В поддержании на высоком уровне боеготовности и боеспособности российских войск и сил флота особое место занимает морально-психологическое обеспечение. Его важнейшим компонентом является военно-социальная работа. Она призвана обеспечить социально-правовой режим деятельности Вооруженных Сил, предусмотренный Конституцией, законодательством Российской Федерации. Переход страны на новые экономические основы, развитие рыночных отношений в обществе, с одной стороны, и преобразование Вооруженных Сил, осуществляемое в этих сложных социально-экономических условиях, с другой, обусловливают значительный рост напряженности в обществе и армии. Резко обострились социальные проблемы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Складывающаяся ситуация в Министерстве Обороны требует разработки и реализации ряда радикальных мер по: изменению социального статуса военнослужащих и членов их семей, закрепленного в законодательном порядке; по приоритетному развитию социальной работы с ними в закрытом воинском социуме; по поиску и использованию потенциала не только государственной и ведомственной социальной политики в отношении этой специфической группы населения, но и нетрадиционных (или непривычных в настоящее время) форм оказания социальной помощи членам семьи военнослужащего. Эти меры должны осуществляться на всех уровнях.
Военно-социальная работа распространяется на все стороны жизни и деятельности военнослужащего как равного члена гражданского общества в целях реализации всех его социально-правовых потребностей, норм, прав и гарантий.
Социальная работа осуществляется как в мирное, так и в военное время, изменяясь и уточняясь с учетом военно-политической, оперативно-стратегической и морально-психологической обстановок.
Большая роль в разрешении социально-бытовых проблем военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала принадлежит командованию части, а также начальнику служб МТО.
Социальная политика в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Теоретико-методологический уровень предполагает глубокое изучение социальной ситуации в стране и перспектив ее развития во всех сферах общественной жизнедеятельности, в том числе и в Вооруженных Силах; прогнозирование возможных их изменений в социальном самочувствии и статусе основных социальных групп населения, среди которых важное место принадлежит военнослужащим и членам их семей; целеполагание в развитии социальной сферы жизни общества и Вооруженных Сил; определение соотношения социальных потребностей военнослужащих (в том числе уволенных в запас) и членов их семей с экономическими возможностями общества на том или ином этапе его развития; формирование имиджа военнослужащего как высокопрофессионального специалиста и соответствующего отношения к нему со стороны общества и др.
Концептуально-политический уровень решения социальных проблем предполагает выработку социальной политики в Вооруженных Силах, которая может быть определена как специфическая деятельность государственных органов, в частности, и всего общества в целом по удовлетворению жизненных интересов военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, по обеспечению стабильного и прогрессивного развития этой части населения в соответствии с демократическими и гуманистическими ценностями общества. Социальная политика в Вооруженных Силах может рассматриваться также и как совокупность приоритетов в развитии их социальной сферы, а также как совокупность правил, определенных принципов и подходов к решению социальных проблем данных категорий населения на конкретном этапе развития общества.
В настоящее время приоритет в формировании и реализации социальной политики в отношении Вооруженных Сил принадлежит государству, не имеющему, однако, для этих целей достаточных средств. Это обстоятельство и объясняет неприемлемо низкий уровень развития социальной сферы в армии и на флоте.
Общественно-гражданский уровень предполагает участие в формировании и реализации социальной политики в отношении Вооруженных Сил (и других силовых структур) негосударственных, общественных объединений (партий, социальных движений и групп и т.п.) и коммерческих структур. В связи со своими уставными целями или коммерческими интересами эти представители гражданского общества способны не только влиять на выработку приоритетов развития социальной сферы армии и флота, осуществляемую представителями государства, но и прилагать серьезные усилия по развитию и функционированию социальной инфраструктуры в воинской среде. Логично предположить, что увеличение роли всех субъектов социальной политики в отношении армии будет способствовать более качественному решению социальных проблем военнослужащих и членов их семей.
Нормативно-юридический уровень решения этих проблем предусматривает обеспечение социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. При этом под социально-правовой защитой понимается система социальных гарантий (а также деятельность по их разработке, законодательному закреплению и реализации), обеспечивающих минимально достаточные условия жизни. Эти социальные гарантии составляют часть общего законодательства страны в социальной сфере.
