В советские годы было запущено производство карамели и пряников, а в годы Великой Отечественной войны производственные мощности предприятия были направлены на обеспечение фронта.
После войны техническое оснащение цехов фабрики значительно улучшили посредством автоматизации многих процессов. Были установлены тестомесильная, помадосбивальная и ротационные машины, механизмы для упаковки конфет. Такие усовершенствования позволили в разы увеличить объемы выпускаемой продукции.
В период с 1981 по 1990 год, был построены новый производственно-бытовой корпус, водонапорная башня, пробито несколько артезианских скважин, налажено дорожно-транспортное сообщение. В результате обновления на фабрике начали производить суфле «Птичье молоко», отливные и шоколадные конфеты.
Также у КФ «Славянка» есть узнаваемая эмблема – это русская девушка, в народном костюме. История появления «девушки», которая принесла узнаваемость кондитерской фабрике, потерялась в ее истории, но известно одно, что эмблема появилась чуть позже самой фабрики.
Исследуемая организация ЗАО «Славянка» представляет производство пищевых, шоколадных, карамельных, вафельных продуктов и др. продуктов.
Основная цель компании: «Мы можем сделать Вашу жизнь сладкой!!!».
Миссия Кондитерской фабрики «Славянка»: производить качественные продукты по доступной цене.
Отменное качество кондитерских изделий, выпускаемых фабрикой «Славянка», обеспечивается за счет использования натурального, экологически чистого сырья и высококачественных добавок. Особое внимание на предприятии уделяется качеству входящего сырья, каждая партия которого проходит тщательный анализ, в том числе на отсутствие генетически модифицированных ингредиентов и безопасность для здоровья потребителей.
Стратегические цели компании:
Обеспечение безопасности и поддержание гарантированного качества выпускаемой продукции, путем совершенствования технологических процессов, систем мониторинга и предупреждающих воздействий.
Поддержание устойчивого доверия потребителей, удовлетворения их требований и ожиданий.
Увеличение прибыли компании за счет уменьшения потерь при производстве продукции.
Финансовая стратегия компании: выживание предприятия в конкурентоспособности; достижение темпов роста; сокращение расходов.
ЗАО «Славянка» в отрасли производства шоколадных изделий, занимает достойное положение, несмотря на большое количество конкурентов. Мировой кондитерский рынок продолжает расти как по физическому объему товаров в обороте, так и в стоимостном выражении, хотя и сталкивается с конкуренцией со стороны целого ряда альтернативных изделий, таких как изделия закусочного типа, выпечные и т.п.
Российский рынок шоколадных изделий отличается высокой концентрацией. Почти 3/4 общероссийских продаж шоколадных изделий контролируют пять ведущих игроков: это международные гиганты кондитерской отрасли Nestle, Kraft Foods (КФ «Покров», Владимирская область) и Mars (США); холдинг «Объединенные кондитеры», куда входят крупнейшие отечественные производители шоколада - ОАО «Рот-Фронт», ОАО «МКФ «Красный Октябрь», ОАО «Бабаевский» (Москва); и кондитерское объединение «СладКо» - ОАО «СладКо» (Екатеринбург) и ОАО «Кондитерская фабрика «Волжанка» (Ульяновск). Среди отечественных игроков этого сегмента можно отметить, пожалуй, лишь ЗАО «Кондитерская фабрика «Славянка» (город Старый Оскол), специализирующуюся на выпуске батончиков и выпускающую оригинальную продукцию под маркой «Чудо»: «Обыкновенное Чудо», «Просто Чудо», «Любимое Чудо» и т.д., которая по цене заметно выигрывает у продукции «иностранцев».
Нами был проведен SWOT-анализ, где были проанализировали слабые и сильные стороны, возможности и угрозы исследуемой организации. (таблица 1).
