КОЛЛЕКТИВ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КОЛЛЕКТИВ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

Ионова Ю.А. 1
1МосУ МВД им. В.Я.Кикотя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Человек — биосоциальное существо. Воспитание человека возможно только в окружении людей. Только в обществе он может усвоить все навыки и знания, необходимые для жизни. Воспитание в коллективе для него естественно. Оно дает человеку необходимый опыт общения и взаимодействия с окружающими.1 Общественное мнение для человека очень сильно влияет на его поступки и поведение в целом, поэтому воспитание в коллективе очень эффективно для становления личности. Следовательно, коллектив обладает значительным влиянием на человека. Это влияние можно эффективно использовать в воспитательных целях. Также коллектив можно рассматривать как средство воспитания. Слово «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское «collectivus» -- собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. Вопросу коллективного воспитания посвящены работы великого педагога А.С. Макаренко. Наследие Антона Семёновича давно и заслуженно стало классикой отечественной и мировой педагогики. Технология жесткого коллективного воспитания опиралась на советскую идеологию. Общественный строй поменялся. Но технология А.С. Макаренко сохраняет свою актуальность. Его теория стала некой базой, которую, вполне можно адаптировать и использовать сегодня. Воплощение его идей во многих образовательных и воспитательных учреждениях, как показывают примеры, дает замечательные результаты.

А.С. Макаренко под коллективом понимал объединение людей для достижения общих целей в общем труде - объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением, и взаимозависимостью отдельных своих частей. Он подчеркивал, что коллектив - часть советского общества: “через коллектив каждый его член входит в общество”.

Коллектив отличается рядом важных признаков. Рассмотрим их.

1. Общая социально значимая цель - одна из важнейших составляющих коллектива.

2. Совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности.

3. Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).

4. Выборный руководящий орган.2

Группа людей становится коллективом не сразу, а иногда и не становится вовсе. Таким образом, понятие коллектив имеет множество значений и определений. Обобщенно можно сказать, что это группа людей, объединенная общей деятельностью для достижения общих целей.

«Коллектив должен быть первой целью нашего воспитания, должен обладать совершенно определенными качествами»Эти качества А.С. Макаренко определил так: коллектив объединяет людей во имя общей цели, в общем труде и в организации этого труда. Общие и частные цели не должны противостоять друг другу. Каждое действие отдельного ученика, каждая его удача или неудача должны расцениваться, как неудачи коллектива, как удача в общем деле.

Через коллектив каждый его член входит в общество, отсюда вытекает идея дисциплины, понятия долга и чести, гармонии личных интересов.

В коллективе воспитываются энергичные и активные члены общества, способные найти верные нравственные критерии для своих поступков и потребовать от других поведения в соответствии с такими критериями, - это было убеждением А.С. Макаренко,и оно осуществлялось в руководимых им детских учреждениях.

В своем развитии коллектив проходит три стадии:

На первой - коллектива нет, педагог выполняет роль диктатора, выступая с требованиями к воспитанникам.

На второй — возникает актив-группа деятельных воспитанников, поддерживающих начинания педагога и его требования к воспитанникам. «Под активом понимаются все воспитанники, хорошо относящиеся к учреждению и его задачам, принимающие участие в работе органов самоуправления, в работе управления производством, в клубной и культурной работе». Нужно стремиться к тому, чтобы большинство членов коллектива составляло актив, особенно важно привлечь к работе наиболее деятельных ребят как можно быстрее, в начальный период организации коллектива. Актив — опора педагога, благодаря ему требования педагога передаются членам коллектива, становясь требованиями самих ребят. Члены актива могут занимать определенные должности, не может быть никаких материальных привилегий и поблажек, необходимо предъявлять к активу повышенные требования.

На третьей— складываются органы самоуправления, коллектив становится способным решать самые разнообразные учебные, хозяйственные, культурные и другие вопросы, требования идут к отдельному воспитаннику от всего коллектива

Развитие детского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом, который творчески ищет наиболее эффективные пути для его движения вперёд.

Организация воспитательного процесса у Макаренко — это организация формирования коллектива, который станет объектом и субъектом воспитательного воздействия. Воспитательная работа — прежде всего организация, т.е. способность организовать жизнедеятельность детей. Уважение и требовательность в работе руководителя должны работать в тондеме. Деловые и трудовые отношения должны стать ведущими. Трудовая деятельность является основной. Вся многообразная деятельность воспитанников была слаженной и четко организованной благодаря самоуправлению.

