МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН КАК ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ УЗЛОВ В ИСТОРИИ ТРАНСПОРТНЫХ СООБЩЕНИЙ РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН КАК ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ УЗЛОВ В ИСТОРИИ ТРАНСПОРТНЫХ СООБЩЕНИЙ РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ещё в начале XIX века в крупных городах Европы возникла необходимость в городском транспорте, который не загромождал бы улицы и обладал высокой скоростью. Специалисты сошлись во мнении, что наибольший эффект дало бы перемещение под землёй. Так появилась идея подземных тоннелей, с двигающимися по ним поездами.

Первое в мире метро было построено в Лондоне в 1861-1863 годах. Оно состояло из тоннелей неглубокого заложения, а общая их длина равнялась 3,6 км. Подземная железная дорога связала 2 железнодорожных вокзала с центром города. Эту линию назвали «Метрополитен рейлуэй». Затем английские инженеры начали строить подземные тоннели глубокого заложения, а паровую тягу заменило электричество.

В Нью-Йорке первое метро появилось в 1868 году. Оно было открытым и проходило по металлическим эстакадам. Метро в Париже открыли в 1900 году. В Берлине открытие метрополитена состоялось в 1902 году. Во втором по размерам городе Германии Гамбурге метро появилось в 1912 году. В Будапеште решение о строительстве метрополитена приняли в 1870 году, а первую линию запустили в 1896 году. В Буэнос-Айресе подземный транспорт начал функционировать в 1913 году. В городе Филадельфия первый участок метро был открыт в 1907 году.

Отсюда видно, что подземная железная дорога к началу XX века начала пользоваться огромной популярностью во всём мире. А что же Российская империя? Идея о запуске в Москве подземной железной дороги появилась на полвека раньше, чем проект стали воплощать в жизнь. С 1875 по 1930 год было представлено как минимум пять проектов строительства метрополитена. Царское правительство начало рассматривать строительство московского метро в 1902 году.

История создания метро в Москве насчитывает немногим более 140 лет - идея организации подземного сообщения между Курским вокзалом и Марьиной рощей возникла ещё в 1875 году. Первые проекты датированы 1902 годом. Один из них разрабатывали архитектор П. А. Балинский и инженер-строитель Е. К. Кнорре, а другой - инженеры путей сообщения Н. П. Дмитриев, А. И. Антонович и Н. И. Голиневич. Московская городская Дума отклонила оба, однако они послужили основой для третьего проекта, принятого в 1913 году, а также для последующих.

Весной 1914 года началось строительство метро в Москве. История, однако, диктует свои условия – в июне в Сараево был убит эрцгерцог Австрии Франц Фердинанд. Трагическое событие послужило началом Первой мировой войны, в которую оказалась втянута и Россия. Все мирные планы рухнули. Работы по строительству метро остановились, едва начавшись.

История создания метро в Москве получила продолжение лишь после Октябрьской революции. К 1923 г. столица ощутила столь острую нехватку в транспортных развязках, что тянуть с прокладкой линий метрополитена казалось уже невозможным. Старые планы морально устарели, и было принято решение обратиться к инженерам-конструкторам из знаменитого германского концерна Siemens AG.

В 1925 году проект был готов. Он включал в себя 80 км подземных тоннелей и 86 станций, однако реализация его требовала несоизмеримо большей суммы денег, чем предполагал заказчик, поэтому данный проект отклонили.

К реальным работам приступили лишь в начале 1930-х годов, когда стало совершенно очевидно, что общественный транспорт (представленный в основном трамваями) не справлялся с пассажирскими перевозками. После пробки 6 января 1931 года, когда в городе на день встал весь транспорт — от трамваев до извозчиков, в Москве началось строительство метро.

В июне 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б), с подачи Л. М. Кагановича, всеобщим голосованием депутаты приняли историческое решение о возобновлении работ над метрополитеном. В результате был организован трест «Метрострой», и в ноябре очередной проект первых линий представили Правительству. Почти сразу приступили к прокладке тоннелей и строительству станций. Так началась новая история метро.

Московский метрополитен открыл свои двери для пассажиров 15 мая 1935 года. Ступившие на невиданные ранее эскалаторы пассажиры не подозревали, что стали своеобразными «подопытными» — в день открытия метро «лестница-чудесница» была запущена впервые, ее испытания ранее не проводились, поскольку строительство метро сильно отставало от утвержденного графика, и эскалаторы установили «на скорую руку». Трасса первой линии имела два направления: за станцией «Охотный Ряд» располагалось ответвление в сторону «Александровского Сада». Пассажиров перевозили четырехвагонные составы, работающие на электрической тяге. Таким образом, от станции «Сокольники» через станцию «Охотный Ряд» можно было ехать в двух направлениях: до «Парка Культуры» и до «Смоленской».