Таблица 1 – SWOT – анализ для ЗАО «Славянка»
Возможности Проникновение на новые рынки Расширение ассортимента Использование новых технологий Завоевание позиций на рынке как самые «натуральные» конфеты Увеличение производственных мощностей |
Угрозы 1.Зависимость от поставок, что может сбить производство 2.Рост цен у поставщиков, что приведет к росту цен на конфетные изделия 3.Активный рост конкуренции 4.Изменение потребностей со стороны покупателей 5.Неблагоприятные изменения в структуре граждан |
|
Сильные стороны 1. Оборудование, позволяющее работать практически без брака; 2.Высокое качество выпускаемой продукции; 3. Контроль качества сырья и готовой продукции. 4. Умеренные цены 5. Экологичность производства 6. Достижение инноваций в области упаковки 7. Спрос не зависит от времени года 8.Существуют розничные торговые точки, торговые помещения и торговый персонал; |
Как воспользоваться возможностями? 1.Изучать новые сегменты рынка 2.Использовать и вводить в производство новые технологии 3.Изучать предпочтение покупателей 4.Соглосовывать качество ассортимента с стандартами ГОСТ |
Как нейтрализовать угрозы? Проводить маркетинговые исследования |
Слабые стороны Отдаленность от центральных партнеров Оборудование, требующее модернизации Отсутствие грамотных специалистов за границей Большой объём отходов |
Что может помешать воспользоваться возможностями? Большая конкуренция |
Самые большие опасности для компании 1. Увеличение цен на конфеты, низкая окупаемость затрат |
Для дальнейшего процветания (существования) на рынке, ЗАО «Славянка» необходимо сконцентрировать внимание на:
совершенствование существующего портфеля продуктов;
создание линии продуктов с высокими потребительскими свойствами;
формирование фирменного стиля компании;
совершенствовать производство.
Фирма в долгосрочном периоде может столкнуться с рядом угроз, такими как:
зависимость от поставок, что может сбить производство;
рост цен у поставщиков, что приведет к росту цен на конфетные изделия; активный рост конкуренции;
изменение потребностей со стороны покупателей;
неблагоприятные изменения в составе населения;
рост пошлин на ввозимое и вывозимое сырье;
рост стоимости коммунальных услуг, что повлечет за собой увеличение цен на ассортимент;
высокий уровень безработицы;
появление новых видов кондитерских фабрик (конкурентов);
увеличение расходов на исследовательские разработки и т.п.
По данным PEST – анализа (таблица 2), проведенного для ЗАО «Кондитерская фабрика «Славянка», можно сделать следующие основные выводы:
1. На рынке России ужесточается конкуренция между производителями. Однако, конкуренция в определенной степени за счет роста потребления кондитерских изделий.
2. Объемы продаж только повышаются, что как следствие ведет к тому, что конкуренция на данном рынке будет только возрастать, как среди действующих участников рынка, так и между действующими и вновь появляющимися отечественными и зарубежными производителями.
Таблица 2 – PEST – анализ ЗАО «Кондитерская фабрика «Славянка»
Факторы макровооружения |
Влияние факторов |
Политические |
1.Рост пошлин на ввозимое сырье и импортируемые кондитерские изделия 2.Поддержка российских производителей |
Экономические |
1.Рост доходов населения 2.Снижение уровня инфляции 3.Рост оборота оптовой и розничной торговли 4.Рост оборота общественного питания5.Рост стоимости коммунальных (платных услуг) 6.Высокий уровень конкуренции на рынке 7. Присутствие на рынке мировых лидеров кондитерской промышленности 8.Высокий уровень безработицы |
Социальные |
1.Любовь к сладкому и вкусному со стороны потребителей 2.Рост потребления конфет, начиная с детского уровня 3.Большое влияние рекламных роликов на потребителя 4.Рост рождаемости 5.Доверие российскому производителю |
Технологические |
1. Совершенствование производства 2.Появление новых видов кондитерских изделий 3.Совершенствование технологий сбыта и продвижения 4. Увеличение расходов на исследования и разработки |
При проведении SNW-анализа организации можно выделить структуру внутренней среды по блокам: товарный, функциональный, ресурсный, организационный, управленческий (таблица 3).