Военно-практический уровень решения социальных проблем военнослужащих и членов их семей предполагает формирование системы социальной работы в воинской среде. При этом военно-социальная работа выступает и в качестве механизма реализации социальной политики в Вооруженных Силах, и в качестве механизма реализации социально-правовой защиты данной категории населения. Без такого механизма социальные приоритеты остаются лишь пожеланиями и заявлениями, а указы и законы - всего лишь нормами, изложенными на бумаге.В этом и заключается одна из причин низкой эффективности деятельности государственных структур по реализации социального законодательства в воинской среде.
Вместе с тем, военно-социальная работа не только реализует систему социальных гарантий, обеспечивающих минимально достаточные условия жизни. Только такое понимание деформирует ее сущность, приводит к ограничению ее потенциала и обусловливает приоритет лиц, находящихся в состоянии социального кризиса, в качестве клиентов военно-социальной работы; в то же время, подобный подход выводит из числа ее клиентов всех остальных.
Военно-социальная работа призвана удовлетворять социальные потребности представителей таких специфических групп населения, к которым относятся военнослужащие (и, естественно, представители других силовых структур), лица, уволенные с военной службы, и члены их семей. Их социальные потребности различны. Удовлетворение тех из них, которые обеспечивают минимально достаточные условия жизни, относится к социальной защите.
Периодическое удовлетворение социальных потребностей лиц, находящихся в состоянии социального кризиса, относится к их социальной поддержке. Реализация установленных государством гарантий удовлетворения социальных потребностей широкого круга лиц, имеющих на это право, относится ксоциальному обеспечению. Удовлетворение социальных потребностей лиц путем предоставления им социальных услуг широкого спектра может быть охарактеризовано как социальное обслуживание.
Следовательно, военно-социальная работа является наиболее широким понятием, обозначающим комплекс различных видов и сфер деятельности разнообразных субъектов по удовлетворению социальных потребностей ее клиентов, осуществляемых на концептуально-политическом, нормативно-юридическом и практическом уровнях.
На всех этих уровнях она предусматривает: теоретическую разработку и научное обоснование проблем, т.е. формирование теории военно-социальной работы; обеспечение функционирования образовательных учреждений военно-социальной работы (подготовка военных социальных работников как специалистов конкретной профессиональной деятельности), т.е. разработку военно-социальной работы как научно-образовательного комплекса, реализацию целей и задач практической социальной работы с военнослужащими и членами их семей, т.е. военно-социальной работы как практики.
Военно-социальная работа как практика - динамично развивающийся комплекс (в перспективе - система) видов профессиональной деятельности, сущность которых заключается в удовлетворении разнообразных потребностей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, возникающих в процессе их взаимодействия с социальной военной средой, конкретным воинским социумом.
Категории и группы военнослужащих (граждан) при планировании военно-социальной работы.
По своему характеру военно-социальная работа является активно-преобразовательной деятельностью.
Социальная военная среда - это окружающие военнослужащего условия его жизнедеятельности. Социальная военная макросреда включает все окружающие его общественные, материальные и духовные условия существования, формирования и деятельности. Социальная военная микросреда представляет собой непосредственное социальное окружение конкретного военнослужащего (семья, соседи по месту проживания, воинский коллектив, референтная и другие микрогруппы и т.д.), оказывающее решающее влияние на его деятельность, поведение и общение, на развитие в целом.
Воинский социум - социальное пространство жизнедеятельности военнослужащих, членов их семей, гражданского населения военных гарнизонов, городков и воинских частей; их устойчивая социальная общность, объединенная местом и условиями жизнедеятельности, обусловленных спецификой воинского труда и быта.
Клиентами военно-социальной работы являются, как правило, представители трех специфических групп населения.
Первая - военнослужащие (офицеры, прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы). Та часть военно-социальной работы, которая ориентирована на эту группу клиентов, называется социальной работой с военнослужащими. Основными ее характеристиками являются следующие положения. Она проводится по месту работы военнослужащих (и проживания военнослужащих срочной службы), т.е. в казарме, в штабе, на полигоне, на командном пункте и т.д. Для социальной работы с военнослужащими готовятся специалисты — психологи, социологи, организаторы культурно-досуговой деятельности и др. Социальная работа (отдельные ее виды и направления) является частью их функциональных обязанностей. Материальная база этого вида социальной работы определяется базой той военной организации, в рамках которых она реализуется.
