АНАЛИЗ ВИЗУАЛЬНЫХ СРЕД ПРОГРАММИРОВАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АНАЛИЗ ВИЗУАЛЬНЫХ СРЕД ПРОГРАММИРОВАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Ермакова А.Г. 1
1Шуйский филиал ИвГу
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества, стремительного вхождения в нашу повседневную жизнь информационных и коммуникационных технологий особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. Одним из наиболее интересных вопросов, требующих особого внимания в обучении информатики и ИКТ, является вопрос о обучении программированию. В последнее время наметилась явная тенденция перехода обучения от алгоритмических и объектно-ориентированным языкам с использованием визуальных сред программирования.

Трейси Гарднер из TechAgeKids делится своими мыслями по поводу программирования детьми в текстовых и визуальных языках: «Говорят, что дети должны начинать с визуальных языков программирования, таких как Scratch, а затем переходить к текстовым, например Python или JavaScript.». [1]

Одна из важных особенностей визуальных языков – то, что дети не должны помнить список команд или сложный синтаксис, который их окружает. Это слишком большое количество данных для детей, изучающих новый язык программирования.

Профессиональные разработчики программного обеспечения часто предполагают, что такие языки, как Scratch являются упрощенной версией программирования. На наш взгляд, это не совсем так. Scratch удаляет лишние детали, которые мешают детям пройти путь от зарождения идеи до запуска. В Scratch можно рисовать фрактальные деревья и решать сложные проблемы синхронизации.

Scratch безусловно интересная среда визуального программирования для школьников, но есть и другие языки программирования, которые не требуют дополнительных знаний в области информатики.

Одним из таких языков является игрушечная сред LightBot разработанная для самых маленьких (можно использовать с 5-6 лет). Необходимо запрограммировать движение «виртуального» робота (рис. 1). Несмотря на простоту, с помощью LightBot можно не только формировать операционное мышление ребенка, но и изучать такие понятия программирования, как подпрограммы-процедуры.

Рис. 1. Выполнение роботом программы в LightBot

Little Wizzard – среда программирования для детей, предназначенная для изучения основных элементов программирования в начальной школе. Используя только мышку, дети получают возможность составлять программы и изучать такие понятия, как переменные, выражения, ветвления, условия и логические блоки (рис. 2.). Каждый элемент языка программирования представляет собой интуитивно понятный символ.

Рис. 2. Вариант выполнения задания в среде LittleWizzard

Компания Google выпустила свой визуальный язык программирования Google Blocky, который позволяет создавать программы вообще без ввода каких-либо символов или текста (рис. 3.). Разработка здесь осуществляется из широкого набора типовых лего-блоков, логическая композиция и соединение которых позволяет реализовывать заданную алгоритмическую функциональность программы.

Рис. 3. Программа в среде GoogleBlocky

PencilCode – ресурс, который научит с помощью кода рисовать, создавать музыкальные произведения и писать интерактивную прозу (рис. 4.). Для того, чтобы новичкам не пришлось писать много строк незнакомого кода, используются визуальные блоки с готовыми элементами языка, которые можно составлять вместе, объединять в циклы и менять их параметры.

Рис. 4. Выполнение графических элементов в среде PencilCode

Существует большое количество визуальных сред программирования, использующих различные языки. Поэтому выбор визуальной среды достаточно важен. Использование визуальной среды программирования позволяет привлечь к изучению программирования всех учеников без исключения, повысить их понимание процесса создания программы, дать понимание применения программного кода, более точно определить профессию программиста.

Сравнительная характеристика визуальных сред программирования для школьников рассмотрены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика визуальных сред программирования для школьников

Название среды

Ссылка на сайт

Язык интерфейса

Возраст

Стоимость

Онлайн

/офлайн

Мобильное приложение

Исполнители

Scratch

https://scratch.mit.edu/

Доступно 40 языков, в том числе и русский

От 8 до 16 лет

бесплатно

Существует версия офлайн и онлайн

есть

Кот

LightBot

http://lightbot.com/

Английский

С 5-6 лет

Бесплатно

Офлайн

есть

Робот

Little Wizzard

http://littlewizard.sourceforge.net/

Английский

С 8-10 лет

Бесплатно

Офлайн

нет

Маленькая волшебница

Google Blocky

http://blockly.ru/index.html

Русский

С 11-13 лет

Бесплатно

Онлайн

нет

Блоки-алгоритмы

PencilCode

https://pencilcode.net/

Английский

С 11-14 лет

Бесплатно

Онлайн

нет

Черепашка

Разумеется, по предложенным критериям невозможно ввести метрику, позволяющую определить «лучшую среду». Каждая среда программирования, если она используется, в чем-то превосходит аналоги и лучше подходит для той задачи, которую ставит перед собой учитель. Этот обзор имеет своей целью предоставить фактическую информацию, необходимую для того, чтобы сделать осознанный выбор среды программирования, которая подходила бы для конкретной ситуации, и указать на важные элементы функциональности подобных сред.

Список литературы:

  1. Tracy Gardner. Graphical vs Text-Based Coding for Kids. [Электронный ресурс]. URL: http://www.techagekids.com/2016/07/ (Дата обращения: 19.01.18)

  2. Литвинов Ю.В. Визуальные средства программировании роботов и их использование в школах // Современные информационные технологии и ИТ-образование, сборник избранных трудов VII Международной научно-практической конференции. М.:ИНТУИТ.РУ, 2012, с. 858-868

  3. Scratch: programming for all / M. Resnick, J. Maloney, A. Monroy-Hernandez [и др.] // Communication of the ACM, 2009. T.52, №11. С.60-67

  4. Вордерман Кэрол. Программирование для детей. Иллюстрированное руководство по языкам Scratch и Phyton.[Текст] /Вордерман Кэрол – М: Манн Иванов и Фербер, 2015, 224 с.

Просмотров работы: 364