Исследованиями родительско-детских взаимодействий занимался А.С. Макаренко, который разделил семьи на «полные» и «неполные». Одна из бед современности – проблемы социализации и воспитания детей из неполных семей. Такие дети зачастую очень ранимы, могут иметь комплексы. Их матерям зачастую не удается с кем-то разделить ответственность за своих детей. И все проблемы, которые в полных семьях делятся между обоими родителями, пусть даже неравномерно, в неполных семьях ложатся на плечи одной только матери.
Проблема исследования: особенности взаимодействия и отношений детей и родителей в неполных семьях
Цель работы – выявить особенности взаимодействия и отношений детей и родителей в неполных семьях.
Объект исследования курсовой работы – неполные семьи. Предмет исследования – специфика родительско-детского взаимодействия в неполных семьях.
Как сильно различается воспитание детей в полных и неполных семьях? Судя по житейскому опыту, единственно верного ответа не существует. Кто-то будет утверждать, что от воспитания ребенка одним родителем его развитие нисколько не пострадает. Другие будут доказывать, что это накладывает определенные неизгладимые отпечатки на всю дальнейшую жизнь. Третьи же даже находят преимущества от воспитания подобным образом, ведь оставшийся родитель несет двойную ответственность за своих чад, он будет сверхвнимательным и готовым помочь в любой кризисной ситуации, не говоря уже о том, что наученный горьким опытом, родитель никогда не будет незаслуженно винить детей в своих неудачах и ошибках. У всех найдется пара, другая иллюстраций этого утверждения. Нередко именно из неполной семьи выходят прекрасные, выдающиеся члены общества
Мы выявили, что неполные семьи в современном мире закрепились как норма.
Выявляя различия между полными и неполными семьями, мы задаемся вопросом – есть ли различие в эмоциональном плане в родительско-детских отношениях в этих двух разных типах семей. Ведь уделение ласки, заботы, и наконец, банального внимания происходит по-разному.
Исследование особенностей взаимодействия и отношений детей и родителей в неполных семьях проводилось в 2017 году в г. Вязники. В исследовании приняли участие 5 детей из полных семей, 5 детей из неполных семей. Все они являются учениками старших классов средней школы. Так же в исследовании были задействованы родители, как из полных (10 родителей), так и из неполных (5 родителей) семей. Мы разделили детей на две группы по воспитанию в семье определенного типа.
В таблице №1 представлены результаты диагностики, определяющей стиль отношения к ребенку в неполной семье.
Таблица № 1.
Результаты изучения стиля отношения к ребенку в неполной семье
№ пп |
Принятие |
Кооперация |
Симбиоз |
Гиперсонализация |
Инфантилизация |
1. |
54 |
49 |
39 |
14 |
85 |
2. |
68 |
80 |
75 |
32 |
15 |
3. |
54 |
80 |
39 |
32 |
70 |
4. |
92 |
49 |
39 |
32 |
85 |
5. |
77 |
49 |
75 |
96 |
85 |
Сред. знач. |
69 |
61,4 |
53,4 |
41,2 |
68 |
Таблица №2
Результаты изучения стиля отношения к ребенку в полной семье
№ пп |
Принятие |
Кооперация |
Симбиоз |
Гиперсонализация |
Инфантилизация |
1. |
9 |
80 |
5 |
69 |
46 |
2. |
97 |
49 |
75 |
69 |
15 |
3. |
77 |
12 |
93 |
69 |
85 |
4. |
89 |
31 |
75 |
32 |
70 |
5. |
68 |
49 |
75 |
69 |
93 |
6. |
31 |
80 |
75 |
14 |
70 |
7. |
54 |
80 |
93 |
32 |
46 |
8. |
68 |
49 |
93 |
84 |
70 |
9. |
77 |
80 |
87 |
54 |
70 |
10. |
68 |
31 |
20 |
69 |
97 |
сред. знач. |
63,8 |
54,1 |
69,1 |
56,1 |
66,2 |
Тест «Рисунок семьи»
Данное тестирование направлено на изучение внутрисемейных отношений и эмоциональной сферы.
Дети из неполных семей зачастую не изображали на своих рисунках ушедшего родителя, в редких случаях он был запечатлен в отдалении, на расстоянии от остальных членов семьи. Случалось, что ребенок не включал себя в общую картину, либо же рисовал одного себя. В таких рисунках замечена характерная особенность – отдаленность, самостоятельность членов семьи друг от друга. Были и другие рисунки, с изображенными на них всеми членами традиционной семьи. Это говорит о том, что ребенок на подсознательном уровне ожидает нормализации внутрисемейных отношений, мечты о воссоединении семьи его не покидают.
