По мнению М.Р. Львова письмо – это своего рода высокое мастерство, которое основывается на выполнении тонких координированных движений руки ребёнка, требующее развития зрительного восприятия и произвольного внимания.
Выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Источники творческих способностей детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Конечно большинство детей не испытывают необходимости в письме, тем более, в раннем возрасте. Для них является совершенно непонятным, почему эта функция служит незаменимой в жизни каждого человека. Также ещё одна причина, связанная с нежеланием к обучению техники письма, основывается на том, что мышцы пальцев у детей ещё совсем неразвитые и слабые, поэтому рука очень быстро устаёт от этого процесса. Чтобы исключить данную причину, необходимо с раннего возраста тренировать мышцы пальцев у ребёнка. Существует одно прекрасное педагогическое правило: если хочешь, чтобы младшие школьники сами захотели научиться чему-то, необходимо обеспечить им первый успех. Другими словами, чтобы младший школьник полностью освоил навык письма, это желание должно появиться у него из внутреннего импульса и ассоциироваться с удовольствием развивать умственные способности.
Очень важно уменьшить психологическую нагрузку на младшего школьника в процессе освоения техники письма. В этом огромную помощь оказывают многочисленные подготовительные упражнения, одним из которых, возможно, главным является штриховка, очень хорошо развивающая мелкую моторику, мускульную память, внутреннюю и внешнюю речь, логическое мышление и творческие способности. Этот процесс приносит детям радость, снимает напряжение, развивает любознательность и формирует креативность.
Для работы со штриховками потребуются трафареты с геометрическими фигурами, поскольку следует научить ребёнка обводить данные фигура, затем штриховать их параллельными отрезками, а потом образовывать из них различные предметы. Работая с трафаретами, в первую очередь, дети учат такие штрихи: параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх, слева направо, исключая при этом справа налево. Обязательными условиями являются правильное соблюдение расстояния между штрихами, которое должно равняться ширине строчной буквы, и указание стрелкой на одном из них направления отрезка, чтобы ребёнок понимал откуда и куда ему необходимо рисовать. При этом очень важно не заходить за контуры имеющегося рисунка.
Именно после того, как дети полностью освоят наиболее простые виды штриховки, можно уже обучать сложнейшим вариантам, к примеру, круговые и волнистые линии, петли, полуовалы и др. Дети, штрихуя цветными карандашами, начинают запоминать название цветов, учатся гармонично сочетать их друг с другом, что хорошо влияет на формирование эстетического восприятия.
Но младший школьник, делая первые попытки в технике штриховки, очень неусидчив, мускулы его руки быстро устают. Также младшие школьники начинают сильно нажимать на карандаш, который зачастую ломается и рука, его держащая, напрягается: мускулы пальцев еще слабы и в них нет необходимой координации для этого вида деятельности. Однако же, такой процесс является сам по себе очень занимательным и развивающим, поэтому младшему школьнику хочется возвращаться к нему по собственному желанию.
Обучение навыкам штрихования очень часто начинается с рассматривания различных рисунков. Предметы, которые показаны на одной из страниц, образуют друг с другом целостную сюжетную группу, что помогает проводить разнообразные работы по развитию речи у младших школьников, а выбранные для каждого рисунка загадки делают процесс штриховки очень увлекательным.
Рассматривая конкретную картинку, необходимо обсуждать с младшими школьниками вид и направление линий, которыми его предстоит заштриховать. Желательно, чтобы младший школьник видел перед собой образец выполнения задания. Также обязательным условием является наблюдение за движениями руки взрослого, затем младшие школьники уже самостоятельно начинают повторять их в воздухе и лишь после этого приступают к выполнению штриховки. Для данной техники рекомендуется использовать шариковые ручки со стержнями различных цветов (например: синего, красного, зеленого, черного).
Необходимо следить за правильным положением тела младшего школьника во время работы, за тем, правильно ли он держит ручку, удобно ли лежит лист со штриховкой. Во время занятия штриховкой нужно проводить упражнения на релаксацию (расслабление), физминутки, пальчиковые гимнастики.
С помощью этой замечательной техники младший школьник достаточно хорошо овладевает механизмом письма, и когда он впервые берёт ручку для того, чтобы приступить к письму в тетради, он владеет ею так же хорошо, как человек, много писавший.
По мнению М.Р. Львова штриховка – это не только укрепление руки, но и решение важных задач, таких как развитие речи младшего школьника, обогащение словарного запаса. Занимаясь этим видом деятельности, младшие школьники изобретают, конструируют, фантазируют, исподволь начинают готовиться к творческим сочинениям в школе.
Таким образом, для занятия штриховкой безусловно требуют немало усилий со стороны родителей, и если они хотят видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, которые чувствуют себя свободными и уверенными всегда и во всем, важно не жалеть времени, начинать уже сейчас помогать им в период обучения грамоте в школе и это принесет хорошие результаты.
Список использованной литературы:
Потапова, Е. Н. Радость познания / Е. Н. Потапова. ─ М.: Просвещение, 1999. ─ 95с.
Никитин, Б. П. Ступеньки творчества или Развивающие игры /
Б. П. Никитин. - М.: Просвещение, 1990. ─ 160с.
Лободина, С. В. Способности ребенка. Как их развивать? /
С. В. Лободина. - СПб: Азбука, 2011. ─ 320 с.
Бураков, Н. Б. Экспресс-курсы по подготовке руки к письму. Линии и штриховки / Н. Б. Бураков. ─ М.: Бураков-пресс, 2011. ─ 84 с.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/541420/