этой ситуации заключается в том, что в обществе продолжаются развертываться процессы демократизации, которые предусматривают поиск нового содержания общественно-политической подготовки офицера. При этом существует острая необходимость обеспечения военной безопасности России в современной военно-политической обстановке, связанной с появлением новых дестабилизирующих факторов как в геополитической и региональной сфере, так и внутри страны.
Таким образом, разрешение противоречия между потребностями общества, высокими целями и задачами государства в области политического образования курсантов и действительным состоянием этого процесса в военных вузах делает проблему формирования политической культуры у курсантов чрезвычайно актуальной.
В то же время анализ философской, политологической, психолого-педагогической литературы, деятельности вузов выявили наличие противоречия между необходимостью и потребностью общества в формировании у будущих специалистов политической культуры и недостаточной теоретико-практической разработанностью специальной системы ее формирования. Одним из важных, но нерешенных вопросов в данной области является поиск новых продуктивных средств активизации процесса формирования у курсантов военных вузов политической культуры, позволяющих сделать его более эффективным и целенаправленным.
Многоплановый анализ категорий «культура», «политическая культура», «политическое образование», использование системного подхода и интеграция других в процессе исследования позволили выявить один из возможных путей эффективного формирования у курсантов военных вузов политической культуры - разработку и применение в реальном образовательном процессе специальной модели ее формирования, а также комплекса педагогических условий ее эффективной реализации.
Политическая культура курсанта военного вуза — это совокупность знаний, ценностных ориентаций, убеждений, которые проявляются в ответственном выполнении воинского долга, обязанностей по защите Отечества и участии в общественно-политической жизни страны.
Формирование у курсантов военных вузов политической культуры - весьма сложный процесс, поэтому его изучение может осуществляться с различных сторон на основе использования различных методологических подходов. К числу которых мы относим междисциплинарный подход, которые ориентируют на освоение курсантами основных элементов политической культуры как целостной системы.
Основной целью политологической подготовки курсантов военных вузов является формирование политической культуры, подготовка их как должностных лиц, выполняющих свои профессиональные обязанности в сфере государственного, военного управления, формирования у них качеств гражданина и защитника своей страны. Реализации этой цели способствует разработанная нами модель педагогического процесса по формированию у будущих офицеров политической культуры, рассматриваемая как сложная и многоуровневая динамическая система, включающая в себя четыре взаимосвязанных блока: целевого, содержательного, организационного и результативного.
В качестве основных средств формирования политической культуры выступают спецкурс, использование диалоговой формы проведения занятий и системы учебных задач.
Осуществление профессиональной направленности гуманитарных дисциплин обеспечивается связью изучаемого учебного материала с будущей профессиональной деятельностью в сфере государственного и военного управления.
Формирование субъектной позиции курсанта как условия формирования политической культуры осуществляется преподавателем в ходе учебно-познавательного процесса в создании следующих условий: организации рефлексии; создания ситуации выбора и самоопределения; мотивации учебно-познавательной и общественной деятельности.
Эвристическая среда способствует проявлению у курсантов рефлексивного отношения к своим действиям и действиям других, регуляции собственной деятельности, самопознания и самоанализа. Эвристическая среда создает ситуацию, в которой возникает противоречие между требованиями проявить необходимые психические свойства и качества и слабым, недостаточным их развитием. В качестве одного из продуктивных средств создания эвристической среды можно назвать эвристический диалог, который в контексте образовательного процесса можно рассматривать как разновидность общения, направленного на взаимный обмен мнениями с целью удовлетворения личных образовательных интересов.
Список использованной литературы.
1. Василенко И. А. «Политология» 2013 г.
2. Кравченко А. И. «Политология» 2008 г.
3. Военная политология «Красная звезда» 2006 г., под ред. Резника Н. И.
4. Уткин В. В. Военно-патриотическое воспитание в системе подготовки будущих офицеров в ввузах: Дис. канд. пед. наук. Казань, 2000. -275с.
5. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные потребности //Педагогика.-2002.-№4.-С.39-45.
6. Сакулин М.Г. Нравственно-правовое воспитание курсантов в военно-экономического вузе: Дисс. кан. пед. наук. Ярославль, 2001.-166с.
7. Серебряников В.В. Армия и политика//Социально-политический журнал.-1996. №3. -С.205
8. Щегорцев В.А. Политическая культура личности: модель и решение. М.: Наука, 1990.-235 с.
9. http://www.dissercat.com/content/formirovanie-politicheskoi-kultury-u-kursantov-voennykh-vuzov#ixzz4toCK3xS2.