Вторую часть клиентов военно-социальной работы составляют семьи военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; совокупность видов деятельности, направленных на удовлетворение их социальных потребностей, называется социальной работой с членами семей военнослужащих.
Эта часть клиентов является приоритетной для военно-социальной работы в связи с тем, что именно семья является одной из ячеек гражданского общества; в ней формируются поколения жителей государства; в ней с первых дней жизни ребенка закладывается отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе. Именно там формируется соответствующая культурная среда. Приоритетность этой части клиентов военно-социальной работы определяется и значимостью семьи для офицера и прапорщика, той ролью, которую она играет для них в условиях военной службы. Значимость семьи для военнослужащего возрастает в условиях становления профессиональной армии.
Основными характеристиками работы с членами семей военнослужащих являются следующие. Она проводится по месту жительства военнослужащих: в военных городках гарнизонов, воинских частей, полигонов, баз (к сожалению, она практически не ведется в местах компактного проживания семей военнослужащих в крупных населенных пунктах). Ее организация фактически не определена какими-либо руководящими документами и не входит в функциональные обязанности тех или иных должностных лиц (за исключением инструктора по работе с семьями военнослужащих). Наиболее распространенной организацией, призванной вести социальную работу с семьями военнослужащих, является так называемый "женсовет". Материальная база и профессионально-кадровое обеспечение этой части работы практически отсутствует. Также не развита социальная работа с членами семей граждан, уволенных с военной службы, хотя они относятся к этой части клиентов.
Третью часть клиентов военно-социальной работы составляют бывшие военнослужащие; совокупность видов деятельности, направленной на удовлетворение их социальных потребностей, называется социальной работой с лицами, уволенными с военной службы. Эта работа проводится по месту жительства бывших военнослужащих (военные городки, места их компактного проживания в населенных пунктах); она возлагается на гражданские структуры (со значительными ограничениями) и не входит в круг обязанностей военных должностных лиц. Она практически не располагает собственной кадровой и материальной базой. Нормативная ее регуляция отсутствует полностью. Эта часть клиентов военно-социальной работы может рассчитывать в основном только на гражданские социальные службы, которые при этом не считают их своими клиентами.
Исследования показали, что в настоящее время зародилась и усиливается тенденция расширения числа и состава клиентов военно-социальной работы. К ним все чаще причисляются сотрудники органов Внутренних дел, военнослужащие пограничных и внутренних войск, других войск и специальных служб Российской Федерации (а, следовательно, и члены их семей; граждане, уволенные в запас и отставку из этих ведомств). Кроме того, клиентом военно-социальной работы может являться и гражданский персонал воинских частей и соединений, штабов и управлений, полигонов и баз. Однако такими клиентами могут быть не только отдельные люди, но и различные социальные группы; например, объединения семей; ассоциации; фонды и пр. При этом следует иметь в виду специфику их групповых социальных потребностей.
Данная тенденция соответственно предполагает расширение понятия воинский социум за счет включения в него частей и соединений внутренних и пограничных войск (отрядов, комендатур и застав и т.п.), мест дислокации формирований других специальных служб, а также места их компактного проживания вместе с семьями после увольнения в запас или отставку, в населенных пунктах. Эта особенность, безусловно, существенно определяет специфику направлений, сфер, содержания и возможностей военно-социальной работы.
В связи с этим под термином "военно-социальная работа" понимается социальная работа с военнослужащими (представителями различных силовых структур и специальных служб), лицами, уволенными в запас или отставку, членами их семей.
Несмотря на различия точек зрения в научной литературе по различным вопросам социальной работы, под объектом военно-социальной работы, как правило, понимается конкретный человек, включенный в социальную военную среду. Ее предмет в этом случае - практическая деятельность соответствующих институтов и организаций, а также отдельных лиц по обеспечению взаимосвязи человека и среды его обитания.
Целью военно-социальной работы является гармонизация взаимодействия человека и социальной военной среды, конкретного воинского социума. Именно взаимосвязь человека и социальной военной среды обусловливает три основных задачи военно-социальной работы, а, следовательно, и потребности в соответствующих специалистах.
