Выпускники учреждений СПО (колледж), имея за плечами трудовой стаж и опыт, а также полностью осознав свой выбор, продолжая обучение в вузе, демонстрируют высокую мотивацию к получению высшего образования, умение решать стереотипные и диагностические задачи, практические знания по специальным предметам, деловитость, организованность. В то же время переход к более высокой ступени обучения не бывает безболезненным. Иллюзия всезнания подчас снижает интерес к изучению нового в профессии. В связи с этим особенную актуальность приобретает проблема сравнительного анализа интеллектуальной одаренности и базовых потребностей у студентов творческих специальностей СПО и ВУЗ.
Поскольку предметом исследования является сравнительного анализа интеллектуальной одаренности студентов, остановимся на обосновании данного термина. При разработке данного понятия мы исходили из структуры интеллекта, предложенной американским психологом Говардом Гарднером (Howard Gardner). В своих работах Гарднер выделил семь типов интеллекта:1 – визуально-пространственный, 2 – телесно-двигательный или кинестетический, 3 – музыкально-ритмический или аудиальный, 4 – лингвистический, 5 – логико-математический, 6 – внутриличностный, 7 – межличностный. [1]
Как утверждают некоторые ученые, наиболее эффективным условием развития любого вида интеллекта, является наличие базовой и актуальной потребности. Мы в данной статье остановимся на фразеологическом экспресс-тесте на выявление ведущего типа потребностей автора Гребневой В.В. Она выдвигает концепцию следующих потребностей – инстинктов человека: 1- Эгофильный тип, 2- Генофильный тип, 3- Альтруистический тип,4- Исследовательский тип , 5- Доминантный тип, 6- Либертофильный тип, 7- Дигнитофильный. [3]
Мы предполагаем, что профили базовых потребностей и интеллекта у студентов СПО И ВУЗа могут быть похоже, что положительно влияет на дальнейшую судьбу выпускников СПО. Для проверки данной гипотезы нами была проведена диагностика на выявление интеллекта по методике Гарднера и базовой потребности по методике Гребневой В.В. В эксперименте приняли участие испытуемые студенты НИУ «БелГУ» профиля подготовки Изобразительное искусство и мировая художественная культура в количестве 24 человек. В результате были определены средние уровни изучаемых показателей по выборке. Сравнение профиля базовых потребностей и профиля интеллекта представлено на графике.
Рис.1. Взаимосвязь профиля базовых потребностей и интеллекта у студентов-художников ВУЗа.
Так же в эксперименте приняли участие испытуемые студенты ОГАПОУ «Яковлевского педагогического колледжа» специальности 54.02.01 «Дизайн» в количестве 20 человек. В результате были определены средние уровни изучаемых показателей по выборке. Сравнение профиля базовых потребностей и профиля интеллекта представлено на графике.
Рис. 2 Типы интеллекта у студентов средне-профессионального образования
Рис. 3 Типы потребностей студентов средне-профессионального образования
Так как в результате проведённого теста мы выявили, что и у студентов средне-профессионального и высшего учебного заведений, одинаково высокие показатели развития визуально-пространственного интеллекта. Гарднер утверждает, что люди с таким интеллектом мыслят в картинках, легко создают зрительные образы, используют метафоры, чувствуют форму, любят искусство: графику, живопись, скульптуру, без труда читают карты, таблицы и диаграммы, запоминают с помощью картинок, хорошо чувствуют цвет, для создания образов используют все органы чувств.
Исходя из результатов исследования типа потребностей, выявлены различные показатели у студентов. В исследуемой группе студентов НИУ «БелГУ» выявлен альтруистический тип личности, а у студентов колледжа генофильный тип потребности.
Остановимся на описании альтруизма и генофильного типа потребности. Альтруизм – это деятельность человека, направленная на заботу о другом человеке, его благополучии и удовлетворении его интересов. Альтруист – это человек, в основе нравственных понятий и поведения которого лежит солидарность и забота в первую очередь о других людях, об их благополучии, соблюдении их желаний и оказании им помощи. Генофильному типу характерна своеобразная разновидность эгоцентризма, когда «Я» замещается понятием «Мы» (под «Мы» подразумевается семья) вплоть до отрицания «Я». Ценности, цели, жизненный замысел подчинены одному – интересам детей, семьи. Это люди, которые ценят «интересы семьи превыше всего», а их кредо: «Мой дом — моя крепость». Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители — хранители семьи, хранители генофонда рода, хранители жизни.[2]
На основании полученных данных можно сделать вывод, что интеллектуальные сходства потребностей студентов средне-профессиональныхи высших учебных заведений, дают возможность выпускникам среднего образования поступить в высшее учебное заведение, в котором обучение и период адаптации, будет проходить легче, чем у выпускников общеобразовательных школ.
Список литературы:
Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта (Frames of Mind. The Theory of Multiple Intelligence)/ Г. Гарднер. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 512 с.
Гребнева В.В. Человекоцентрированная модель социально-психологического взаимодействия в системе «человек-вуз»: монография для психологов, студентов, преподавателей и сотрудников вузов, специалистов ППМС-центров / В. В. Гребнева; рец.: В.А. Москвин, Н.В. Поддубный. - Уфа: Инфинити, 2012. - 267 с.
Гребнева В.В.Психология для кураторов: Учебное пособие. – Белгород, 2006. – 202 с.