Патриотическое воспитание спортсменов в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость, так как патриотизм является одним из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства. Патриотическая идея всегда была в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых-педагогов, философов, историков и политиков.
Патриотизм, как особое нравственное качество личности человека проявляется в любви к Родине, верности своему Отечеству, преданности и готовности служить своей Родине, стремлении защитить её интересы, привязанности человека к родной земле и уважительном отношении к другим народам, их культуре, языку, традициям и нетерпимости к расовой и национальной неприязни.
Роль спорта в развитии нравственно-патриотического воспитания стала приобретать в последнее время масштабность. Чем выше уровень спортивного мастерства подрастающего поколения, тем определеннее и вдумчивее их суждения о нравственно-патриотических ценностях.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что в настоящее время очень снизилась социальная активность спортсмена как гражданина и патриота. Это актуализирует необходимость дальнейшего совершенствования системы патриотического воспитания спортсменов и молодежи.
На состояние проблемы указывает недостаточность научных разработок, касающихся знаний и методик формирования патриотизма у спортсменов и молодежи, как основного стратегического ресурса России.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. Разработана государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795.
Воплощение этой идеи в жизнь возлагается на общеобразовательные и спортивные организации и учреждения.
Специалистам в этой сфере деятельности необходимо предлагать новые инновационные идеи, разрабатывать новые технологии, изменять приоритеты, т. е выстраивать новую парадигму развития современного спорта.
В первую очередь патриотизмом должен обладать тренер, ведь придя в спортивною секцию юный спортсмен попадает в новую социальную сферу и именно тренер несёт ответственность за воспитание и обучение культурным нормам, и формированию патриотизма, которые обеспечивают эффективное освоение новой социальной роли.
Изучив состояние проблемы формирования патриотизма у спортсменов и молодежи в научно-методической литературе можно утверждать, что в России в значительной степени изменилась не только существовавшая практика патриотического воспитания, но и сама идея формирования и развития личности гражданина-патриота, в настоящее время ему не уделяется должного внимания, а усилия воспитательного процесса малоэффективны.
Очевидно, в спортивном воспитании, должны решаться воспитательные задачи, частью которых является формирование патриотических качеств личности спортсмена. Патриотическое воспитание непосредственно решается в форме бесед, дискуссий, а также с помощью привлечения спортсменов в организации и судействе соревнований. Несомненно, большую роль играет символика и ритуалы соревнований, такие как гимн, церемония награждения, поднятии флага, которые несут воспитательную функцию не только для спортсменов, но и для зрителей. Немаловажным элементом воспитания патриотизма в спорте является проведение памятных соревнований (мемориалов) в честь патриотических дат, памяти героев спорта труда, войны.
Библиографический список:
1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. — Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. — 172 с.
2. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. Пособие. – 2-е изд., стереотип. –М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 240 с.