Первая задача - организация и осуществление воздействий на человека в целях его социализации в военной среде, обеспечение вхождения в конкретный воинский социум. Эта задача предполагает подготовку разнопрофильных кадров военно-социальных работников, специализирующихся на включении человека в воинский социум.
Вторая задача - совершенствование социальной военной среды (и, естественно, конкретного воинского социума) в интересах человека. Данная задача обусловливает подготовку разнопрофильных военно-социальных работников, специализирующихся на преобразовании социальных отношений в воинском социуме.
Третья задача военно-социальной работы - оптимизация взаимодействия человека и социальной военной среды, того или иного воинского социума; она предполагает подготовку разнопрофильных кадров военно-социальных работников, специализирующихся на гармонизации взаимодействия клиентов и социальной военной среды.
Характеризуя цель и задачи военно-социальной работы, необходимо отметить, что, во-первых, цель в некоторой степени совпадает с формулировкой третьей задачи (однако не отождествляется в силу различия сущности оптимизации и гармонизации). Такое совпадение обусловлено как триединством ее объекта, в качестве которого выступают конкретный человек и социальная военная среда, воинский социум, так и особой ролью их взаимодействия, т.е. сущностью самой военно-социальной работы.
Во-вторых, цель и задачи военно-социальной работы отражают ее педагогическую направленность, что характерно именно для российского опыта развития социальной работы в целом. Социально-педагогический компонент военно-социальной работы обусловливает необходимость формирования двух типов специалистов: социальных педагогов и социальных работников, между которыми имеются как общие черты, так и значительные различия.
В-третьих, задачи военно-социальной работы предопределяют недостаточность только практики социальной защиты отдельных категорий населения (дети, инвалиды, пожилые, люди в состоянии кризиса и пр.) и реализации отдельных видов социальной помощи (образовательной, медицинской, бытовой, психологической и д.). Это - ведомственный подход, ведущий к распылению сил и средств, дублированию усилий специалистов различного профиля и приводящий к тому, что обычный человек, находящийся в нормальном состоянии, выводится за рамки клиентов социальной работы, а ее службы начинают свою работу только тогда, когда он переходит в категорию проблемных лиц. Такой подход отражает ориентацию руководителей социальной работы на ее кризис-интервентную модель в ущерб моделям комплексного, профилактическою и превентивного характера.
Наконец, в-четвертых, мультипликаторный характер клиентов военно-социальной работы (военнослужащие; лица, уволенные в запас или отставку; члены их семей) в свою очередь способствует расширению объема цели и задач военно-социальной работы: она призвана обеспечить гармоничное взаимодействие человека не только с военной, но и с гражданской социальной средой за счет его реадаптации к ней, своевременного включения бывших военнослужащих и членов их семей в общегражданскую жизнь.
Показателями эффективности деятельности той или иной службы военно-социальной работы должны быть не столько характеристики объема и номенклатуры социальных услуг, представленных клиентам в том или ином воинском социуме, сколько характеристики степени социальной напряженности в нем. Профилактическая деятельность, предупреждающая появление социальных проблем, способствующая их позитивному разрешению, и является сущностью социально-педагогической деятельности в военной среде.
Принцип социокультурной направленности военно-социальной работы предполагает:
а) использование понятия "культура социальной военной среды" в качестве цели и критерия оценки уровня развития среды обитания военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей в конкретных воинских частях, городках, гарнизонах, местах их компактного проживания; его использование как качественной характеристики способа разрешения задач военно-социальной работы, удовлетворения потребностей ее объектов; применение его в качестве индикатора развития социальной военной среды;
б) ориентацию военно-социальной работы (совместно со специализированными образовательно-воспитательными учреждениями) на формирование многосторонней модели социокультурного поведения военнослужащих и членов их семей как в собственно военном, так и в общегражданском социуме. Многосторонняя модель социокультурного поведения предполагает формирование культуры воинского труда, культуры социального общения и взаимодействия, культуры семейной жизни, быта и поведения, культуры общего и воинского этикета, культуры речи и внешности военного человека, культуры его чувств и др.
