ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО ШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО ШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Хусаинова Л.Р. 1
1Башкирский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Коллектив – это группа людей взаимовлияющих друг на друга, связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью.

Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника.

Детский коллектив - это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, в котором эффективно функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, соответствующей зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных взаимоотношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности [2].

Великий педагог А. С. Макаренко сформулировал основной закон, по которому должна жить общность воспитанников. Его основной принцип состоит в движении. Это форма жизни коллектива. Остановка всегда означает его смерть.

Основными принципами коллектива, по мнению великого педагога, являются зависимость и гласность, а также перспектива. Немаловажную роль при этом играют и параллельные действия всех его членов.

Так, А.С. Макаренко выявил следующие этапы развития коллектива:

1. Этап становления - период формирования класса, кружка или группы в коллектив или социально-психологическую общность, где отношения между учениками определяются их целями, задачами и характером совместной деятельности.

2. Этап усиления влияния коллектива - коллектив выступает как целостная система, в которой уже развиты и начинают работать механизмы саморегуляции и самоорганизации.

3. Этап расцвета - требования членов коллектива к себе становятся более высокими, чем к своему окружению.

4. Этап движения - школьники, опираясь на уже усвоенный коллективный опыт, предъявляют к себе определенные требования [3].

Кроме этапов развития коллектива, социально-педагогической наукой выделены виды и структура коллективов. Среди них по количеству, составу членов – первичный и вторичный коллективы. Первичный коллектив – это группа детей, находящихся в непосредственном общении, в деловом, бытовом, эмоциональном контакте. Обычно это класс, кружок и тому подобное. Во вторичный коллектив входят малые, первичные коллективы, непосредственный контакт в больших коллективах бывает не всегда, вторичные коллективы могут объединять разнообразные по составу, направлению работы малые группы.

В социально-педагогической деятельности используются такие пути формирования детского школьного коллектива, как:

  1. Организация совместной деятельности.

Основой создания, укрепления и развития коллектива учащихся является их совместная деятельность, направленная на достижение общих целей: учение, общественно-полезная работа, производительный труд, деятельность по художественному творчеству, общение.

  1. Традиции коллектива.

Традиция – хороший обычай, положительный опыт, который передаётся из поколения в поколение.

  1. Система перспективных линий.

Перспектива – это увлекательная цель.

Виды перспектив:

  • близкая перспектива завтрашний день в развитии коллектива;

  • средняя перспектива проект коллективного события, несколько отодвинутого во времени;

  • дальняя перспектива цель, отодвинутая во времени, далёкое будущее в жизни коллектива.

4. Принцип параллельного действия.

В основе данного принципа лежит требование воздействовать на обучающегося не непосредственно, а опосредовано через первичный коллектив (для этого используются опосредованные требования: педагог – требование – коллектив – требование – воспитанник).

5. Формирование ученического актива, органов самоуправления.

По А.С. Макаренко, актив – это сплачивающее ядро коллектива.

6. Формирование общественного мнения.

Общественное мнение представляет собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива, социальной общности к различным событиям и явлениям окружающей действительности, затрагивающим общие интересы.

7. Отношения в коллективе.

В коллективе должны быть гуманистические, демократические взаимоотношения, взаимоотношения сотрудничества, взаимопомощи, поддержки [4].

Кроме выше перечисленных путей формирования детского коллектива, выделяют технологии совместно-разделенной деятельности, разработанная и широко внедряемая в методике коллективной творческой деятельности. Первый и главный признак этой методики – коллективность на всех этапах деятельности детей и взрослых: обсуждение идей и замыслов, планирование, подготовка, организация проведения, анализ результатов, причем, важны такие моменты, как: поручение на основе индивидуальных желаний, интересов и склонностей детей; обеспечение активности и самостоятельности каждого участника; оптимизм и мажор; позитивная педагогическая оценка на протяжении всех этапов деятельности, игровая инструментовка всех дел и участия каждого, творческий характер организуемой педагогами деятельности [1].

Для формирования детского школьного коллектива социальным педагогом применяются различные методы и формы работы.

При изучении и констатации коллективных взаимоотношений применяются такие методы, как: педагогическое наблюдение, методы опроса, специальные диагностические методики, социометрический метод, методика «Наши отношения» (Л.М. Фридман), анкета «Изучение дружеского отношения школьника» (Л.А. Попова), карта-схема изучения организованности коллектива (Л.И. Уманский). Кроме этих методик применяются индивидуальные (беседа) и групповые (игры, соревнования) формы работы социального педагога. [4]

Таким образом, формирование детского школьного коллектива является одним из направлений социально педагогической деятельности.

Литература:

  1. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел [Текст] / И.П. Иванов. - М.: Педагогика, 1989. – 206 с.

  1. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

  2. Куракин, А.Т. Коллектив и личность школьника [Текст] / А.Т. Куракин, Х.Й. Лийметс, Л.И. Новикова. - Таллин: РИУУ, 1981. - 19 с.

  3. Формирование детского коллектива младших школьников [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/formirovanie-detskogo-kollektiva-mladshih-shkolnikov-2237855-page9.html (дата обращения: 18.01.2018).

Просмотров работы: 1742