ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Серова А.Ю. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Синдром профессионального выгорания характеризуется как состояние психического утомления и разочарования, сопровождающееся эмоциональным истощением, деперсонализацией, снижением работоспособности [2, с 48].

Условия выгорания в трудах отечественных и зарубежных авторов группируются следующим образом: особенности профессиональной деятельности (организационные условия) и индивидуальные характеристики профессионалов. Рассмотрим каждую группу условий, детерминирующих профессиональное выгорание специалистов, работающих в сфере «человек-человек».

1.Организационные условия (внешние).

Эти факторы зависят от особенностей профессиональной деятельности и определяются условиями материальной среды и социально-психологическими условиями деятельности. Важное значение принадлежит временным параметрам деятельности и ее объему. Исследователи В.М. Вигае, В.Е .Орел, А.В. Сечко, Л.Н. Юрьева доказали, что превышение трудовой нагрузки обуславливает развитие профессионального выгорания. Иначе говоря, чем дольше длится рабочий день специалиста, тем в большей степени вероятно наступление выгорания. Если рабочий день специалиста превышает 12 часов, то уровень выгорания у него будет выше тех, кто работает 8 часов в сутки. Благоприятное воздействие оказывают перерывы в работе, снижая уровень профессионального выгорания. Но уже через 3 дня после возвращения к работе уровень выгорания начинает повышаться, а через 3 недели возвращается к прежним значениям, это указывает на временный эффект рабочих перерывов.

Доказано, что на профессиональное выгорание специалистов влияет количество клиентов, с которыми он взаимодействует на работе, включая степень глубины контактов с ними. В некоторых работах представлены результаты о связи глубины контактов с клиентами, степени остроты их проблем с синдромом выгорания. Можно констатировать, психологически трудный контингент клиентов, эмоциональный накал отношений с ними, высокий уровень напряжения и необходимость принятия эмоционально трудных решений, когнитивная сложность общения с ними, большой объем выполняемой работы – все это детерминирует синдром профессионального выгорания у специалистов.

Другой причиной профессионального выгорания мы можем обозначить повышенную ответственность за исполнение профессиональных обязанностей. Ответственность за выполняемую работу, благополучие детей, их здоровье и жизнь – характерны для специалистов Центра помощи детям. Это приводит к значительному нервному напряжению. Известно, что увеличение внутреннего контроля за соблюдением качества своего труда способствует обострению синдрома профессионального выгорания.

Также к числу внешних организационных условий относится неэффективная организация самой профессиональной деятельности, порождающая в коллективе нездоровую атмосферу. Она характеризуется следующими параметрами: отсутствие четкости в организации и планировании трудовой деятельности, отсутствие необходимого оборудования, недостаток достоверной информации, множественные конфликты в системе «начальник - подчиненный» и среди специалистов-коллег.

Исследования показали имеющуюся связь профессионального выгорания со стимулированием специалиста. Недостаток вознаграждения как материального (денежного), так и морального (в форме благодарности со стороны руководства) или полное его отсутствие существенно способствуют возникновению данного синдрома. Хотя в количественном отношении оно не столь существенно при возникновении профессионального выгорания.

2. Индивидуальные характеристики профессионалов (внутренние условия).

Исследования А.В. Махнач, С.А. Шапкина, А.М. Боковикова показали возрастание роли личностных качеств (внутренних условий) при увеличении количества трудных ситуаций в решении профессиональных и жизненных проблем. Внутренние условия обусловливаются социально-демографическими и личностными условиями самого специалиста. По мнению ряда исследователей, основополагающим в развитии синдрома выгорания принадлежит личностным особенностям, т.к. они влияют значительно больше, чем социально-демографические параметры и факторы внешней профессиональной среды.

В своей работе В.Е. Орел выявила, что наиболее влияющим на профессиональное выгорание является такой социально-демографический показатель как возраст. Доказано также, что от профессионального выгорания в большей мере страдают молодые специалисты, имеющие небольшой опыт работы и нереалистичные ожидания своей профессиональной успешности. Исследования В.Е. Орел свидетельствуют, что пик выгорания соответствует 6-7 году работы, когда происходит максимальное осознание своих профессиональных возможностей и ограничений [3, с 168].

В.В. Бойко указывает на зависимость профессионального выгорания от эмоциональной ригидности человека [1, с 79]. Иначе, профессиональное выгорание возникает быстрее у тех, кто эмоционально сдержан, менее реактивен, но при этом восприимчив. У работников менее импульсивных, с небольшой подвижностью нервных процессов развитие симптомов выгорания протекает медленнее. Повышенная чувствительность и впечатлительность способны блокировать выгорание, выполняя роль механизма психологической защиты и не позволяя ему развиться.

Также доказано, что уязвимее те специалисты, которые реагируют на ситуацию стресса агрессивно, стремясь через стратегию соперничества одержать победу над конкурентом. Также было выявлено, что высокий уровень выгорания свойственен тем специалистам, которые пассивны в своем сопротивлении стрессу; те же, кто активно противодействуют стрессу, обладают низким уровнем профессионального выгорания.

Отечественные ученые выявили связь профессионального выгорания с нравственными деформациями и дефектами личности. Отсутствие порядочности, честности, уважения к другим людям затрудняет личные контакты с коллегами, детьми, их родителями, увеличивая вероятность развития профессионального выгорания. Также вероятность проявления безразличия к другим людям и апатичное отношение к своим обязанностям существенно увеличивается в этом случае.

Таким образом, детерминантами выгорания являются внешние (организационные) и внутренние (личностные) факторы. К внешним причинам выгорания относятся условия материальной среды; социально-психологические условия деятельности; временные параметры деятельности (продолжительность рабочего дня) и ее объем; количество вынужденных контактов, степень глубины контактов с клиентами; межличностные отношения в организации, неэффективная организация самой деятельности и нездоровая атмосфера в трудовом коллективе; поддержка со стороны коллег и руководства, а также поддержка семьи, друзей и близких людей; частота ролевых конфликтов и наличие ролевой двойственности.

К внутренним условиям относят социально-демографические (возраст) и личностные условия профессионала; высокую ответственность за выполняемую работу; повышение внутреннего контроля за исполняемой деятельностью; возраст молодых сотрудников, у которых мало опыта работы; осознание профессиональных возможностей и ограничений (через 6-7 лет работы); низкую личностную выносливость; эмоциональную ригидность личности; внешний локус контроля; экстернальность уровня контроля; дезориентацию и нравственные дефекты личности; низкие показатели психомоторной, интеллектуальной сфер; высокую эмоциональность; тревожность, эмпатичность, восприимчивость.

Литература

  1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб., 1999. – 130 с.

  2. Водопьянова Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек - человек» // Практикум по психологии менеджмента в профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб., 2001. – 71 с.

  3. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 330 с.

  4. Подвойский В.П. Психолого-педагогические условия профилактики профессиональной деформации педагога: дис. ... канд. психол. наук: 13.00.08 [Электронный ресурс]. – М., 2010. – 182 с.

Просмотров работы: 100