ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ

Валиева А.Р. 1
1Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современное время активация деятельности абсолютно каждого слоя общества сталкивается с проблемой, согласно которой особенно остро встает вопрос относительно творческой составляющей обучения учеников. Это объясняется тем, что значение личности в обществе определяется ее формированием в школе в процессе изучения разнообразных дисциплин.

К современным школам общество предъявляет определенные требования, чтобы личность умела творчески подходить к решению общественных, производственных и научных задач, самостоятельно размышлять, формировать и обеспечивать защиту своей собственной точки зрения, непрерывно в систематическом виде обновлять и восполнять с помощью самообразования уже имеющиеся знания, а также творчески применять и совершенствовать свои умения с целью преобразования действительности.

Для того чтобы стоящие перед школой задачи решались с успехом необходимо приобщать учеников к исследовательской деятельности, а также развивать к ней способности в процессе обучения.

Положительные условия приобщения к исследовательской деятельности учащихся и развития в них способностей в учебном процессе создает учебная дисциплина – математика. Тем не менее, необходимо отметить недостаточную развитость обучения в основной школе математике, как способности к исследовательской деятельности.

Что же такое исследовательская деятельность? Вопрос, достаточно интересный, не каждый сможет с первого раза дать этому термину определение.

Итак, А.И. Савенков [1] полагает, что исследовательская деятельность учеников является особенным видом интеллектуальной и творческой деятельности, которая возникает вследствие функциональной деятельности механизмов поисковой активности, а так же строится на основе исследовательского поведения.

Е.А. Шашенкова [2] считает, что исследовательская деятельность определяется сознательным владением перечнем операций, которые являются приемами реализации практических и умственных действий, включая творческие.

Прочитав данные два определения, в голове так и не сложилось целостное определение исследовательской деятельности. А.И.Савенков не дает конкретизации самих операций, из-за этого теряется смысл термина. Е.А. Шашенкова пишет «исследовательская деятельность – исследовательское поведение». Как в определении можно употреблять одни и те же слова?!

Исследовательская деятельность – возникает в поисковой деятельности при решении проблемы нестандартных задач, работа по получению новых знаний, применения старых знаний в новых задачах.

В ФГОС пишут «В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат».

Как же развить исследовательские способности учеников?

Исследовательские умения учеников развиваются с помощью нестандартных упражнений, задач, ориентированных на практику, а также задач межпредметного типа.

Уже в течение 11 лет гимназия №1 г. Стерлитамак Республики Башкортостан – первая гимназия города – раскрывает свои двери, для всех тех, кто ищет знания, кто исследует и открывает новое. Они проводят Республиканскую научно-практическую конференцию «Ломоносовские чтения». Школьники, гимназисты, лицеисты, студенты, учителя, аспиранты, преподаватели из разных уголков нашей Республики, а также столицы РФ – г. Москвы поделились своими находками. Все статьи публикуются в сборнике «Врата моей учености» [3].

Проведем небольшой анализ статей приведенных в сборнике материалов XI республиканской научно-практической конференции, так ученик 8 класс МОБУ СОШ, с. Николаевка, проводит исследование на тему «Математический язык», при этом, не сделав никаких новых открытий ни для себя, ни для читателей сборника, он приводит в статье уже известные всем факты. Является ли данная работа исследовательской? Думаю, что нет! При этом автор статьи, скорее всего не раскрыл для себя, что же на самом деле исследовательская деятельность. Виноват ли в этом ученик? Можно предположить что руководитель (учитель) не совсем понимает, что такое исследовательская деятельность, поэтому и ученик не раскрывает себя как исследователь чего то нового!

Возьмем, к примеру, другую статью из этого же сборника, автор – ученик 9 класса МОБУ СОШ д. Улукуево, исследует тему «функция «Сигнум»».

Не каждый учитель сможет ответить, что же за такая интересная функция сигнум, ведь данной темы нет в школьном курсе. Можно ли считать данную статью исследовательской? Думаю что да! Ведь автор вышел за рамки школьного курса, он увеличил свой круг мировоззрения, открыл для себя что-то новое. А открывать для себя, то, что ты еще не знал всегда интересно и познавательно!

Исследовательская работа – довольно сложный вид деятельности, как для школьников, так и для тех, кто руководит ими. По моему мнению, исследовательское обучение – это такое обучение, которое выходит за рамки школьного курса, за рамки учебника. Формирование исследовательской способности учащихся требует определенного выбора и применения приемов учебной деятельности.