Таблица 3 - SNW-анализ значимых параметров в деятельности ЗАО «Славянка»
№ п/п |
Значимые параметры в деятельности предприятия |
Качественная оценка |
Комментарии |
|||
Сильная |
Нейтральная |
Слабая |
||||
1. |
Обучение персонала |
+ |
Обучение проводится, но не так регулярно |
|||
2. |
Условия труда |
+ |
Благоприятные условия |
|||
3. |
Мотивация и стимулирование персонала |
+ |
Мотивации нет |
|||
4. |
Текучесть кадров |
+ |
Текучесть как у конкурентов |
|||
5. |
Квалификация персонала |
+ |
Самые лучшие и квалифицированные кадры |
|||
6. |
Оценка качества работы персонала |
+ |
Работаем без брака и прочих дефектов |
|||
7. |
Социальный пакет |
+ |
Есть |
|||
9. |
Уровень технической оснащенности |
+ |
Есть что улучшить |
|||
10. |
Информационное обеспечение |
+ |
Хорошо развито |
|||
11. |
Качество выпускаемой продукции |
+ |
Высокое качество |
|||
12. |
Организация маркетинга на предприятии |
+ |
Маркетинг развит, происходит постоянный анализ потребностей потребителей |
|||
13. |
Производственные площади |
+ |
Велики |
|||
15. |
Состояние охраны труда |
+ |
Соответствует закону РФ |
|||
16. |
Дилерская сеть |
+ |
Существуют |
|||
17. |
Объемы производства |
+ |
Поставка товара проходит как в РФ, так и за рубежом |
|||
18 |
Ассортимент выпускаемой продукции |
+ |
Ассортимент самый различный, как для детей, так и для взрослых |
|||
19. |
Численность персонала |
+ |
Все укомплектовано |
|||
20. |
Заработанная плата |
+ |
Выше всех конкурентов |
|||
21. |
Имидж (деловая репутация) предприятия |
+ |
Репутация отличная, а имидж высокий, так как работает маркетинг |
|||
22. |
Психологический климат в коллективе |
+ |
Благоприятный |
|||
23. |
Финансовая устойчивость предприятия |
+ |
По данным финансового анализа положение очень устойчивое |
|||
24. |
Территориальное расположение |
+ |
Точки продаж расположены в близко доступных районах |
|||
25. |
Ценовая политика |
+ |
Цены всегда колеблется в одном диапазоне от 70 до 220 рублей |
|||
26. |
Объемы продаж |
+ |
Входит в 1 самых продаваемых |
|||
27. |
Сроки выполнения заказов |
+ |
Все заказы выполнятся точно в срок |
|||
28. |
Зависимость от поставщиков |
+ |
Существуют несколько поставщиков, т.к. альтернатив нет |
|||
29. |
Ориентация на потребителя |
+ |
Цель - угодить клиенту по всем его предпочтениям |
|||
30. |
Стратегия развития предприятия |
+ |
Стратегии существуют |
Проанализируем конкурентоспособность ЗАО «Славянка» исходя из пятифакторной модели М. Портера (таблица 4).
Таблица 4 - Анализ конкурентных сил в отрасли по Портеру на примере ЗАО «Славянка»
Параметр |
Значение |
Описание |
Направления работ |
Товары – заменители «Цена - Качество» |
3 |
Конкуренты существуют и занимают высокую долю на рынке |
Расширять границы и ориентироваться на производство новой продукции |
Количество игроков |
3 |
Количество отраслевых производителей велико |
1.Проводить частые маркетинговые исследования. 2.Делать упор на качестве продукции, которая не содержит никаких красителей, веществ и т.п. |
Дифференциация продукта |
1 |
Продукция разнообразна |
Есть к чему стремится, постоянный анализ рынка, привет к более крепкой позиции в сегменте выпуска конфет. |
Доступ к каналам распределения |
2 |
Наш товар могут позволить все жители и любая аудитория в разных городах РФ |
1.Необходимы инвестиции в компанию, для продвижение товара за рубеж |
Чувствительность к цене |
2 |
Цена товаров полностью соответствует качеству. Каждый клиент найдет прекрасный товар по своему кошельку. |
Проводить исследования, изучать статистику по оплате труда и т.п. |
На основе анализа конкурентного состояния предприятия ответим на следующие вопросы:
Какова угроза появления новых конкурентов?
