РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВОКЗАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВОКЗАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Аршба Л.Н. 1, Гендикова Е.А. 1
1Сибирский государственный университет путей сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта в нашей стране. Это наиболее доступный, надежный и знакомый вид передвижения пассажиров. И немаловажную роль в обеспечении качества обслуживания играют железнодорожные вокзалы. Самым главным их преимуществом является то, что они располагаются в центре городов и имеют удобную инфраструктуру. Но в наше время этого стало недостаточно, так как важным аспектом, от которого зависит имидж железных дорог, является качество обслуживания и предоставляемых услуг.

В 2007 голу создан филиал ОАО «РЖД» Дирекция железнодорожных вокзалов. В 2008 году ОАО «РЖД» утвердило концепцию эффективного использования и развития вокзалов до 2015 года, которая в 2014 году была актуализирована до 2030 года.

Концепция объединяет различные взгляды на перспективы развития железнодорожных вокзалов, учитывает конкуренцию между различными видами транспорта и предлагает связать конкурентные сферы – именно согласно этому пункту появляются многофункциональные пассажирские транспортно-посадочные узлы (ТПУ) на базе вокзалов. Также в документе содержатся предложения Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО "РЖД" по системному и комплексному развитию железнодорожных вокзалов, определены цели и задачи такого развития, а также система мероприятий, механизмов их реализации и последовательности действий (этапов), обеспечивающих достижение поставленных целей и задач.

На основе концепции уже проводится работа по изменению и улучшению железнодорожных вокзалов: реконструкция пассажирских устройств, модернизация оборудования вокзалов, внедрение прогрессивных технологий, механизация и автоматизация производственных процессов, расширение перечня услуг, оказываемых пассажирам на вокзале.

Наряду с тем, что проводятся работы по улучшению пассажирского сервиса, изыскиваются пути более рационального использования помещений вокзальных комплексов. Однако остается ряд проблем, решение которых может повлиять на более эффективную работу железнодорожных вокзалов.

Среди основных проблем открытого акционерного общества «Российские железные дороги», можно выделить следующее:

  1. повышение конкуренции в грузовых и пассажирских перевозках (со стороны автомобильного, авиационного транспорта);

  2. государственное регулирование тарифов на железнодорожные перевозки;

  3. сокращение инвестиционных ресурсов.

При таких условиях разработка стратегии развития вокзальных комплексов является актуальной, как с точки зрения возможности изыскания средств для улучшения комплекса, так и поиска путей решения поставленных задач, которые не являются сильно затратными, что станет важнейшим фактором эффективного использования вокзального пространства.

Стратегия определяет цели и основные пути их достижения, то есть, определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений.

Стратегическое планирование уже осуществляется на базе принятой стратегии и установленных стратегических целей. Методы стратегического планирования, такие как например SWOT-анализ используются для оценки факторов и явлений, влияющих на предприятие. А составление бизнес-плана, разделы которого должны охватывать все аспекты деятельности предприятия, поможет решить множество задач, а именно:

-определить конкретные направления деятельности предприятия, его место на рынке пассажироперевозок;

-сформулировать долговременные и краткосрочные цели предприятия, мероприятия по их достижению;

-выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, предлагаемых организацией;

-определить предполагаемые затраты на изготовление товара или оказание услуг;

-прогнозирование всей системы показателей деятельности позволяет рассчитать и оценить конечные результаты деятельности;

-изучить финансовое положение предприятия и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

-предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению плана.

Методы стратегического планирования позволяют определить направления, в которых необходимо двигаться, чтобы улучшить качество продукции и услуг и тем самым повысить пассажиропоток и увеличить финансовые показатели.

Целью работы является разработка стратегии развития вокзальных комплексов.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) исследовать научные положения, относящиеся к разработке стратегии;

2) проанализировать применяемые или внедряемые стратегии в отношении развития железнодорожных вокзалов в мировой и российской практике;

3) сформулировать стратегию эффективного использования и развития железнодорожного вокзала;

4) разработать проект развития железнодорожного вокзала;

5) определить механизмы реализации проекта на предприятии и экономический эффект от его внедрения.

Анализ международного опыта выявил следующие тенденции в развитии железнодорожных вокзалов. Это преобразование традиционных железнодорожных вокзалов в терминалы, координирующие системы транспортных коридоров и обеспечивающие взаимодействие различных видов транспорта на всех территориальных уровнях. Это строительство пассажирских терминалов - унифицированных, компактных, учитывающих все современные тенденции транспортных объектов. Также общемировой тенденцией управления железнодорожными вокзалами является увеличение доли частных операторов железнодорожных вокзальных комплексов. И конечно, в зарубежной практике управления железнодорожными вокзальными комплексами одним из основных факторов, влияющих на оптимальную организацию коммерческой деятельности на железнодорожных вокзалах, считается такой фактор, как правильная организация пространства.

Согласно существующей концепции эффективного использования и развития вокзалов в крупных городах России уже появляются многофункциональные пассажирские транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) на базе вокзалов. Это решает задачу связи железной дороги с другими видами транспорта. Но ОАО РЖД выделяет на это до 30 % средств, остальные 70 % должны привлекаться за счёт инвесторов. А вовлечение инвесторов затрудняется длительными сроками окупаемости проектов. Так же реализация таких проектов невозможна без тесного сотрудничества с местными властями.

Оптимальным вариантом на данный момент является развитие уже существующего железнодорожного фонда. Модернизация и реконструкция действующих станций и вокзалов становится возможной за счет повышения пропускной способности, улучшения качества обслуживания пассажиров и условий труда обслуживающего персонала. И наряду с количественными изменениями происходят и качественные: на смену однофункциональным приходят многофункциональные комплексы.

Размещенные вблизи центра города и деловых кварталов крупные транспортно-коммуникационные узлы стали местами чрезмерной концентрации транспортных средств и людских масс, повышения плотности застройки. В этих условиях требуется применение таких приемов, как: рациональное использование привокзального пространства, организация многоуровневого движения людских потоков и транспорта, устройство многоярусных автомобильных стоянок, использование пространства над железнодорожными путями, включение новых функций по обслуживанию пассажиров и городского населения в состав вокзалов, создание комфортных пересадочных узлов городского и железнодорожного транспорта, организация транспортировки багажа от поездов к местам стоянки автотранспорта и метрополитена.

В настоящее время во многих городах железнодорожный вокзал и прилегающая территория не функционируют как единый структурный комплекс, подчиненный общему режиму использования, что приводит к не полному использованию имеющегося инвестиционного потенциала железнодорожного вокзала.

Правильная организация и освоение подземного и надземного пространства, рациональное использование территорий над железнодорожными путями, создание многоуровневых комплексов с высокой интеграцией различных видов транспорта, организация парковок и подъездных путей. Улучшение во всех этих направлениях приведет к созданию привлекательного для инвесторов пространства.

Просмотров работы: 627