С другой стороны, и социальное воспитание военнослужащих и членов их семей, и социальная работа с ними ориентированы на формирование многосторонней модели культуры в различных сферах общественного сознания (правовой, эстетической, экологической, экономической, политической, военной, педагогической, нравственной, художественной, физической и т.д.);
в) использование в качестве одного из основных средств военно-социальной работы возможностей культурно-просветительной деятельности, институтов культуры в воинском социуме, культурного самовоспитания и саморазвития, культурологического потенциала педагогически целесообразной социальной военной среды.
Гармонизация взаимодействия клиентов военно-социальной работы с социальной военной средой, с конкретным воинским социумом предполагает определенный, достаточно высокий уровень культуры и клиента, и окружающей его среды, и организации самой этой работы. Следовательно, организаторами военно-социальной работы должны быть профессионально подготовленные специалисты, соответствующие в полной мере требованиям профессионально-этического стандарта.
Важным направлением деятельности в данной сфере является создание специализированных служб социальной работы в воинской среде; объединение их в единую инфраструктуру социальной службы медико-психолого-педагогического характера; организация в конкретном воинском социуме субординационно-координационных связей государственных, ведомственных и общественных служб социальной работы; привлечение к ней потенциала общественных организаций, фондов, комитетов, ориентированных на военно-социальную работу.
Одной из функций военно-социальной работы является функция социального просвещения. Она формирует соответствующую ей сферу социального просвещения. Ее содержание раскрывается посредством таких направлений деятельности, как: формирование общественных организаций в области социальной работы (ассоциаций, союзов, комитетов, фондов); проведение симпозиумов, семинаров, конференций военно-социальных работников; организация изучения, обобщения и распространения передового опыта военно-социальной работы; издание и распространение научной, учебной и методической литературы по социальной работе в воинской среде; выпуск и распространение специализированных журналов и бюллетеней; презентация программ и проектов военно-социальной работы; связь с общественными организациями, средствами массовой информации и т.п.
Каждая из функций военно-социальной работы ориентирована не только на достижение оперативного результата в той или иной сфере в соответствии с принципами военно-социальной работы, но и на достижение результата социально-педагогического, что безусловно связано как с сущностью данной работы, так и с отечественными научными традициями и общественной практикой.
Развитие и совершенствование практики военно-социальной работы предполагает и развитие той отрасли научного знания, которая призвана исследовать тенденции, закономерности и противоречия, принципы и методы этой практики и предложить ей научно обоснованные рекомендации.
Для ее разработки важным является определение собственного объектно-предметного поля, целей и задач, функций и взаимосвязей с общей теорией социальной работы и другими отраслями научного знания о человеке и обществе. Не претендуя на полноту обоснования этих положений, обозначим возможные подходы к формированию теории военно-социальной работы и содержание некоторых ее структурных элементов.
Теория военно-социальной работы.
Объектом является предмет этой практики - деятельность соответствующих институтов и организаций, а также отдельных лиц по обеспечению гармонической взаимосвязи человека и среды его обитания. Соответственно, предметом теории военно-социальной работы выступает та часть научного знания об этой практике, которая связана с исследованием закономерностей, тенденций, противоречий, функций, принципов, форм и методов деятельности соответствующих институтов по гармонизации взаимодействия человека и социальной военной среды. Ее целью является повышение научной обоснованности, качества и эффективности военно-социальной работы как вида практической деятельности. По своему характеру она является научно-познавательной деятельностью.
Среди задач теории военно-социальной работы можно выделить три группы. Первая из них связана с исследованием военно-социальной работы как практической деятельности: раскрытие противоречий, закономерностей и выявление тенденций развития практики в разных видах, сферах военно-социальной работы и на разных уровнях ее организации; разработка принципов, способов, методов и форм деятельности военно-социальных работников и военно-социальных педагогов; изучение истории социальной и военно-социальной работы и ее социально-педагогического компонента; разработка профессионально-этических стандартов для военно-социальных работников и военно-социальных педагогов и системы их подготовки в Вооруженных Силах и других силовых структурах; анализ и оценка опыта военно-социальной деятельности кадров, организаций и институтов в армиях зарубежных государств.
Вторая группа задач теории военно-социальной работы связана с развитием ее как относительно самостоятельной научной дисциплины: обоснование собственных методологических основ, формулирование и разрешение проблем своей методологии; формирование логико-гносеологического, науковедческого знания теории военно-социальной работы (определение предмета, объекта, целей, задач, функций и т.п.); комплектование процессуально-функциональной, научно-содержательной и научно-дисциплинарной структур теории военно-социальной работы; поиск и обоснование) методов познавательной и преобразовательной деятельности и пр.