Большая угроза появления конкурентов, так как каждый вид продукции имеет собственного конкурента.
Основными конкурентами в категории «конфеты в коробках», являются ООО «Одинцовская кондитерская фабрика», ЗАО «Крафт Фудс Рус», компания «Нестле», компания Ferrero.
Основными конкурентами в сегменте «карамель» являются компания «Нестле», группа «Рошен» (Украина) и ОАО «Кондитерское объединение «Сладко».
Конкурентами в сегменте рынка «весовые конфеты» являются компания «Нестле», группа «Рошен» (Украина) и ОАО «Кондитерское объединение «Сладко».
В сегменте рынка «шоколадные батончики» компаниями - конкурентами являются: Mars (Snickers, Bounty, Mars, Twix), Nestle (Kit Kat, Nesquik, Nuts) Cadbury (Picnik). Активно развивает данное направление компания Ferrero (Duplo, Kinder Bueno, Kinder Country).
Основными конкурентами в сегменте рынка «шоколадные плитки», являются ЗАО «Крафт Фудс Рус», компания «Нестле».
Какова угроза появления товаров-субститутов?
Если на рынке появился субститут, то это будет представлять реальную угрозу, конкурирующие фирмы воздержатся от повышения цен на свои товары и будут стремиться совершенствовать их. В нашей примере, уже существуют товары–субституты.
Каковы рычаги воздействия покупателей?
Покупатели отрасли неодинаковы и по своим потребительским запросам. Они предъявляют спрос на различный уровень обслуживания, качества и надежности изделий, различную информацию, сопровождающую представление товара, и т.д.
Покупатели не располагают достаточными альтернативными источниками снабжения. Возможности воздействия покупателей ограничены, если их потребности не могут быть в достаточной мере удовлетворены другими продуктами требуемого качества.
Как фирма влияем на покупателей?
Фирма часто проводит ярмарки, акции, предлагает большой выбор ассортимента.
Каковы рычаги воздействия поставщиков?
В роли поставщиков для организаций по продаже кондитерских изделий выступают производители этих товаров, то есть заводы. А без заводов, работа в организации по продаже кондитерских изделий может приостановиться. Например, агент может заключить сделку на предоставление определенного объема товара, но завод не справляется с работой, поэтому идут затраты. Можно сделать вывод о том, что поставщики существенно влияют на организации по продаже кондитерских изделий в целом.
Каков уровень конкуренции в отрасли?
Уровень конкуренции достаточно высокий. Существует множество компаний, производящих похожий ассортимент. В зоне расположения прилавков, находится множество точек и ларьков разных производителей.
В этих условиях, ЗАО «Славянка» несомненно, является одним из лидеров кондитерского рынка, с большими производственными мощностями, развитыми сетями и каналами реализации продукции, с широкой гаммой продукции, представленной на рынке.
ЗАО «Славянка» демонстрирует стабильное положение на рынке, действует как лидер, у нее есть ряд преимуществ по сравнению с конкурентами. Отличительной чертой является забота о своих потребителях, а также доступность. Компании необходимо поддерживать постоянное качество своей продукции на уровне российских стандартов, придерживаться разработанных стратегических целей.
Список используемых источников:
Кириченко, Т. В. Финансовый менеджмент: Учебник / Т. В. Кириченко. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 484 с. - ISBN 978-5-394-01996-8 [Электронный ресурс]. - URL: http://znanium.com /bookread2.php?book =415005
Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. - 3-е изд. пераб. и дополн. - М.: Проспект, 2014. - 1104с.- ISBN 978-5-392-11235-7 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.book.ru/book/916383
Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика фирмы: Учебник / Н.Н. Симоненко, В.Н. Симоненко. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012. - 512 с. ISBN 978-5-9776-0246-4 [Электронный ресурс]. - URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=260447
Официальный сайт Кондитерской фабрики «Славянка» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.slavjanka.ru/ (дата обращения 12.12.2017)
Портных, В.В. Стратегия бизнеса [Электронный ресурс] / В.В. Портных. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 276 с. - ISBN 978-5-394-01961-6 [Электронный ресурс].-URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=430630