Некоторые люди выбирают профессию не своему желанию, а говорят, что так получилось. Другие же – по своему призванию. Быть педагогом – отдавать всего себя детям. Но в то же время не надо забывать о том, что студенты, закончившие ВУЗ, имеют небольшую возрастную разницу со школьниками, в частности, старшеклассниками. Иногда из-за этого возникают проблемы в установлении дистанции между молодым педагогом и обучающимися.Ученики начинают проверять молодого педагога, проявлять знаки внимания, срывать уроки. Некоторые молодые специалисты с такими трудностями в установлении взаимоотношений с учащимися справляются успешно, а другие – уходят с работы, потому что чувствуют разочарование в себе, думая о том, что эта профессия не для него, что зря проучился столько лет, и идет работать совершенно в другую сферу деятельности. Таким образом, можно выделить одну из основных проблем молодого специалиста, и связана она не со знанием преподаваемого предмета, а с эмоциональным настроем педагога.
Для того, чтобы студент смог понять станет ли он хорошим педагогом, научился устанавливать контакт с обучающимисяразного возраста, педагогические ВУЗы отправляют студентов на производственную (педагогическую) практику в общеобразовательную школу во время обучения. Хотим поделиться личными впечатлениями от прохождения данной практики. Являясь студенткой образовательной программы Филологическое образование по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование Шуйского филиала ИвГУ, я проходила две педагогические практики в образовательных учреждениях. Первую практику мы проходили в среднем звене школы (5-8 классы). В среднем звене идет стремительный этап формирования личности школьника. Социальная ситуация развития подростков связана с их стремлением приобщаться к миру взрослых, происходит ориентация подростков на нормы и ценности мира взрослых, поэтому одним из главных новообразований выступает чувство взрослости. Это чувство проявляется в поведении подростков. Я практику проходила в 5 классе (младший подростковый возраст), уровень подготовки класса – высокий. В младшем подростковом возрасте пубертатный кризис еще мало выражен, дети успешно адаптировались к условиям обучения в среднем звене. Особых проблем на этой практике не возникло. Я легко преодолела боязнь вести первые уроки. Дети сразу открылись мне, потянулись ко мне. С ними было очень легко работать, они хорошо усваивали преподаваемый предмет. На уроке у меня всегда было рабочее творческое состояние. И даже когда случалось войти в класс, например, не в настроении, я видела детские глаза, которые смотрят с любовью, то сразу все проблемы оставались вне класса. От детей я всегда видела отдачу. Учащиеся среднего звена, особенно пятиклассники, сразу воспринимают студента-практиканта и молодого специалиста, как учителя.
Вторую практику мы проходили в старшем звене школы (9-11 классы). В отличие от нестабильного психофизического развития подростка, юношество отличается большей стабильностью. Социальная ситуация развития – начало самостоятельной жизни. Старшеклассники определяются с выбором профессии и формируют свою жизненную позицию. Поэтому студент-практикант и молодой специалист должен учитывать то, что ведущими видами деятельности становятся учебно-профессиональная деятельность и самоопределение обучающихся. И от них нужно требовать самостоятельности выполнения, активности на уроках. Я проходила практику в 10 классе –«золотая середина» между 9 и 11 классах. Десятиклассники расслабляются, понимая, что ОГЭ в 9 классе сдали, а ЕГЭ в 11 классе еще нескоро. Поэтому привлечь их к продуктивной работе на уроках крайне сложно. Самая главная проблема, которую должен преодолеть молодой специалист и студент-практикант – небольшая разница в возрасте. Учащиеся понимают, что к ним пришел почти их ровесник, и могут позволить себе на уроках многое (нецензурная речь, хождение по классу и т.п.).Здесь я столкнулась с проблемой нарушения объективности моей роли – школьники не воспринимали меня как учителя. Отвела два урока и не видела отдачи от ребят. Мне кажется, им было сложно сразу воспринять меня как учителя (разница в возрасте у нас небольшая), я терпеливо ждала, когда они ко мне привыкнут. На третьем уроке я решила провести урок-дискуссию по литературе. Именно этот тип урока помог найти подход к ученикам. Он позволил учащимся раскрыться, показать уровень своих знаний, умение работать в группах и вести дискуссию. Я, в свою очередь, в нужный момент задавала им вопросы, приводила дополнительную информацию, показала уровень своей эрудированности. Потом они стали мне помогать, предлагать свои варианты построения урока, стали моими помощниками, моей опорой и поддержкой. Намного интересней работать и учителю, и обучающимся, когда интересы обеих сторон учитываются. Еще одна проблема, с которой может столкнуться молодой специалист – стиль одежды. Во многих образовательных учреждениях сейчас введена тенденция к школьной форме, в то же время единого образца школьной формы нет. Внешний вид учителя обязательно должен соответствовать деловому стилю.
Трудности возникают на любой работе, в любой профессии, особенно в самом начале профессиональной деятельности. На наш взгляд, для того чтобы молодому специалисту было легче получить обратную связь от учащихся, необходимо четко определить и дать понять ученикам, какую методику преподавания, какой индивидуальный стиль деятельностивы выбрали, а также учитывать уровень подготовки класса.