Третья группа задач теории военно-социальной работы связана с обоснованием собственного образовательного комплекса для подготовки военно-социальных работников и военно-социальных педагогов различного профиля.
Теория военно-социальной работы занимает место одной из составных частей (субтеорий, или теорий второго порядка) общей теории социальной работы в ряду таких ее субтеорий, как: теория социальной работы в семье; теория социальной работы в образовании; теория социальной работы в здравоохранении; теория социальной работы в службах труда и занятости; теория социальной работы в экстремальных ситуациях и с группами риска; теория социальной работы в органах правопорядка; теория социальной работы на предприятиях; теория организации социальной работы и др. В основе выделения этих субтеорий лежат соответствующие направления деятельности социальных работников в подструктурах общей структуры жизнеобеспечения населения.Необходимо и меть в виду, что существуют и теории третьего порядка, исследующие более частные проблемы военно-социальной работы в рамках теорий более высокого научного статуса.
Теория социальной работы в армии (военно-социальной работы) как отрасль научного знания располагает соответствующими функциями, среди которых в первую очередь выделяются: аналитическая; описательная; объяснительная; интегративная; рекомендательная и другие функции. Их раскрытие представляет задачу самостоятельного исследования.
Теория военно-социальной работы имеет прямые и опосредованные связи с другими отраслями научного знания. Существуя на стыке наук о человеке и обществе, с одной стороны, и военной науки, с другой, теория военно-социальной работы тесно связана с социальной философией и социологией, политологией и социальной психологией, социальной педагогикой и социальным правом, социальным управлением и социальной статистикой. Однако, наличие этих широких связей с другими отраслями научного знания чревато и опасностью размывания объекта, предмета и научно-содержательной структуры за счет включения знания других наук.
Так, например, включение в научно-содержательную структуру военно-социальной работы социологического знания без его соответствующей научной инструментовки превращает данную теорию в социологию военно-социальной работы, которая затем выдается за теорию социальной работы в военной среде. Аналогичная ситуация складывается с социальной психологией, знания которой, будучи непосредственно включенными в научно-содержательную структуру теории военно-социальной работы, превращают ее в психологию социальной работы в воинском социуме, которой подменяется сама теория военно-социальной работы.
Данная теория располагает и определенной совокупностью терминов и категорий. Несмотря на то, что их разработка и уточнение все еще продолжается (в том числе с учетом зарубежного опыта социальной работы), а обоснование категорий предполагает организацию серьезных теоретических исследований, практика обозначила ряд из них, которые уже вошли в лексикон военно-социальной работы, обеспечивая единообразие в смысловом понимании явлений и процессов социальной деятельности, согласованность в организации социальной работы на местах; в подготовке кадров социальных педагогов и социальных работников различного профиля и специальностей, в т.ч. и для воинского социума; в организации научных исследований в сфере военно-социальной работы и военно-социальной педагогики; во взаимодействии со специалистами зарубежных государств.
Выделение ключевых слов лексикона военно-социальной работы нами осуществлялось в соответствии со структурно-функциональным подходом, позволяющим определить структуру, основные функции и сферы социальной работы. Обобщение и систематизация таких инвариантных понятий - ключевых слов позволили классифицировать их в определенные кластеры.
Обязанности командиров (начальников) и основных должностных лиц по поддержанию морально-психологическому состоянию подчиненного личного состава.
Ст. 75 УВС ВС РФ Командир является единоначальником, в мирное и военное время отвечает: за постоянную боевую и мобилизационную готовность вверенной ему воинской части (подразделения); за успешное выполнение боевых задач; за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы; за внутренний порядок, состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества; за материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.
Командир обязан последовательно проводить в жизнь политику государства в области обороны и безопасности, постоянно совершенствовать личную профессиональную подготовку и методы управления воинской частью (подразделением), строго соблюдать порядок прохождения военной службы подчиненными военнослужащими, руководить научной, изобретательской и рационализаторской работой.
