ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ. - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ.

Ковалева И.Ю. 1
1Стерлитамакский филиал Башкирский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”. Среди многообразных педагогических моделей в настоящее время получила распространение личностно-ориентированная модель образования в среднней школе. В основу данной модели входит формирование у учащихся системы универсальных учебных действий (УУД).

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописано, что «на ступени среднего общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

А умение сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками и взрослыми это и есть коммуникативные универсальные учебные действия школьников 5-6 класса.

Ребёнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он уже, в той или иной степени, обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, но как показывает практика, не всегда младший школьник уверенно владеет этими компетенциями. Особую значимость в образовательном процессе имеет овладение учащимися коммуникативными УУД в начальной и средней школе.

Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на успешность учащихся в учебе.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном коллективе.

Поэтому учителю с самого начала необходимо развивать у него коммуникативные универсальные учебные действия.

С точки зрения А. Г. Асмолова, данные учебные действия «обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми».

В настоящее время в условиях современного общества становится актуальной проблема формирования коммуникативной культуры учащихся, раскрытие которой позволит повысить результативность обучения детей, повлиять на процесс их социализации и развития личности в целом, а также приведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Проблема формирования коммуникативной культуры учащихся – одна из ключевых проблем для современной школы. Начинать воспитывать и развивать детей в этом плане нужно уже с начальной ступени образования, побуждая учащихся к целенаправленному общению. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества обучения.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

— определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов

— инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов

– выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера

— контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные действияможно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности.

Коммуникация как взаимодействие — коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности.

Коммуникация как кооперация - коммуникативные действия, направленные на кооперацию, сотрудничество.

Коммуникация как условие интериоризации - коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

Таким образом, учитель должен уделять достаточное количество врмени на развитие коммуникативных УУД у школьников средней школы – разрабатывать методические рекоммендации, писать техннологические карты направленные именно на формирование коммуникативных УУД.

Просмотров работы: 413