Ключевой задачей национальной политики является согласование интересов всех без исключения живущих в государстве народов, предоставление правовой и материальной базы для их развития на основе их добровольного, равноправного и взаимовыгодного партнерства.
Статья 26 Конституции РФ гласит:
«1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.»
Основными целями и задачами национальной политики в РФ являются:
обеспечение условий, которые будут содействовать улучшению благосостояния народов посредством мобилизации традиционного трудового опыта и духовных ценностей на ключевые социально-экономические и политические преобразования, сохранение и развитие национальных культур;
утверждение приоритета прав и свобод граждан вне зависимости от национальной принадлежности и территории проживания при соблюдении права народов на национальное самоопределение в рамках федеративного государства;
реализация и обновление федеративных отношений на базе конституционного распределения полномочий и их успешной реализации как главнейшего элемента создания нового демократического государства;
обнаружение противоречий в области межэтнического взаимодействия и своевременный поиск путей их решения, достижение и укрепление межнационального согласия и доверия;
обеспечение обширного участия самих народов и общин в процессах социального и культурного возрождения, опирающегося на общенациональную инициативу и ответственность;
утверждение культурного плюрализма на двуязычной или многоязычной основе, создание условий для различных форм национально-культурной автономии с целью сохранения культурного наследия, обеспечения свободы этнического самовыражения на групповом и индивидуальном уровнях;
участие граждан абсолютно всех национальностей в общегосударственном политическом процессе посредством широкого и справедливого представительства в законодательных и исполнительных органах, автономия и самоуправление крупных и небольших общин, этнических анклавов, малочисленных групп.
На современный этап развития российского общества и российской государственности на первое место встают вопросы обустройства народов и территорий в Российской Федерации. Подписание в 1992 г. Федеративного договора и принятие в 1993 г. Конституции Российской Федерации ясно обозначили федеративную суть нашего государства.
Однако традиции унитаризма и жёсткой централизации, отсутствие необходимого демократического опыта и культуры федерализма, обострение межнациональных противоречий, возрастающая неравномерность социально-экономического развития регионов, а также отсутствие отработанных правовых и организационных механизмов управления государственным строительством, федеративными и национальными отношениями в комплексе подвергают угрозе дальнейшее развитие российской государственности.
Господствующие в нынешней ситуации, с одной стороны, тенденции национал-шовинизма с попытками восстановления традиций сверхцентрализованного, унитарного центра, а с другой - тенденции национального и регионального сепаратизма подрывают демократические возможности для развития российского многонационального народа, российского федеративного государства. Отсюда актуальность выработки и налаживания действительно и действенно функционирующей политико-правовой и управленческой модели развития многонационального федеративного государства, национальных и федеративных взаимоотношений в Российской Федерации.
На сегодняшний день большое значение имеет построение системы государственной национальной и федеративной политики, которая смогла бы на практике обеспечить единство многонационального российского народа, целостность российского государства, демократический диалог между федеральным центром и народами и территориями, равноправное развитие народов и культур страны, а также такое местное самоуправление, которое несло бы полную ответственность перед государством, обществом и гражданами.
Государство и общество в настоящее время не располагают апробированными политико-правовыми механизмами, которые бы позволили достичь стабильного развития федеративных и национальных отношений.
Исходя из анализа объективных тенденций развития национальных и федеративных взаимоотношений, перспектив развития российской государственности, видится важным построить более действенную организационно-управленческую структуру развития федеративных и национальных взаимоотношений.