Ст. 76 УВС ВС РФ Командир (начальник) обязан поддерживать боевую и мобилизационную готовность вверенной воинской части (подразделения):
разрабатывать планы мероприятий по поддержанию и совершенствованию боевой и мобилизационной готовности и добиваться их выполнения, своевременно вносить в планы необходимые изменения и уточнения;добиваться полной обеспеченности вооружением, военной техникой и другим военным имуществом, организовывать их правильную эксплуатацию;
повышать полевую выучку, проводить занятия и тренировки в действиях по приведению подразделений в различные степени боевой готовности, добиваться знания и исполнения личным составом своих обязанностей;
знать действительное состояние воинской части (подразделения), постоянно иметь точные сведения о ее штатном, списочном и наличном составе, а также о наличии и состоянии вооружения, военной техники и другого военного имущества;
принимать меры по обеспечению сохранения государственной тайны.
Ст.78 УВС ВС РФ Командир (начальник) на основе задач, решаемых в государстве и Вооруженных Силах, обязан постоянно воспитывать подчиненных военнослужащих:
формировать и поддерживать у них моральную и психологическую готовность к защите Российской Федерации, гордость и ответственность за принадлежность к Вооруженным Силам; развивать у военнослужащих качества, необходимые для выполнения воинского долга, сознание святости и нерушимости Военной присяги (обязательства), отвагу, выдержку, находчивость, бдительность, чувство войскового товарищества и взаимовыручки, активно использовать в этих целях личный пример воспитанности, ревностного отношения к службе, а также воинские ритуалы (приложения N 1, 2, 3, 3.1, 5 и 6);
повышать культуру межнационального общения; заботиться о сплочении воинского коллектива и укреплении дружбы между военнослужащими различных национальностей; учитывать их национальные чувства, вероисповедание, традиции и обычаи;
проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, не допускать в отношении их бестактности и грубости, сочетать высокую требовательность и принципиальность с уважением их личного достоинства;
принимать меры, направленные на решение бытовых вопросов и обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, при необходимости ходатайствовать за них перед старшими начальниками;
создавать условия для культурного, физического и творческого развития, отдыха и укрепления здоровья военнослужащих.
Ст. 79 УВС ВС РФ Командир (начальник) обязан постоянно поддерживать воинскую дисциплину и высокое морально-психологическое состояние личного состава, руководствуясь федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, незамедлительно докладывать обо всех преступлениях и происшествиях в подчиненной воинской части (подразделении) непосредственному начальнику, а командир воинской части, кроме того, незамедлительно уведомлять военного прокурора, руководителя военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации и органы военной полиции.
При осуществлении полномочий органа дознания командир воинской части руководствуется уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Заключение.
Таким образом, деятельность командования части, начальника службы МТО по поддержанию высокой воинской дисциплины представляет собой практику, отражающую преобразовательную деятельность людей и институтов; теорию, отражающую научно-познавательную их деятельность в социальной практике; научно-образовательный комплекс, отражающий научно-образовательную их деятельность по подготовке кадров как для практической и теоретической, так и для собственно образовательной деятельности (речь идет о трех гранях военно-социальной работы).
Каждая грань данной работы располагает полным набором структурных элементов (объектом и предметом; целью и задачами; формами и методами; функциями и сферами), которые, несмотря на свою тесную взаимосвязь, все же имеют свои различия. В некоторых случаях эти элементы развиты пока недостаточно, существуют в прогностическом, модельном варианте. Однако именно этот факт и обусловливает перспективы дальнейшего поддержания высокой воинской дисциплины.
Список использованной литературы.
1. Теория и методология социальной работы / Под ред. С.И. Григорьева. М.: Наука, 2004.
2. Отчет по результатам социологического исследования по теме: "Проблема социальной адаптации граждан, уволенных с действительной военной службы в запас и отставку, и пути ее решения". М.: Научный центр профессиональной переподготовки военнослужащих, 2006.
3. Анисимов В.И. Социальная справедливость как фактор повышения эффективности жизнедеятельности военных кадров. Дис. ... канд. филос. наук. – М.: ВПА, 2001.
4. Безнасюк А., Абабков А. Защита прав военнослужащих // Российская юстиция. – 2007. – № 8.
5. Бублик Л.А., Черных И.И. Морально-психологическое обеспечение деятельности частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации. – М., 2004.