Большая часть норм Налогового Кодекса РФ закрепляет процессуальные аспекты налогообложения, что обусловлено его спецификой и особым значением налоговых платежей для государственного бюджета.
Налоговый процесс оформился как самостоятельный институт подотрасли налогового права в связи с принятием Налогового кодекса РФ. В связи с этим в российский научный оборот введен и достаточно активно разрабатывается термин «налоговый процесс».
Несмотря на несовершенство некоторых процессуальных норм, в целом, можно констатировать, что при принятии Налогового кодекса РФ законодатель опирался на принципы, свойственные иным известным системе российского права процессуальным отраслям и институтам - отраслям уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права и институтам конституционного и административного процесса. Сделана попытка реализовать в процессуальных налоговых нормах принципы законности, презумпции невиновности, процессуального равенства сторон, доступности, гласности, экономичности, состязательности, охраны интересов государства и личности.
Специфика налоговых отношений позволяет, на наш взгляд, говорить о налоговом процессе в широком смысле слова, понимая под этим все процессуальные отношения, связанные с обеспечением права государства на часть имущества налогоплательщика в виде налогового платежа в соответствующий бюджет, и в узком, традиционном, понимая под налоговым процессом только те налогово-процессуальные правоотношения, которые связаны с производством по налоговому правонарушению.
Основой для дальнейшего совершенствования Налогового кодекса РФ должны послужить научные исследования, нацеленные на определение оптимальной системы налоговых процедур, системы налогового процесса, способных обеспечить эффективное выявление и реализацию налоговых общерегулятивных и охранительных правоотношений.
Безусловно, налоговое процедурное право и налоговый процесс находятся в настоящее время лишь на начальной стадии своего формирования. Дальнейшее развитие этих элементов налогового права должно быть сопряжено с существенным изменением структуры части первой Налогового кодекса РФ, ужесточением требований к форме налогового правоприменительного акта, детализацией процедурных и процессуальных правил. Четкая систематизация налоговых процедур на основании целевого (функционального) критерия, выделение общих положений о налоговых процедурах позволят, на наш взгляд, обеспечить качественно новый уровень кодификации российского законодательства о налогах и сборах.
Дискуссионным является вопрос об отраслевой принадлежности налогового процесса. Некоторые авторы считают, что налоговый процесс определяется как регламентируемая нормами права часть бюджетного процесса, представляющая собой деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников налоговых отношений по определению концепции формирования, структуры и объема государственных доходов; корректировке действующей системы налогов и сборов1.
Но более предпочтительным считается точка зрения, что налоговый процесс по своей сущности наиболее сходен с административным процессом, так как правовое регулирование налоговых отношений является частью общего механизма административно-правового регулирования налогообложения2.
Соглашаясь с мнение И.И. Кучерова и А.Ю. Кикина, следует отметить, что налоговый процесс не следует рассматривать в качестве составной части административного3.
Специфика нормативно-правового регулирования налоговых процедур состоит в отсутствии обособленного нормативного правового акта, содержащего процессуальные нормы. НК РФ содержит в себе одновременно и нормы материального права, устанавливающие права и обязанности участников налоговых правоотношений, и нормы процессуального права, посредством которых осуществляется реализация материальных норм. Кроме того, процессуальные нормы в НК РФ не выделены в отдельный раздел, а сгруппированы в основном в первой части НК РФ, регулирующей общие вопросы налогообложения (в общей части НК РФ) по видам налоговых производств.
Анализ налогового законодательства позволяет выделить ряд последовательно сменяющихся, а иногда и совпадающих во времени этапов (стадий) реализации налоговой обязанности налогоплательщика – налоговых процедур: стадия инициативного, добровольного исполнения налогоплательщиком его обязанности; стадия налогового контроля; стадия принудительного исполнения налогоплательщиком его налоговой обязанности; стадия привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.
Мы согласны с мнением М. Карасевой, что все отмеченные стадии обеспечивают в конечном итоге главную цель налогового процесса: выполнение налогоплательщиком налоговой обязанности в строгом соответствии с требованиями законодательства. При этом каждая стадия в налоговом процессе имеет непосредственную цель, выступающую составной в достижении главной цели процесса4.
Таким образом, можно констатировать, что российская наука и практика обогатилась новым правовым явлением – налоговым процессом, требующим активного изучения и развития.
1 Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. – М., 2003. - С. 58.
2 Комментарий к Налоговому Кодексу РФ части второй (постатейный). – Составитель и автор комментариев А.Б. Борисов. – М., 2000. - С. 187.
3 См.: Кучеров И.И., Кикин А.Ю. Меры налогово-процессуального принуждения. – М., 2006. – С. 41.
4 Карасева М.В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект). – М., 2003. - С. 64.