СТАНЦИЯ МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА РИМСКАЯ ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СТАНЦИЯ МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА РИМСКАЯ ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Впервые услышав название станции, многие задаются вопросом: при чём тут Рим? Правда, когда-то Москву было принято величать Третьим Римом (после второго – Константинополя)... Но дело не в этом. Сначала станция должна была именоваться «Серп и молот» – в честь крупного металлургического завода, который расположен неподалёку, потом – «Площадь Ильича». Однако на волне переименований эта площадь обрела своё прежнее название – площадь Рогожской заставы, после чего «Серп и молот» трансформировались в «Рогожскую». Окончательное название «Римская» станция получила благодаря тому, что в ее художественном оформлении участвовали итальянские архитекторы Имбриги и Куатроччи. К тому же, это было актом дружественного «обмена» названиями, достаточно распространённого в странах Европы. На новой линии Римского метрополитена должна была появиться «Московская», спроектированная совместно с российскими архитекторами. Однако, станция «Moscova», именно так в итальянском варианте будет звучать «Московская», так и не появилась в Вечном городе. Зато в Миланском метро одноименная станция существует уже с 1978 года, так что спустя 17 лет Россия и Италия все-таки поменялись названиями станций в честь своих городов.

Разговор о станциях и городах заслуживает отдельной статьи; «Римская», как и «Пражская» получила название, не связанное с местным топонимом. Это была дань уважения, интересный эксперимент, в оформлении которого, конечно, приняли участие итальянские архитекторы.

«Римская» весьма примечательна во множестве отношений. С каким-то особым уважением отнеслись тут к декору. Отсутствуют указатели посреди зала, которые могли бы испортить перспективу или скрыть Мадонну с младенцем, «инфосос» скромно прижался к колонне. Конструкция станции была новой для Московского метро (обычно под платформой есть служебные помещения, здесь такого нет).

Невысокие массивные колонны пронзают подвесные алюминиевые карнизы, упираясь в тяжёлый свод. Подсветка центрального зала осуществляется из овальных ниш, расположенных у основания свода. Впервые подобные светильники, были использованы в Праге на станции «Московская» московским же архитектором Львом Поповым. Спустя несколько лет этот приём был повторен на столичной станции «Боровицкая». Ещё через десять лет была открыта станция «Римская», главным архитектором которой был все тот же Лев Попов. Все композиции выполнены московским скульптором Леонидом Берлиным в виде майоликовых скульптур. Не случайно для художественного оформления станции был выбран именно этот материал, совсем нетрадиционный для Московского и российского зодчества. Майолика – глазурованная цветная обожжённая глина с крупнопористым черепком – характерный материал для итальянского Возрождения. Наибольшее внимание пассажиров привлекает композиция «Ромул и Рэм, восседающие на колонне», расположенная в южном торце станции, откуда начинается выход в город. Согласно легенде, двух братьев-близнецов, которые якобы в 754 году до нашей эры основали город Рим, в детстве вскормила волчица – ее скульптуру мы тоже вскоре увидим на станции. Благодаря правильно подобранному освещению, фигуры двух маленьких мальчиков, сидящих на обломках коринфской колонны, легко вписаны в интерьер зала.В глухой стене над ступенчатым парапетом Вы увидите нишу, в которой расположен единственный в Московском метро фонтан. К сожалению, из-за повышенной влажности фонтан достаточно часто приходится отключать. Также в нише расположен кусок стены, отделанный знаменитым белоснежным итальянским каррарским мрамором. От фонтана открывается панорама станции. Если подключить немного фантазии, появится чувство, что Вы находитесь на борту великолепного самолёта. Пройдём по одному из коридоров в сторону эскалаторов, ведущих на выход. Попав в эскалаторный зал, обратите внимание на майоликовую скульптурную группу «Капитолийская волчица», расположенную в нише над проходами. Композиция заключена в овальный медальон с небесно-голубой внутренней поверхностью, где на фоне ярко светящего солнца в окружении полевых трав стоит капитолийская волчица, вскармливающая двух малышей, Ромула и Рэма. Очень четко изображено тело хищного зверя с втянутыми боками и выступающими сквозь кожу ребрами. Пасть волчицы оскалена, уши насторожены, передние лапы находятся в напряжении. Правдивая трактовка тела зверя сочетается с условно-декоративным исполнением отдельных деталей: завитки шерсти на спине и хвосте напоминают узорчатый орнамент. Эта скульптурная композиция копирует множество подобных статуй, однако ее самый известный прообраз – статуя, установленная в конце VI или начале V века до н.э. на Капитолии, одном из семи римских холмов, По контуру майоликового круга сделана надпись на латыни – “Urbs aeterna. Romullus Martis filus urbem Romam condit” (читается как «урбс этерна. Ромуллус мартис филус урбем ромам кондит»), что в переводе на русский означает: «Вечный город. Ромул, сын Марса, основал Рим». В нише над началом коридора, ведущего на станцию «Площадь Ильича», в овальную раковину помещена скульптурная икона «Мадонна с младенцем». Мадонна нежно и бережно прижимает к себе сына. Задумчивое, кроткое выражение освещает ее склоненное к младенцу лицо. Особое почитание Богоматери – то, что всегда связывало русскую и итальянскую духовную культуру. По краю раковины нанесены слова молитвы Пресвятой Богородице, в переводе с латинского она звучит как «Святая Мария, Матерь Божья, молись за нас грешных, и сейчас, и в час смерти нашей. Аминь». Миновав проход, вы попадёте к эскалатору. Зайдя на него, повернитесь назад. Над проходом с другой стороны «Мадонны» расположена композиция «Маска «Уста Истины», которая разительно отличается от оригинала в портике римской церкви Святой Марии ин Космедин. Каменная маска Эркола Победителя в течение длительного времени наводила ужас на население Рима, поскольку считалось, что, если человек, положивший в каменный рот руку, скажет неправду, каменное божество немедленно ее откусит. Не исключено, что практически так оно и было: в пользу этой гипотезы свидетельствуют средневековые документы, согласно которым за маской стоял человек и рубил руки нечестным. Поскольку в те времена рядом с храмом находилась торговая площадь, нечестных в округе было немало. Очень многие торговцы, которых приводили к «устам истины», боясь потерять руку, раскаивались в содеянном. По внешнему краю контура круга нанесены слова, означающие на латыни «Отверстие фонтана не причинит вреда, если испытуемый ничего не скрывает». Поднявшись по эскалатору, вы попадете в небольшой зал. В его конце над проходом на станцию «Площадь Ильича» расположена ещё одна композиция: «Арка Константина, над которой парят два ангелочка». Надпись, расположенная по краю медальона, поучительна – «Ante Victoria ne canas triumeram» («анта викториа не канас триумерам»), то есть «До победы не говори о триумфе!». Завершают композицию три небольших майоликовых медальона; каждый из них находится над лестницей, в одном из проходов, ведущих на станцию «Площадь Ильича».

Список использованных материалов:

1.Статья "Станция метро "Римская"" сайт izi.travel

2.Статья "Станция "Римская" и фонтан на ней" сайт kto-to.ru

Просмотров работы: 374