В основу преподавательского опыта организации исследовательской работы учащихся на уроках геометрии, легла модель, созданная группой исследователей под руководством известного американского диктатора Х. Табы. В ее понимании обучение несет в себе содержательный развивающий компонент. Х. Табы выделила три последовательных типа учебно- познавательных заданий:

  • Категоризация. Формалиизация категорий.

  • Интерпретация данных.

  • Применение правил и принципов.

Исходя из этого, можно выделить три основных этапа организации исследовательской работы с учащимися:

  • Формирование понятий.

  • Обнаружение свойств. Построение выводов и следствий.

  • Объяснение новых факторов на основе свойств.

Данная модель предлагает уравновешенный подход к учебно-воспитательному процессу, стремясь к балансу между элементами содержания образования, между целенаправленным обучением и развитием учащихся, между деятельностью учителя и детей.

Школьный курс геометрии дает большие возможности для организации исследовательской деятельности учащихся на уроках.

На примере уроков геометрии 8 класса по теме «Параллелограмм» можно показать, как можно организовать исследовательскую деятельность на каждом этапе.

1 этап. Формирование понятий. Для того чтобы вовлечь учащихся в исследовательскую работу, можно предложить перечислить объекты (фигуры, их признаки и свойства) и объединить в группы. Для этого ставятся соответствующие вопросы. Так, вопрос «что вы увидели? Заметили?» побуждает детей к перечислению данных объектов, вопрос «какие предметы (фигуры и т.д.) связаны друг с другом?» побуждает детей к объединению данных в группы.

Заметим, что эти вопросы носят открытый характер, то есть не предполагают какого – либо единственного «правильного» ответа. Дети не стремятся «угадать, что у учителя на уме», они ведут активный интеллектуальный поиск.

2 этап. Обнаружение свойств. Построение выводов и следствий. После этого, как класс исследуемых объектов определен, ставится задача найти, «открыть» другие общие свойства рассматриваемых объектов. При рассмотрении изучаемых объектов ученики ставятся в позицию «открывателей свойств», побуждаются высказывать предположения о наличии тех или иных свойств.

Обычно этап открывается вводным вопросом учителя, направленным на припоминание уже известных данных. Например, «что вы узнали о параллелограмме, трапеции или дельтоиде?». Все сведения сводятся воедино; все, что может быть представлено в наглядном виде (рисунки, таблицы), выставляется на всеобщее обозрение. Учитель побуждает детей к высказываниям, но ни в коем случае не торопит их – все высказывания детей принимаются в том виде, как они высказаны, и учитель не спешит сразу перевести их в ту форму, которая кажется ему более приемлемой. Затем следует интерпретирующие вопросы: «что будет, если…», «что произошло, когда….», «может ли быть…».

3 этап. Объяснение новых фактов на основе свойств. Данный этап основан на пробуждении детей к объяснению новых явлений. Вводный пробуждающий вопрос учителя может носить отвлеченный абстрактно-теоретический характер: «что изменится, если…», «Что произошло бы, если…». Например, при работе по определению признаков фигуры можно задать такой вопрос: «что произойдет, если условие и утверждение поменять местами?». Так, ученики формулируют утверждение, обратное свойству. На заключительной фазу стратегии учащиеся проверяют выдвинутые ими предположения, гипотезу, выводы, либо указывают условия, при которых можно произвести проверку. При такой работе ученики могут сформулировать признаки, которые в школьных учебниках не формулируют и не доказываются.

Данная система позволяет изучать новые материалы, представленные в школьном учебнике в логике изложений, провести в логике открытий.

При таком подходе, ученики сами выделяют новые классы эквивалентности на множестве объектов. Роль учителя сводится к введению термина обозначающий объект. Кроме того, ученики открывают для себя новые факты (свойства) выделяемых объектов.

  1. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Фiзiка: праблемы выкладання. – 2007. – № 3. – С. 54

  2. Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность // М.: Перспектива, 2010. — 88 с.

  3. «Врата моей учености»: сборник материалов XI республиканской науч.-практ. конф. 5 марта 2010 года. Вып. 5. Ч. 1 / Отв. ред. О.В.Шаталова. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. Академия им. Зайнаб Биишевой, 2010 – 352 с.

Просмотров работы: 172