ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ И ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА: КЛАССИФИКАЦИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ И ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА: КЛАССИФИКАЦИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1. Школа научного управления (1885-1920 г)

До конца XIX века на предприятии управленческие функции выполнял сам собственник, с опорой на своих сотрудников. Но в конце столетия случился мировой экономический кризис. Для его преодоления предприятия начали кооперироваться, укрупняться. Стали появляться монополии, предприятия начали переход к массовому, крупносерийному производству. На крупных предприятиях начала возникать проблема менеджмента: старые методы управления перестают работать.

В начале XX в., в связи с этим, случается возникновение современной науки управления, связанной с именами Френка, Ф.У. Тейлора, Генри Гантта и Лилии Гилбрет и формируется школа научного управления. Главной заслугой данной школы было положение о том, что можно управлять «научно», опираясь на технический, экономический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

«Научное управление», как термин, впервые предложил Л. Брайдейсом в 1910г.. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.

Способ исследования Тейлора состоял в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части и дальнейшем анализе этих частей. Перед Тейлором стояла задача создать систему научной организации труда, который базируется на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации. Такой метод исследования состоит из анализа трудового процесса и разбиения его на отдельные операции и методы для подбора наилучшего, или занимающего наименьшее время, способа выполнения операции и всего трудового процесса.

Данный способ исследования, был применен впервые американским инженеров Ф.У. Тейлором, который является основателем научного управления производством, к отдельно взятому предприятию.

Когда Тейлор создавал свою систему, он не ограничивался только проблемами рационализации труда работников. Большое внимание Тейлор уделял наилучшему применению производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось и на планировку предприятия и цехов.

На распределительное бюро предприятия, которое в системе Тейлора занимало центральное место были возложены функции осуществления взаимодействия элементов производства.

Основанные на 4 принципах управления основные позиции системы Тейлора позволили выделить ряд общих положений организации труда. Они включают в себя:

· отбор и обучение людей рациональным методам труда с целью выбора образцового работника;

· изучение процесса труда для проектирования наиболее рациональных приемов и действий;

· определение трудового задания для разработки предложений экономического стимулирования работников.

Важный вклад Тейлора – признание работы по управлению- определенной специальностью. Сближение интересов персонала Тейлор считал основной задачей его системы.

2. Классическая школа в управлении(1920-1950 г.)

Основателем данной школы считается выдающийся менеджер-практик, французский горный инженер, один из создателей теории управления – Анри Файоль. Имена А. Файоля и его последователей обычно упоминаются в истории менеджмента в связи с теми задачами, функциями и принципами, которые эти авторы идентифицировали и выделили. Одна из наиболее важных их заслуг - умение синтезировать идеи своих современников и предшественников.

Представители классической школы занимались разработкой подходов к усовершенствованию управления предприятием (организацией) в целом.

Задачей классической школы являлось создание универсальных правил управления, следуя которым организация придет к успеху. Классическую школу называют административной т.к. Файоль и другие относились к администрации организаций.

Заслуга Файоля состоит в том, что он выделил управленческие функции, которые представляются самыми общими направлениями, каждое из которых относительно является самостоятельным, но в то же время, соотносится с другими направлениями в определенных рамках процесса управления. Вот эти функции: Планирование, Организация, Мотивация, Контроль, Координация.

3. Школа психологии и человеческих отношений (1930-1950 г.)

Классическая школа и школа научного управления появились, когда психология находилась еще в начальных стадиях создания.

В начале XX века многие всерьез ставили под сомнение в то время новую фрейдовскую концепцию бессзознательного.

Так как те, кто интересовался психологией, в основном не увлекались управлением, существовавшие в то время скромные знания о человеческом сознании не были как-либо связаны с вопросами трудовой деятельности. Отсюда следует, хоть основоположники классического подхода и научного управления признавали роль человеческого фактора, обсуждение их ограничивались такими аспектами как экономическое стимулирование, справедливая оплата и установление формальных функциональных отношений.

Профессор Гарвардского университета Элтон Мэйо возглавил новое направление, которое получило название: «школа человеческих отношение».

Движение за человеческие отношения начало распространяться в 1930-1950 годах ответом на неспособность целиком воспринять человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Поскольку оно появилось как ответ на недостатки классического подхода, школу человеческих отношений иногда называют неоклассической школой.

4. Школа количественных методов (1950 – по настоящее время)

Количественная школа. Она связана с развитием и применением в управлении математической статистики, кибернетики, прогнозирования, моделирования и вычислительной техники.

Толчком для развития количественного подхода является рост мощности компьютеров, способных хранить большие объемы управленческой информации, работать с данными в соответствии со сложными математическими моделями, которые имитируют деловые операции, а основным посылом - усложнение процесса управления. Принимая решения, основанные на моделировании, следует помнить, что при создании любой модели были использованы разного рода предположения, из которых многие могут не сработать на практике, особенно когда они касаются поведения людей.

Сначала послевоенное производство держало ориентир на удовлетворение массовых потребностей, а по мере их насыщения на удовлетворение прочих потребностей, которые формировали рынки малой емкости. Это стало толчком к появлению предпринимательских структур, формированию большого числа средних и малых предприятий.

На рынке ключевыми факторами успеха стали динамичность, гибкость, адаптивность к требованиям окружающей среды. Ученые начинали активно создавать идеи открытости организаций как систем. Более сложная среда стала требовать разработку и применение способов принятия решений в ситуациях неопределенности. Развитие математических наук, информатики, статистики, а также компьютерной техники стало предпосылкой появления новой научной школы, получившей название количественной, или управленческой.

Основная характеристика науки управления - замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, количественными значениями и символами.

Представители этой школы постигали различные компоненты, стороны и элементы объекта управления при помощи количественных методов, разрабатывали соответствующие математические, логические и экономические модели.

Количественный подход к управлению состоит в использовании информационных моделей, моделей оптимизации, методов компьютерного моделирования и статистических методов.

Проблемы, которые рассматриваются в рамках количественной школы, сразу же обрели популярность. В 1970 гг. на Западе было около 100 периодических изданий по вопросам исследования операций. Более 20 ВУЗ`ов США регулярно подготавливали специалистов соответствующего профиля, а в многих крупных организациях действовали особые группы по исследованию операций.

Библиографический список

1. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение : учебник / Колл. авторов; под ред. И.С. Межова. – Новосибирск : НГТУ, 2012.

2. Теория менеджмента: Учебное пособие / В.Д. Грибов, В.Р. Веснин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.

3. Менеджмент организации: теория, история, практика: Учебное пособие / О.Г. Тихомирова, Б.А. Варламов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2014.

4. И.И. Семенова. История менеджмента: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям /И.И. Семенова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 199с.

5. Т.П. Хохлова. Теория менеджмента: история управленческой мысли: Учебник / Т.П. Хохлова. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013.

Просмотров работы: 203