РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ В УСПЕШНОСТИ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ В УСПЕШНОСТИ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Демиденко Е.А. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тема самообразования педагогов особенно актуальна в наши дни, так как необходимость самообразования педагога диктуется как спецификой педагогической деятельности, так и изменениями, происходящими в современной системе образования. От современного педагога требуется не только выполнение профессиональных функций, но и способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Поэтому проблемой нашего исследования стал поиск ответа на вопрос о том, какова роль самообразования учителя в успешности его деятельности.

Определение критериев эффективности деятельности педагогов — сложная задача, ибо в педагогике, как в любой гуманитарной дисциплине, трудно применить жесткие критерии. Педагог скорее чувствует, чем точно знает, что получилось и что не получилось в его работе. К сожалению, до сих пор интуиция педагога, его чувства не принимаются в качестве объективных критериев эффективности его деятельности. Вопрос о показателях успешности обучающей и воспитательной деятельности педагога сложен: результаты отдалены во времени и неявны.

В отечественной педагогике показатели успешности, как правило, связываются с продолжением учениками образования, их долголетней дружбой с педагогами после окончания школы, прочностью дружеских связей с одноклассниками и т.п. В качестве показателей успешной личностно-ориентированной воспитательной деятельности педагогов рассматривают физическое здоровье ребенка, его психическое равновесие, высокую и адекватную самооценку, осознание выпускником школьных лет как события в жизни, уж успешное и радостное начало биографии. Высшим же результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства ребенка, его стремление к свободе и способность сочувствовать людям [2].

Педагогическое самообразование (профессиональное самообразование педагога) – это процесс самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков их использования и творческой интерпретации в своей профессиональной деятельности. Мысль о том, что настоящий учитель и сам должен постоянно учиться, высказывали многие педагоги и мыслители. Широко известен афоризм древнеримского мыслителя Сенеки «Уча других, мы учимся сами». Основоположник российской научной педагогики К.Д. Ушинский писал: «Учитель учится всю жизнь. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель!» [1].

Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

во-первых, осуществляется добровольно (то есть по доброй воле самого человека);

во-вторых, управляется самим человеком;

в-третьих, необходима для совершенствования каких-либо качеств человека, и сам человек это осознает.

Механизмами профессионального развития и саморазвития, в свою очередь, выступают самопознание и самоанализ деятельности. Под самопознанием понимается деятельность учителя, направленная на осознание своих потенциальных возможностей и профессиональных проблем. Самоанализ — это скрытая от непосредственного наблюдения, но существенная сторона профессиональной деятельности педагога и его жизнедеятельности вообще, это такой анализ педагогической деятельности, когда явления педагогической действительности соотносятся учителем со своими действиями. Практика становится источником профессионального роста учителя лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации учителя.

Следовательно, учителю необходимо усвоить конструктивные навыки по осмыслению и переосмыслению своей деятельности через самоанализ урока, педагогических ситуаций, результатов образования в целом. Переосмысление, по мнению психологов, способствует процессу субъективации, повышению ответственности за результаты своих действий. Таким образом, учителю-профессионалу присущи следующие личностные функции и качества: владение рефлексией, принятие личностного смысла педагогической деятельности, способность к презентации своего личностного опыта и др.

Исследование влияния самообразования на успешность деятельности педагога проводилось на базе Перемиловской МСОШ Шуйского района Ивановской области.

В исследовании приняли участие 8 человек:

Педагог 1 - стаж работы 4 года, возраст 27 лет (математика)

Педагог 2 - стаж работы 17 лет, возраст 39 лет (литература)

Педагог 3 - стаж работы 22 года, возраст 45 лет (история)

Педагог 4 - стаж работы 35 лет, возраст 58 лет (физика)

Педагог 5 - стаж работы 28 лет, возраст 51 год (технология и изо)

Педагог 6 - стаж работы 28 лет, возраст 49 лет (русский язык)

Педагог 7 - стаж работы 28 лет, возраст 49 лет (география и биология)

Педагог 8 - стаж работы 9 лет, возраст 32 года (обществознание)

С целью изучения влияния самообразования на успешность учителя в его деятельности нами был применен метод анкетирования.

На первом этапе для изучения способности педагогов к самообразованию мы использовали анкету №1 "Выявление способности учителя к самообразованию".

Для педагогов низкого уровня готовности к самообразованию характерно: нахождение в стадии остановившегося развития (стагнация).

Для педагогов среднего уровня готовности к самообразованию характерно: отсутствие сложившейся системы самообразования и развития, ориентация на самообразование сильно зависит от условий

Для педагогов высокого уровня готовности к самообразованию характерна: активная реализация своих потребностей в самообразовании.

Результаты анкетирования отражены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты изучения успешности педагогов.

Как видим из диаграммы, педагоги с низким уровнем успешности отсутствуют, а количество педагогов со средним и высоким уровнем одинаково.

Для выявления отношений педагогов к успешности их деятельности мы применили анкету №2 «Самоанализ успешности педагога». Данная анкета позволяет определить и уровень успешности педагогов. Для педагогов высокого уровня успешности характерны:

  • высокий уровень обученности учеников.


    • учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации);

    • учебно-логические умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и т. п.);

    • учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действия, владеть различными средствами самоконтроля и т. п.).

  • высокий уровень сформированности общеучебных умений и навыков, а именно:

  • высокий уровень в исследовательской работе и работе по самообразованию.

Соответственно, чем ниже уровень успешности, тем ниже уровни критериев.

Результаты самоанализа успешности педагога представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты изучения готовности педагогов к самообразованию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что больше всего педагогов с высоким уровнем готовности к самообразованию, а педагоги с низким уровнем готовности к самообразованию отсутствуют вовсе.

По анализу результатов двух анкет можно сделать вывод о том, что все педагоги, имеющие высокий уровень самообразования, также имеют высокий уровень успешности своей профессиональной деятельности, и практически все педагоги, имеющие средний уровень самообразования имеют средний уровень успешности в своей деятельности, это позволяет предложить прямую зависимость успешности деятельности от самообразования.

Также результаты анкетирования показывают, что возраст и предмет педагога не являются строгим показателем в успешности педагога и в его готовности к самообразованию.

Итак, самообразование педагога будет продуктивным, если:

  •  
    • в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

    • педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, а, следовательно, является открытым для изменений;

    • педагог обладает развитой способностью к рефлексии (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов);

    • педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы.

Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Список использованной литературы

  1. Даутова О.Б., Христофоров С.В. Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития // Серия “Symposium”, Инновации и образование. Выпуск 29 / Сборник материалов конференции Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2003. C.309-317

  2. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999.

Просмотров работы: 488