ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО СЛОГОДЕЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО СЛОГОДЕЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Елисеенко А.А. 1, Токарева Е.Ю. 1
1ТПИ им. Д.И. Менделеева филиал ТюмГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые навыки и умения, с помощью которых они овладевают знаниями по другим дисциплинам.

Слог-это минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся максимальной слитностью своих компонентов. В артикуляторном отношении слог не членим в том смысле, что речь распадается именно на слоги, а не на отдельные звуки.

Проблема слога сводится к двум взаимосвязанным вопросам: фонетической природе слога и принципам слогоделения. Трудность проблемы заключается в том, что слогоделение не связано с различием значения: семантика языкового знака не зависит от разделения его экспонента на слоги. Так, экспонент слова кошка бесспорно состоит из двух слогов, однако каких именно (кош-ка или ко-шка) семантикой слова не обусловлено. Поэтому лингвистических критериев разделения на слоги, подобных критериям членения речи на фонемы, не существует. Основную роль в решении проблемы слога в современной фонетике играют объективные методы исследования с использованием совершенной звукоанализирующей аппаратуры.

В русской фонетике еще В. А. Богородицким, учеником И. А. Бодуэна де Куртенэ, было высказано мнение (правда, не подтвержденное экспериментальными данными), что согласные являются звуками, вызываемыми смыкательными движениями органов речи, а гласные вызываются размыкательными движениями. Современные исследования фонетистов и физиологов также подтверждают, что простейшей артикуляторной конструкцией русской речи является смыкательно-размыкательное движение произносительных органов: смыкание (включая и такой вид преграды, как щель) при артикуляции согласного и размыкание при артикуляции гласного. Повторение этого артикуляторного комплекса порождает последовательность открытых слогов типа СГ. Открытый слог представляет собой произносительную структуру в том смысле, что его компоненты — согласный и гласный — не могут считаться независимыми, так как в сильнейшей степени влияют друг на друга; они выступают как части более крупного звукового целого — слога. Произносительная общность элементов открытого слога определяется тем, что артикуляция всего комплекса выполняется как бы в результате единой команды из управляющих центров коры головного мозга: все, что может быть произнесено одновременно, одновременно и произносится [Бондарко, 1998. С. 195]. В самом начале произнесения слога типа СГ происходит подготовка к артикуляции гласного, а все его движения, не противоречащие артикуляции согласного, начинаются с самого начала слога. Конкретными примерами такой слитности в русском языке являются: а) лабиализация согласных перед /о/ и /у/; б) назализация гласного после носовых согласных; в) образование ярко выраженного перехода от мягкого согласного к гласному; г) взаимоприспособление места образования согласного и гласного и т.д. Слог типа СГ является произносительной единицей в том отношении, что это не просто последовательность следующих друг за другом звуков, а такая последовательность, которая объединяется общей артикуляторной программой, определяющей организацию произносительных движений при образовании слога. Напротив, сочетание звуков типа гласный + согласный (ГС) представляет собой простую последовательность элементов, мало связанных друг с другом.

В свете сказанного выше специфика русского языка в плане слоговой структуры заключается в тесной связанности согласного с последующим гласным. Поэтому для русского языка характерны слоги типа СГ (открытые) и менее характерны слоги типа ГС (закрытые).

Слогоделение в начальных классах.

На какой же признак слога опираются учащиеся, чтобы правильно разделить слово на слоги? В слове столько слогов, сколько гласных. Произнесенное слово дети делят на части, каждая из которых произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Это и есть слог. В написанном (напечатанном) слове учащиеся сначала находят гласные буквы, затем делят на столько частей (слогов), сколько гласных. Умение правильно и быстро делить слово на слоги относится к числу важнейших, над которыми идет работа в I классе. Во-первых, с опорой на данное умение учащиеся овладевают процессом чтения и письма. Чтобы правильно передать на письме звуковую форму слова, ученик прежде всего делит слово на слоги. Устанавливает взаимодействие звуков между собой в пределах слога и использует нужные буквы для обозначения согласных и гласных звуков. Умение учащихся делить слово на слоги, диктовать себе по слогам, четко представляя в слоге место каждого звука, их последовательность, ведут к правильной записи слов без пропусков и перестановки букв. Поэтому работа над слогом должна включать списывание по слогам (научить списывать!), запись под диктовку по слогам (послоговое проговаривание).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аванесов Р.И. О слогоразделе и строении слога в русском языке //Вопросы языкознания.1954 №6 //

  2. Бондаренко Л.В., Павлова Л.П. О фонетических критериях при определении места слоговой границы. //Русский язык за рубежом.1987 №4//

  3. Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. Москва. ОНИКС 2016 г.

  4. Тикунова Л.И. Дидактический материал по русскому языку.1 класс Дрофа 2014 г.

Просмотров работы: 181