Сегодня огромная ценность теории и практики А.С. Макаренко в том, что он сформулировал ряд важных идей в области педагогики: связь воспитания с жизнью, многостороннее воздействие на отношения с помощью деятельности, многообразие внутриколлективных и межколлективных отношений и др.

Идеи Макаренко продолжают жить и развиваться. Подтверждение тому — примеры современных учреждений, которые успешно используют элементы его технологии.Один из примеров - средняя школа № 2 г. Козьмодемьянска. Это особая школа, где в основном обучаются дети из малообеспеченных, неблагополучных семей. Дети приходят туда с большими проблемами в поведении, развитии и воспитании. С 2000 года в школе поменялось руководство и перед новым директором встал вопрос о том, как управлять школой и что можно сделать для ребят, лишенных родительского внимания и заботы. Результаты работы с такими детьми, как правило, непредсказуемы, поэтому определенного рецепта или четкого плана быть не могло. На помощь пришли труды А.С. Макаренко. Многие «золотые» идеи оказались подходящими для работы. По А.С. Макаренко воспитательная система - это обязательно живая система, с элементами творческого развития, изменения, совершенствования. Она не может быть твердой застывшей нормой. Эта мысль стала основной в воспитательной системе второй школы:«Наша воспитательная система — система открытая, живо реагирующая на изменения внутренних и внешних условий. В зависимости от обстоятельств, вносятся коррективы и поправки, отбрасываются устаревшие и ненужные средства».Система «перспективных линий коллектива и личности», разработанная Макаренко, также используется в данной школе.«Воспитать человека — значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается завтрашняя радость...»Идеи Макаренко не столько прошлое, сколько будущее педагогики и воспитания. А.С. Макаренко — классик не только советской и российской, но и мировой педагогики. Он основоположник современной теории и методики воспитания. Только с опорой на его наследие можно создать эффективную воспитательную систему. 3

Заключение

Для создания данной работы была изучена различная литература, относящаяся к теме коллективного воспитания. Мы отметили основные идеи теории А.С. Макаренко и кратко рассмотрели возможности их применения в сегодняшние дни. Существует множество определений и значений понятия коллектив, у исследователей нет единого мнения по этому вопросу. Если попытаться обобщить, то можно сказать, что коллектив — группа людей, объединенная общей деятельностью, для достижения общих целей. Высокоразвитая группа предполагает, что отношения между людьми в ней базируются на принципах общечеловеческой морали, присутствует коллективизм, ответственность и т. д.

Главное место в теории А.С.Макаренко занимает коллектив. Он является основным воспитательным инструментом, одновременно объектом и субъектом воспитательного воздействия. В работе рассмотрены концептуальные идеи и принципы теории А.С. Макаренко.

Список литературы.

  1. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб.пособие для вузов/ И. П. Подласый

  2. Гриценко, Л. И. Социальное воспитание и свобода личности в педагогике А. С. Макаренко / Л. И. Гриценко // Педагогика. – 2013. – N 2. – С. 97–102. – Библиогр.: с. 102.

  3. Карапчук, В. А. Уроки Макаренко / В. А. Карапчук // Социальная педагогика. – 2013. – № 1. – С. 74–81.

  4. Педагогическое наследие А. С. Макаренко и современная школа: опыт и проблемы : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения А. С. Макаренко, Новокузнецк, 27 марта 2008 г. / Кузбас. гос. пед. акад., Фак. педагогики и методики нач. образования. – Новокузнецк : Кузбас. гос. пед. акад., 2008. – 239 с. : ил.

1 Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб.пособие для вузов/ И. П. Подласый

2 Гриценко, Л. И. Социальное воспитание и свобода личности в педагогике А. С. Макаренко / Л. И. Гриценко // Педагогика. – 2013. – N 2. – С. 97–102. – Библиогр.: с. 102.

3 .Педагогическое наследие А. С. Макаренко и современная школа: опыт и проблемы : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения А. С. Макаренко, Новокузнецк, 27 марта 2008 г. / Кузбас. гос. пед. акад., Фак. педагогики и методики нач. образования. – Новокузнецк : Кузбас. гос. пед. акад., 2008. – 239 с. : ил.

Просмотров работы: 2587