Дети из полных семей рисовали простые рисунки не вызывающие паники. Мы наблюдаем чувство сплоченности и общности, все члены семьи нарисованы вместе. То, что все находятся в близости, говорит нам о сплоченности семьи и взаимовыручке. Ребенок демонстрирует положительные эмоциональные связи внутри своей семьи.
Тест «Несуществующее животное»
На основе результатов этого теста можно сделать выводы, что дети из неполных семей менее открыты и выражают в основном агрессию. Можно полагать, что их проявление агрессии необходимо в целях защиты. Повышенная тревожность, отсутствие любви и ласки, недоверие к самим себе, одиночество – все это наблюдается в их рисунках. Зато они раньше становятся взрослыми и самостоятельными [5].
Дети из полных семей более энергичны. У них нет серьезных психологических травм, и поэтому они любознательны, быстрее поддаются обучению. Дети из неполных семей – скромны и спокойны. Так же проявляют склонности к обучению, но с меньшим рвением [4].
Методика «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская)
Результаты диагностики представлены в таблицах № 3 и № 4.
Таблица 3
Результаты опросника «ВРР» для родителей детей из полных семей
№ |
Баллы |
№ |
Баллы |
№ |
Баллы |
№ |
Баллы |
№ |
Баллы |
Итого |
1 |
77 |
13 |
60 |
25 |
54 |
37 |
54 |
49 |
48 |
290 |
2 |
61 |
14 |
46 |
26 |
33 |
38 |
35 |
50 |
42 |
217 |
3 |
28 |
15 |
60 |
27 |
44 |
39 |
32 |
51 |
84 |
262,5 |
4 |
33 |
16 |
69 |
28 |
69 |
40 |
82 |
52 |
24 |
|
5 |
79 |
17 |
108 |
29 |
90 |
41 |
37 |
53 |
90 |
404 |
6 |
78 |
18 |
56 |
30 |
75 |
42 |
64 |
54 |
44 |
318 |
7 |
73 |
19 |
72 |
31 |
58 |
43 |
64 |
55 |
52 |
|
8 |
80 |
20 |
82 |
32 |
77 |
44 |
94 |
56 |
79 |
412 |
9 |
43 |
21 |
50 |
33 |
48 |
45 |
81 |
57 |
57 |
279 |
10 |
78 |
22 |
71 |
34 |
68 |
46 |
73 |
58 |
75 |
365 |
Таблица 4
Результаты опросника «ВРР» для родителей детей из неполных семей
№ |
Баллы |
№ |
Баллы |
№ |
Баллы |
№ |
Баллы |
№ |
Баллы |
Итого |
1 |
87 |
13 |
72 |
25 |
52 |
37 |
53 |
49 |
50 |
314 |
2 |
66 |
14 |
53 |
26 |
33 |
38 |
41 |
50 |
51 |
244 |
3 |
31 |
15 |
61 |
27 |
43 |
39 |
36 |
51 |
84 |
274 |
4 |
37 |
16 |
73 |
28 |
69 |
40 |
84 |
52 |
30 |
290 |
5 |
80 |
17 |
89 |
29 |
92 |
41 |
44 |
53 |
88 |
393 |
На основании этих данных мы можем сделать следующие выводы:
Дети из неполных семей испытывают серьезную привязанность к маме. Именно мама для них является самым близким и родным человеком.
Дети из полных семей более эмоционально-уравновешенные, чем их сверстники из неполных. Значит, дети еще не успели научиться в полной мере контролировать свои эмоции. Они испытывают трудности утраты близкого человека, этим и объясняется такое поведение.
Дети из полных семей ведут себя более раскрепощено, чем дети из неполных семей. Возможно, это вызвано именно тем, что они не имеют комплексов в отличии детей из неполных семей.
К детям из неполных семей нужен особый подход, они, как правило, несговорчивы и недоверчивы к чужим людям. Объяснив свои намерения, мы можем получить более дружелюбное расположение ребенка и большую готовность к коммуникации [6].
Общение с родителями и детьми из неполных семей позволило нам сделать ряд выводов:
Дети из неполных семей заняты активным поиском того, кто мог бы заменить недостающего родителя.
Они имеют чересчур заниженную самооценку, потребность в ее повышении.
Стоит отметить, что таким детям не хватает эмоциональной поддержки со стороны взрослых.