Однако такое вилочное движение продолжалось недолго. В 1937 году открылась станция «Киевская» (на этом участке был построен первый метромост через Москву-реку), а в 1938 — «Курская», которые вместе с отрезком «Александровский Сад» - «Смоленская» образовали Арбатскую линию. Мало кто знает, что пути от «Охотного Ряда» до «Александровского Сада» сохранились до настоящего времени; один из них является техническим, а на месте второго сейчас располагается подземный торговый комплекс «Охотный ряд». В сентябре 1938 года открылась третья линия — Горьковско-Замоскворецкая, от станции «Сокол» до станции «Площадь Свердлова» («Театральная»). В годы Великой Отечественной войны строительство метро на некоторое время прервалось, а 16 октября 1941 года двери метро не открылись, породив панику среди москвичей. Это был единственный день в истории метро, когда оно не работало. Станции метрополитена, расположенные на значительной глубине, стали убежищами для москвичей на время налетов немецких бомбардировщиков. За все время, пока налеты продолжались, в метро родились несколько десятков москвичей. Также в военное время в метро работала библиотека (на станции «Курская»). В мае 1942 года, когда угроза захвата Москвы миновала, возобновилось строительство новых станций. На всех станциях, построенных в годы Великой Отечественной войны, есть памятная табличка. После Великой Отечественной началось строительство Кольцевой линии метрополитена, которая первоначально планировалась точно под Садовым кольцом. Однако позднее было принято решение перенести северную часть линии с целью связать путями метро главные вокзалы столицы. Первые станции Кольцевой линии были открыты в 1950-м, а замкнулась линия в 1954 году. Одновременно с ней строился глубокий участок Арбатской линии. Это строительство было связано с началом «холодной войны»: станции глубокого заложения должны были служить бомбоубежищем для жителей Москвы в случае войны, поскольку станции мелкого заложения оказались уязвимы для бомбардировок (туннель между «Арбатской» и «Смоленской» в годы Великой Отечественной войны был пробит авиационной бомбой). В 1953 году станции мелкого заложения от «Киевской» до «Александровского сада» были закрыты, однако оставались в этом статусе недолго — в 1958 году их снова открыли, но уже в составе Филёвской линии. С 1955 года в Москве начинают строиться станции по «типовому проекту» с целью удешевить и ускорить строительство метро. Это всем знакомые «одинаковые» станции, которых предостаточно на любой ветке метро. В 1950—1960-х годах линии метро стали строить от Кольцевой по направлению к окраинам, не соединяя в центре. Так были построены современные Таганско-Краснопресненская и Калужско-Рижская линии. Центральные части их построили значительно позже — в 1970-х годах. По подобной схеме с 1979 по 1994 годы строили Серпуховско-Тимирязевскую, Калининскую и Люблинскую линии.

В середине 1990-х появились проекты монорельсовой транспортной системы. Экспериментальный отрезок был построен от станции «ВДНХ» до станции «Тимирязевская». Первоначально линия монорельсовой железной дороги должна была идти вдоль Ярославского шоссе, однако от этой трассы решено было отказаться — видимо, уже до строительства стало понятно, что монорельс — по сути, экскурсионный транспорт. Одновременно с монорельсом появляются проекты так называемого «легкого» метро — строительство метрополитена на эстакадах, без применения подземных методов строительства. Экспериментальная ветка «легкого» метро пошла в район Южного Бутово, однако широкого распространения так и не получила. Несмотря на сравнительно дешевое строительство, «легкое» метро оказалось гораздо сложнее в эксплуатации по сравнению с «классическим» подземным вариантом мелкого заложения.

Москва действительно является уменьшенной копией всей России и отражает жизнь каждого региона. История великой стройки наглядно показывает, что мы, русские люди, умеем работать, не щадя себя, и искренне любим свою Родину, а беды и лишения, которые иногда выпадают на нашу долю, мы переносим с мужеством и стойкостью, не теряя веры, надежды и присутствия духа.

Список литературы

История метро (Москва). (б.д.). Получено из http://fb.ru/article/305821/istoriya-metro-moskva-interesnyie-faktyi-i-foto

Как появилось московское метро? (б.д.). Получено из https://shkolazhizni.ru/culture/articles/67785/

Как строилось метро в Москве, или История подземного города. (б.д.). Получено из https://www.mos.ru/news/item/28604073/

Строительство Московского метрополитена. (б.д.). Получено из http://www.factruz.ru/history_mistery_2/construction-moscow-metro.htm

Просмотров работы: 426