ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ КОЛЛЕКТИВИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ КОЛЛЕКТИВИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Тимершина Е.А. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день наше общество развивается в ключе индивидуализма, и положение личности в системе коллективных отношений напрямую зависит от ее индивидуального социального опыта. Тем не менее развитие личности отдельно от коллектива не представляется возможным, так как мы с самого рождения являемся его членами, будь то коллектив семейный, школьный или студенческий.

В современном обществе яркой формой проявления коллективизма, который так активно развивался в прошлом столетии, является движение волонтёров, а также вновь восстановленная работа Российских Студенческих Отрядов. На их примере мы можем увидеть, как объемно и всесторонне развивается личность внутри коллектива.

На основе вышесказанного хочется вспомнить известного педагога XX века Антона Семёновича Макаренко и его теорию о коллективе, в которой говорится, что чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований [3].

Вспомнив успехи А.С.Макаренко, следует предположить, что в наше время уже начиная со школьной скамьи, необходимо развивать у детей чувство коллективизма, чувство работы в команде, что в свою очередь поможет подрастающему поколению адаптироваться к взрослой жизни и научиться правильному и качественному взаимодействию с окружающими.

Программа образования в целом включает в себя различные конкурсы, соревнования и прочую деятельность, которая требует коллективного взаимодействия. В школах проводится много классных часов, слетов, которые направлены на сплочение коллектива и работу в команде.

Коллективизм – это не просто объединение людей общей целью и деятельностью, прежде всего, это верный шаг на пути к развитию молодой личности и ее плодотворному взаимодействию с внешним миром.

XXI век – это век индивидуалистического развития личности, когда людей с малых лет учат быть «одиночками», именно так стоит называть молодое поколение. Они привыкают жить для себя, стараться только для себя. Поэтому понятие «коллективизм» звучит так устарело из наших уст, показывая, что его суть ушла в глубину столетий.

Однако стоит разобраться со смыслом понятия, прежде чем отвергать его и вгонять во временные рамки. Да, коллективизм канул в небытие как государственный строй, но он живет, означая единение людей с общими интересами и целями, схожей деятельностью и жизненным потенциалом.

В современном мире примером коллективизма и коллективистской деятельности являются такие движения, как волонтерство и Молодежная общероссийская общественная организация «Российские Студенческие Отряды». В обоих случаях ребята работают и делают добро по собственной инициативе, объединяясь в группы, коллективы, но волонтеры – это добровольцы, которые просто хотят помочь, а студотряды – это более конкретно направленная деятельность, это отряды со своей спецификой, это перспектива трудоустройства для бойцов студенческого движения. Тем не менее, и там, и тут организация состоит из коллективов, которые очень сплочены, двигаются и развиваются в одном направлении, что обеспечивает высокий результат и качество действий.

Детский коллектив – это маленькая вселенная со своими правилами, установками, требованиями и условиями развития, он кардинально отличается от коллектива взрослых людей, поэтому формировать и развивать чувство коллективизма необходимо именно здесь.

Младшие школьники еще не подвержены сильному влиянию социума, они не следуют стереотипам, а воспринимают мир таким, какой он есть. Данный возраст является самым подходящим, самым оптимальным для воспитания личности ребенка, потому что он уже достаточно взрослый для того, чтобы анализировать информацию, и достаточно мал, чтобы интерпретировать ее по-своему.

Социально-педагогическая деятельность по развитию коллективизма базируется на основных принципах взаимодействия между детьми, на принципах развития коллектива, сливаясь воедино с процессом формирования молодой личности и ее приобщения к жизни в обществе. При организации данной деятельности учитываются возрастные особенности детей, уровень их развития, условия для взаимодействия и дополнительные нюансы. Так как процесс формирования коллективизма рассчитан на длительный период, действия социального педагога представляются комплексным взаимодействием как с коллективом в целом, так и с отдельной личностью в частности [4].

Содержание деятельности социального педагога по развитию коллективизма у младших школьников также представляет собой слияние нескольких приемов взаимодействия. Сюда относится проведение диагностических методик на выявление способностей ребят, на определение состояния коллектива в общем. Тренинги, направленные на взаимное изучение друг друга и развития чувства доверия и симпатии между детьми. Коллективно творческие дела, предполагающие совместную задумку, разработку и реализацию запланированного. КТД необходимы детям, с их помощью развивается активность, ответственность, самостоятельность у ребят. Такая деятельность объединяет их, способствуя активной социализации.

Таким образом, развитие чувства коллективизма наиболее оптимально начинать в младшем школьном возрасте, пока детский коллектив еще доступен для внешних воздействий. Социально-педагогическая деятельность включает в себя комплекс направлений по работе с детским коллективом, определяя тем самым содержание работы социального педагога, задача которого, развить чувство коллективизма у ребят, не принуждая их, а завлекая интересной работой.

Литература

  1. Аминева, Э.А. Особенности формирования личности в детском коллективе [Текст] / Э.А. Аминева // В сб.: Интеграция псих.-пед. теории и практики о поликульт. образ. пространстве. Сборник материалов Всероссийской научной конференции. — 2014. — С. 200-202.

  2. Куличкина, М.И. Психологические особенности детского коллектива и формирование коллективистических качеств личности детей школьных возрастов [Текст] / М.И. Куличкина // Соврем. гуман. исслед. — 2008. — №1. — С. 297-300.

  3. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности [Текст]: сборник / Сост. В.В. Кумарин. — М.: Педагогика, 1972. — 336 с.

  4. Методика и технологии работы социального педагога [Текст]: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева и др.; под ред. М.А. Галагузовой, А.В. Мардахаева. — М.: Изд. центр «Академия», 2012. — 192 с.

Просмотров работы: 136