Педагогическое образование имеет богатый опыт организации педагогической практики студентов, которая призвана помочь будущим педагогам приобрести соответствующие навыки. Однако окончательно еще не апробирована система педагогической практической подготовки студентов, что существенно снижает качество их подготовки. Вопросы организации педагогической практики освещены в работах А. Абдуллин, Л. Коваль, Н. Кузьминой, Л. Спирина и др. По наблюдению ученых (В. Брылина, И. Найденов, А. Сидоренко), "роль педагогической практики в системе подготовки учителя не однозначна" [3, 5]. Авторы [12] в своей работе раскрывает сущность, задачи, содержание, формы и методы организации деятельности студентов в процессе педагогической практики с целью приобретения практических педагогических навыков. Рассматривая сущность педагогической практики, автор [8] подчеркивает необходимость взаимосвязи практики с изучением теоретических курсов, актуализации ранее усвоенных знаний, их синтезирования, подчеркивает необходимость целостного характера руководства педагогической практикой.
Исследователи определяют, что педагогическая практика осуществляется на основе полученных теоретических знаний и характеризуется такими процессуальными ступеням: цель, задачи, содержание, методы, формы, достигнутые результаты [16]. В процессе педагогической практики синтезируются знания о личности ученика, обучения, воспитания. Итак, стоит теоретически обосновать содержание и структуру прохождения педагогических практик студентами факультета начального обучения с применением общих учебных технологий в условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса [6].
Проведенный анализ педагогических исследований (А. Абдуллина, С. Архангельский, В. Брылина, М. Васильева, Л. Коваль, А. Мельник, И. Мороз, И. Найденов, А. Сидоренко) позволяет обобщить существенные функции и составляющие педагогической практики студентов факультета начального обучения в условиях многоступенчатой подготовки и наметить пути дальнейшего изучения данной темы.
Цель работы – определить природу педагогических функций и умений
Задачи работы:
1. Изучить теоретически сведения о содержании педагогических функций и умений.
2. Рассмотреть особенностей организации и методического обеспечения педагогической практики в условиях формирования готовности будущих педагогов.
Объектом изучения являются основные принципы формирования педагогических функций и умений.
Предметом изучения является практическая реализация педагогических функций и умений.
Профессионально-педагогическая подготовка будущих социальных педагогов- это сложный, многогранный и длительный процесс, который осуществляется в течение всего периода обучения на педагогической кафедре МосУ МВД России имени В.Я Кикотя. Одной из основных форм профессионального становления будущего специалиста является педагогическая практика, которая позволяет синтезировать теоретические знания и практический опыт. Педагогическая практика выступает органической составляющей единого учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогической и методической подготовки будущего преподавателя, связывая теоретическое обучение студента на педагогической кафедре с его будущей самостоятельной работой в школе. Создавая условия, максимально приближенные к реальным условиям самостоятельной педагогической деятельности в школе, педагогическая практика реализует благоприятные предпосылки для формирования основ профессионального мастерства учителя.
В процессе педагогической практики является овладение профессиональными умениями, опытом практической деятельности. Кроме того, переход общества на рыночные отношения требует формирования у курсантов, обучающихся в МосУ МВД России имени В.Я Кикотя на педагогической кафедре, таких личностных и профессиональных качеств, позволяющих им без особых внутренних барьеров начать трудовой путь в постоянно меняющихся условиях деятельности современной школы.
Педагогическая практика создает реальные возможности для формирования готовности курсантов к проведению учебно-воспитательной работы со школьниками, потребности приобретать и применять новые теоретические и методические знания и одновременно усваивать передовой педагогический опыт.
В процессе практики закрепляются и углубляются теоретические знания, которые были приобретены в вузе, производятся профессиональные умения и навыки, развиваются творческие способности, педагогическое мышление, интенсифицируется процесс формирования профессиональных личностных качеств. Важное значение приобретает развитие коммуникативной культуры будущих учителей, формирование навыков педагогического взаимодействия и сотрудничества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКВоронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России, 2012. - 288 c.
Вульфов, Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов . - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. - 724 c.
Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 c.
Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: Учебник для магистров / А.Н. Джуринский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 440 c.
Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 c.