Часть детей становится скованными, чрезмерно серьезными. Они теряют чувство юмора, лишаются жизненного тонуса, уверенности в себе и своих действиях.
И хотя неполная семья сталкивается с рядом трудностей, у нее наблюдается потенциал для воспитания нормальных детей, совсем не обязательно, что перечисленные проблемы есть в каждой неполной семье.
Каждая семья – это отдельный случай, рассматривая их в целом, мы многое упускаем из виду, забывая, что «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». ( Л. Толстой.) Это значит, что в ряде случаев, в семьях присутствует благоприятная психологическая атмосфера, дающая возможность для роста зрелой и полноценной личности.
Изучение взаимоотношений родителей и детей в неполных семьях позволяет нам говорить о том, что ярко выраженных особенностей, в корне отличающихся от взаимоотношений в полных семьях, не выявлено. Все родители так, или иначе любят своих детей, пытаются обеспечить им достойное будущее, заботятся о и поддерживают.
Детям из неполных семей необходимо большее общение с матерью, они чаще более близки духовно со своими братьями и сестрами. Потеря одного члена семьи заставляет остальных быть друг другу ближе. В какой-то степени это позволяет не так болезненно переживать утрату. Потеряв единожды, люди начинают более трепетно относиться к остальным, делая все возможное, чтобы не допустить еще одной потери. Проявления любви, ласки и заботы в таких ситуациях очень заметны [2].
По результатам нашего исследования, взаимоотношений детей и родителей в неполных семьях можно утверждать, что родители всегда относятся к своему ребенку положительно, принимая детей теми, кем они и являются, признавая их индивидуальность. И хотя родители применяют меры наказания в воспитательных целях, они так же высоко ценят способности своего ребенка, стремятся всячески поощрить инициативность, зачастую даже больше, чем это происходит в полных семьях. В их взаимоотношениях отсутствует дистанция, близость к ребенку исключительная. Таким образом, взаимоотношений родителей и детей из неполных семей практически ничем не отличаются от взаимоотношений в полных семьях.
Подводя итог, мы можем выделить лишь одно различие – в полных семьях выше контроль над ребенком. Скорее всего, это вызвано привычным ритмом жизни семьи, неготовностью родителей видеть детей взрослыми, в то время как в неполных семьях дети взрослеют раньше, раньше становятся самостоятельными.
Одновременно как автор и как ребенок из неполной семьи, я смог открыть для себя много нового во взаимоотношениях с родителями, увидеть ошибки воспитания, переосмыслить свое отношение к неполным семьям и к воспитанию в них. Ребенок должен поддерживать связь с обоими родителями, какими бы их взаимоотношения между собой не были.
Это предупредит развитие комплексов неполноценности, позволит ребенку лучше понимать общество. Дети из неполной семьи не выбиваются из общего развития, они лишь испытывают трудности, которые возможно преодолеть [3].
Неполные семьи – это некая девиация, отклонение от нормы, изменение, которое происходит под влиянием как внешних, так и внутренних условий. В таких семьях процесс воспитания и подготовки детей к самостоятельной жизни изменяется, но данная категория семей становится очень распространенным явлением в современном обществе. По данным переписи населения, неполные семьи в Российской Федерации составляют 30% от всего количества семей. Этот процент ниже по сравнению с другими странами. Например, в США неполные семьи составляют 33%, в Великобритании 38%. На наш взгляд, неполным семьям требуется помощь государства, так как воспитание ребенка в неполной семье тесно связано с материальными трудностями [1].
Изучение отношения родителей к ребенку в неполных семьях не выявило значимых различий по сравнению с отношениями родителей в полных семьях. Все родители любят своих детей, стараются обеспечить благополучную, обеспеченную атмосферу, но дети из неполных семей имеют особые, более крепкие отношения с матерью, братьями и сестрами. Также они сами относятся к своим близким более трепетно, боясь их потерять, потерять их любовь, ласку, заботу, потерять возможность любить их.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов родителями, будущими родителями, педагогами, воспитателями для уменьшения недопонимания между родителями и их детьми.
Список использованной литературы:
Арсланова С.М. Образовательная среда семьи как фактор формирования психологических особенностей личности младшего школьника. – М - 2008.
Башкирова Н. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи. Наука и техника, 2007.
Белинская, Е.П., Тихомандрицкая, О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие. / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая – М.: Академия, 2009.
Зацепин, В.И. Брак и семья / В.И. Зацепин // Психология семьи / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 2007.
Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2010.
Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. / Т.И. Шульга. - М.: Дрофа, 2011.